Эксперты назвали сельский туризм бизнесом, а не социальным проектом
Сельский туризм в России пока остается невостребованным. О том, что мешает отрасли приносить значительный объем прибыли, рассуждали представители российских регионов и нескольких европейских стран в рамках состоявшегося в Белгороде международного профильного форума.
Эксперты признали, что в настоящее время стремительному развитию этого сектора не хватает кластеров. Кроме того, как и любой другой бизнес, сельский туризм нуждается в модернизации инфраструктуры, высококвалифицированных кадрах и грамотном продвижении нового для России турпродукта.
Только бизнес
Начальник управления государственных туристских проектов и безопасности Федерального агентства по туризму Александр Сирченко назвал целый ряд российских регионов, где этот сектор развивается достаточно успешно. Среди них Калужская, Тамбовская и Белгородская области. Собственно, Белгородчина и была выбрана местом проведения форума, с одной стороны, потому что здесь уже реализован ряд проектов в этой сфере, а с другой — поскольку проблемы, с которыми столкнулись в регионе, типичны для страны.
— Доля сельского туризма в общем туристическом потоке России составляет порядка двух процентов,— отметил Александр Сирченко. — Опыт стран Европы доказывает, что этот показатель может достигать 15—20 процентов.
По его словам, развитие отрасли дает множество преимуществ. Так, на селе появляются новые инженерная и социальная инфраструктуры, увеличивается количество предпринимателей. Подворья и гостевые дома становятся площадкой для реализации сельхозпродукции местных фермеров, а значит, растут и доходы людей, и налоговые поступления в бюджет муниципалитета.
— Экономический эффект может достигать 30 миллиардов рублей в год, — отметил Александр Сирченко. — При этом сельский туризм не требует больших инвестиций.
Эти слова подтвердила начальник управления по развитию туризма, народных традиций и промыслов администрации Грайворонского района Белгородской области Екатерина Алиханова.
— Создавать первые сельские усадьбы было очень сложно, — вспоминает она. — К примеру, живет в одном из сел пасечник. Мы ему предлагаем: давай, мол, ты будешь не просто мед продавать, но и рассказывать о его свойствах, показывать, насколько он разный. Устроим дегустацию. Он отмахивается, мол, не для него эта работа. Убеждаем, наконец. И человек пробует. Потом ему это начинает нравиться. И теперь помимо меда здесь предлагают дегустировать фиточаи, которые готовит жена пасечника. Со временем они открывают гостевой домик. И местные фермеры привозят им продукты для клиентов. Но все это — кропотливая работа.
На региональном уровне таким начинающим предпринимателям выделяют гранты в 300 тысяч рублей.
— Как правило, эта сумма становится стартовым капиталом,— поясняет начальник департамента экономического развития Белгородской области Олег Абрамов.— Сельский туризм — бизнес, а не социальный проект.
Завкафедрой бизнес-технологий в туризме Российского госуниверситета туризма и сервиса Татьяна Кривошеева уверена: в настоящее время представление о качественном отдыхе у россиян меняется. Городские жители все чаще предпочитают пляжам деревню с ее пейзажами и традициями.
— Люди сравнивают это с поездкой к бабушке, как в детстве. Они готовы дорого платить за деревенские продукты, неделю на свежем воздухе и покой,— отмечает она. — Однако зачастую предпринимателям сложно просчитать все риски. Так, известен пример, когда в одном из сел был построен гостевой дом, рядом с ним — сыроварня. Здесь же наладили выпуск сувениров. Словом, все было сделано по высшему разряду. Но предприниматель не учел отвратительное качество дорог. В межсезонье к этой усадьбе попросту не могли доехать. Состояние инфраструктуры не позволило развиться этому проекту.
Закон не писан
Впрочем, предъявлять претензии порой можно и к качеству самих усадеб. Татьяна Кривошеева уверена, что в России нужно сформировать единый стандарт для такого рода гостиниц или комплексов отдыха. В настоящее время некие нормативы если и есть, то лишь в отдельных регионах, причем в каждом — свои.
Начальник управления по развитию сельского туризма Белгородской области Елена Амельченко-Старосветская, рассказывая о региональной системе сертификации усадеб, отметила, что каждой из них присваивают определенное количество «подков» — это местный аналог «звездной» классификации гостиниц.
— Но это единичный пример,— заявила Татьяна Кривошеева. — А хотелось бы, чтобы были приняты общероссийские стандарты, которые как-то соответствовали международным. Ведь Россия интересна и туристам из других стран.
Александр Сирченко отметил, что законодательную базу, которая бы регулировала эту сферу бизнеса, намерены создать совсем скоро. При этом для сельских предпринимателей, возможно, предусмотрят определенные преференции: мы будем стараться создавать благоприятные условия для инвесторов.
Каждому свое
Однако часть экспертов уверена, что никакие налоговые льготы не помогут выстроить успешный бизнес, если предприниматель не позаботится о грамотном продвижении своего продукта, в том числе на международном рынке. Блиц-опросы иностранных туристов показали, что они не видят уникальности каждого нашего региона. Везде им предлагают лен, блины и кашу. Между тем иностранный потребитель всегда хочет какой-то самобытности.
Анна Скрипка
Российская газета, №177, 13 августа 2013 года.