Говорить в августе о строительном рынке – хорошая традиция, сложившаяся благодаря профессиональному празднику, который отмечается в нашей стране уже много лет. Однако в этот раз мы решили отойти от шаблонов и поговорить не о тех, кто занят на стройплощадках, а о тех, кто трудится бок о бок с ведущими строительными компаниями региона. Компания «Эльтаро» занимается реализацией квартир в жилых комплексах «Челюскинцев, 101» и «Вега», «Новом квартале Отрадное» и «Звездном квартале Шилово». Что видно с капитанского мостика, соединяющего застройщиков и покупателей, чем Воронеж отличается от Столицы и как добиться успеха в любом деле, за которое берешься? Об этом нам удалось поговорить с директором компании «Эльтаро» Александром Рудым.
Расскажите, как вы пришли в компанию «Эльтаро». Предыдущий опыт в строительной сфере сыграл свою роль при выборе?
– Со строительством я связан фактически всю сознательную жизнь. Я 16 лет отслужил в инженерно-строительных войсках. Начинал на Байконуре, а закончил в Московском, или, как его в народе называли, Приарбатском военном округе. Последнее воинское звание – подполковник. В гражданское строительство пришел, что называется, волею случая. Обстоятельства сложились так, что мне пришлось уволиться из вооруженных сил. Вопроса, куда идти, даже не возникло – однозначно в строительство. Правда, уже гражданское. В «Эльтаро» пришел несколько лет назад, имея опыт работы в нескольких крупных строительных фирмах, у которых были объекты в Москве, Подмосковье и регионах.
Не сложно было менять армию на «гражданку»? Все-таки сферы деятельности довольно разные.
– Разница чувствовалась сразу. Отличалось абсолютно все - от взаимоотношений между людьми до отношения к делу. В войсках разгильдяйства значительно меньше – такова уж специфика военной службы. Причем на определенном этапе дисциплинированность становится частью характера, стилем и манерой поведения. Это качество во многом помогло адаптироваться к новой работе, да и вообще к новым условиям. Примерно тогда же мне пришлось получить еще одно высшее образование - жизнь заставила, работа потребовала. Поступил на заочное отделение Московского психолого-социального института, на юридический факультет. Сейчас, кстати, учусь в Академии госслужбы, на отделении государственного управления. Готовлюсь к защите диплома.
Вернемся к 2009 году, когда вы переехали в Воронеж. Каким вам показался город тогда?
– Первое, что приятно удивило, – отсутствие пробок. В Москве для того, чтобы добраться от дома до работы, требовалось два-три часа. Бывали случаи, когда я ехал домой, так и не добравшись до места назначения. Здесь же за 10-15 минут можно добраться фактически в любую точку города. При этом сам город по сравнению с Москвой показался очень компактным. Что же касается строительной индустрии, то здесь как будто все замерло – вы помните, что в феврале 2009 года мировой кризис как раз входил в кульминационную стадию. Строилось мало. В кризис предпринимать что-либо были готовы единицы. Но, на мое удивление, продажи в Воронеже шли гораздо лучше, чем в Москве.
Что было самым трудным в первые месяцы работы в Воронеже?
– Пожалуй, самой большой трудностью было преодолеть неверие людей в компанию и собственные силы. На тот момент в «Эльтаро» сложилась очень интересная ситуация. Многие сотрудники в первые две недели после моего приезда начали писать заявления об уходе – кризис же, плюс начальство новое из Москвы приехало. То есть, в принципе непонятно, что будет дальше. К слову сказать, компания довольно неплохо пережила кризис, выстояла. Хотя и не без определенных проблем. Например, был такой момент, когда руководство в течение пяти месяцев сидело без зарплаты – были большие проблемы с деньгами.
Какие цели перед вами стояли в 2009 году? И как эти цели изменились сейчас?
– Цели у компании всегда одинаковы - бизнес стремится к достижению коммерческого результата. Только рынок растет, требования к качеству работы повышаются, поэтому с течением времени требуется прилагать больше усилий для того, чтобы не просто сохранять уровень, а повышать его. Нашей задачей и в 2009, и в 2010 году, и сейчас остается активная работа на рынке, развитие партнерских связей и постоянное совершенствование всех процессов, позволяющее выполнять работу на высочайшем профессиональном уровне.
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать хороший руководитель?
– Я глубоко убежден, что хороший руководитель должен быть пунктуальным, настойчивым в достижении цели и требовательным к себе и к подчиненным. По-другому, увы, никак. Любая организация – это целостный механизм, в котором каждый винтик выполняет свою функцию. Если один винтик начинает болтаться или отходить, то в целом весь механизм перестает нормально работать.
А приходилось ли вам обучать сотрудников, ведь у вас достаточно специфический вид деятельности, в котором, судя по вашим словам, все функции должны осуществляться без сбоев?
– Обучать, безусловно, приходилось и приходится. И сказать честно, делаю это с большим удовольствием. В компании мы понимаем, что появляются новые формы и подходы. Если компания стремится к более качественному оказанию услуг, ей просто необходимо держать руку на пульсе. В некоторых случаях сотрудников приходится обучать буквально всему, вплоть до того, как говорить «алло» во время общения с клиентом, как выстраивать с ним диалог. Мы понимаем, что мелочей в бизнесе и тем более на нашем рынке быть не может. Деловая эффективность наших сотрудников зависит от множества навыков, во многом определяя успех компании.
Есть ли место для творчества в вашей работе?
– Я считаю, что подходить творчески или, как сейчас принято говорить, креативно, нужно к любому делу. Только надо принимать в расчет, что в каждом виде деятельности творчество выражается по-своему. Нестандартные ходы, оригинальные решения имеют место и в переговорах, и в продажах. Только творчество обязательно должно иметь своей целью достижение конкретного коммерческого результата. Креативность ради креативности смысла не имеет.
Есть ли у человека или отдельно взятой компании право и возможность менять среду вокруг себя?
– Думаю, для человека нет ничего невозможного. Здесь все дело в количестве приложенных усилий.
Любой человек от рождения обладает правом изменять среду и обладает потенциалом, чтобы это право реализовать. Но кому-то удается это сделать, а кому-то - нет. И здесь многое определяется тем, сможет ли человек получить одобрение и поддержку от окружающих в своих намерениях.
Могу по этому поводу привести пример. Я живу в комплексе «Челюскинцев, 101», квартиры в котором реализует компания «Эльтаро». Я общаюсь с покупателями как с соседями, в неформальной обстановке. И когда я смотрю, как выглядит этот проект сейчас, зная его с момента, когда он только возник, я понимаю, что в реальности, а не в рекламном сообщении, в этом жилом комплексе реализована идея создания абсолютно комфортной социальной среды. И это достижение реализовано не одним человеком, а комплексными усилиями со стороны девелоперов, строителей, управляющей компании и самих жильцов, которые поддержали идею.
Помните сказку про отца, трех братьев и веник? Отец дал сыновьям веник, и говорит – ломайте. Они не смогли. А по одному прутику – получилось. Я вспомнил эту историю потому, что большие результаты не создаются одномоментно, они требуют последовательной и планомерной работы.
Вы – командный игрок? Если да, то каково ваше амплуа в команде?
– Здесь все зависит от конкретной задачи. Если опираться на футбольную терминологию, то сейчас я, скорее, в защите. А то, знаете ли, пока до чужих ворот добежишь, да потом обратно возвращаться… (смеется). Но порой могу и в нападении сыграть. А вообще - стремлюсь быть игроком-универсалом. Причем стараюсь оставаться таковым не только на работе, но и в обычной жизни.
Как вы мотивируете сотрудников на достижение лучшего результата?
– К мотивации, на мой взгляд, надо подходить избирательно. Кого-то надо по головке погладить, ласковое слово сказать. Кому-то нужно премию выписать. А кому-то, может быть, и «кнут» необходим (смеется). И себя порой тоже мотивирую. Меня неудовлетворенность знаниями в каких-то вещах стимулирует к саморазвитию. Например, не знаю я того или иного вопроса. Начинаю разбираться, и на определенных этапах понимаю, что это довольно просто и легко.
Что, на ваш взгляд, необходимо Воронежу? Что вам хотелось бы привнести в развитие территории?
– Думаю, с точки зрения территории здесь всего достаточно, город быстро развивается. Единственное, чего, возможно, не хватает, это элементарной культуры в обществе. И отчасти - любви к своему городу. Но это проблема не только Воронежа. Например, ребенок играет на газоне. Женщина (посторонняя) делает замечание, а родители говорят: «Мы сами знаем, что куда бросать». Я такого подхода не приемлю. Такая позиция – отражение системы ценностей и воспитания. Воронежу в направлении развития общей культуры, безусловно, есть куда расти.
Скажите, вы – суеверный человек?
– Не могу сказать, что суеверный. Скорее, доверяющий шестому чувству. Причем стал к нему прислушиваться после одного случая. Дело было в 1994 году, еще на военной службе. Я тогда служил в отделе кадров. Моя помощница поставила электрический чайник и, очевидно, забыв о нем, ушла домой. Это было уже под конец рабочего дня. Мне тоже надо уходить домой, я выключил компьютер, начал закрывать, и чувствую, что-то меня будто держит у двери, как будто что-то внутри говорит «открой, проверь еще раз». Ладно, думаю. Открываю дверь, и вижу, чайник включен, начинает закипать. А у старых чайников была такая особенность: они быстро вспыхивали и сгорали. Знаете, с тех пор я стал доверять интуиции. Вообще, я считаю, что очень важно прислушиваться к своему внутреннему голосу. Главное – не ударяться в крайности. Любое свое решение, даже принятое на уровне интуиции, я могу аргументировать. Кстати, логическими доводами меня можно переубедить – к чужому мнению я отношусь с большим уважением.
Что, по вашему мнению, приводит к успеху чаще – удача, талант или упорный труд?
– Наверно, результат будет в том случае, если все, что вы перечислили, сложить вместе и добавить собственных усилий. Я придерживаюсь мнения, что только таланта недостаточно. Да и не каждому что-то дается свыше. Добиться действительно стабильного результата можно только постоянно работая над собой, пробуя что-то новое. Я абсолютно уверен, что приложив усилия, можно освоить все, что угодно.
Есть ли разница между личным успехом и успехом компании? Вы разделяете эти понятия?
– Мне по этому поводу вспоминаются слова Юрия Владимировича Никулина: «Счастье - это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером ты с радостью возвращаешься домой». Счастье - это и есть успех. И я с этими словами полностью согласен. Разделять успех на «личный» и «рабочий» - как-то не правильно.
Можете ли вы назвать себя человеком настроения?
– В определенном смысле, да. Особенно портит настроение человеческое нежелание работать. У нас в организации часто работает принцип цепной реакции: каждое последующее звено напрямую зависит от предыдущего. Если одно звено выпало или сделало работу на недостаточно высоком уровне, работа останавливается либо идет не так, как должна идти. Такие вещи, конечно, выбивают из колеи, и мы стараемся этого не допускать.
Находите ли вы в своем плотном графике время для отдыха? Есть ли у вас хобби или увлечения?
– Я уже говорил о том, что для меня главным мотивирующим моментом является саморазвитие. Например, в 42 года я научился плавать и тогда же стал заниматься дайвингом. Поначалу боялся жутко. Сейчас у меня порядка 60 погружений. Недавно начал осваивать горные лыжи. Стараюсь не останавливаться в своем развитии и постоянно узнавать что-то новое.
Из досье
Александр Михайлович Рудой, директор компании «Эльтаро»
С 1986 по 2002 год проходил военную службу в вооруженных силах. Уволился из армии в звании подполковника.
Образование: с 1986 по 1990 год обучался в высшем военно-политическом строительном училище.
С 1998 по 2002 год - в Московском психолого-социальном институте по специальности «юриспруденция».
В 2009 году поступил в Северо-западный филиал академии при Президенте РФ.
Рудольф Лившиц
R36 Мегаполис, №8, август, 2013.