Скандал вокруг ареста экс-главы Каширского района Юрия Матвеева обрел масштаб, явно несоразмерный сути происходящего
Как уже сообщал «Коммунар», бывшего главу Каширского района Юрия Матвеева в конце прошлой недели взяли под стражу в зале районного суда. Официально — за нарушение подписки о невыезде. Но это событие оказалось лишь первым в целой цепи последующих инцидентов.
Нашлись люди, которые потребовали свободы Юрию — чуть не сказал Деточкину — Матвееву, конечно. Лидер воронежских коммунистов Сергей Рудаков попытался добиться освобождения Матвеева всеми возможными способами. Он звонил разным руководителям по «вертушке» (интересная у нас страна, здесь даже оппозиционеры могут пользоваться телефонным правом). Он пытался организовать в Каширском митинг в защиту узника, а когда власти отказали в этом, быстро переформатировал митинг во встречу граждан с собой — как с депутатом областной Думы.
В результате с полсотни человек все равно собрались и услышали в адрес главы райадминистрации Александра Пономарева множество неприятных вещей: мол, жесткий он, негибкий, не владеет тонкостями муниципальной стратегии и, кроме того, тайно поощряет незаконное строительство.
Ну, жесткий, ну, негибкий, ну, поощряет… А причем тут арест Матвеева?
А притом, уверил Рудаков пришедших на «встречу с депутатом» каширцев, что Матвеев баллотируется на пост главы Каширского поселения. Как-никак районного центра. И сидеть в соседних кабинетах с подследственным бывшему милиционеру Пономареву никак не сподручно. Вот, мол, районный лидер и упек за решетку неудобного претендента.
Некоторые в своих заключениях пошли еще дальше. Правозащитная организация «Русский смысл» включила имя Матвеева в «Региональный список политических узников». Благодаря сообщению об этом, воронежцы наконец узнали, что у нас есть такой список и такая организация.
Утверждать, что Пономарев напрямую руководит и судом, и полицией, и погодой, и курсом доллара в районе, конечно, можно. Но элементарная логика, как ни крути, на стороне Героя России. Подписка о невыезде у Матвеева была? Была. Ездил? Ездил. Нарушил? Нарушил, что засвидетельствовали правоохранители в солнечном Адлере.
Между тем с точки зрения правоохранителей ситуация выглядит совсем небезобидно. Следственный комитет инкриминирует Матвееву пару статей, которые содержат выражение «в особо крупном размере». В 2009 году по заявлению тогдашнего главы района Николая Тюрина против Матвеева было возбуждено уголовное дело по подозрению в растрате денег, выделенных компанией Bunge на сооружение нового водозабора. Тендер на строительство объекта выиграло местное ООО «Гарант», которое вроде бы имело отношение к брату «политзаключенного». Следствие долго разбиралось, почему 10 миллионов из 16, перечисленных «Гаранту», исчезли и почему примерно такая же сумма появилась на счетах избирательного фонда Юрия Матвеева, когда он баллотировался в мэры Воронежа. Еще дольше защите «политзаключенного» удавалось тормозить ход следствия.
— А ведь пока не будет установлен виновник растраты, мы ничего не сможем сделать с проектом, призванным обеспечить водой село Круглое и поселок Колодезное, на который выделялись деньги, — сказал нам в телефонном разговоре Александр Пономарев. — И именно на местной власти остается ответственность и перед маслодельщиками, и перед жителями поселений.
Даже когда в недавние годы «Коммунар» периодически публиковал интервью с главой Каширского района Матвеевым, оставалось странное ощущение от общения с ним. Харизмы личности в нем было явно больше, чем логики действий. Когда с вопиющими нарушениями выделялась земля под несостоявшийся город Градослав, неужели можно было рассчитывать, что такая сделка не станет объектом проверки контролирующих органов? А чего можно было ожидать, когда с партбилетом «Единой России» Матвеев пошел соперничать с официальным кандидатом от «единороссов» на выборах мэра Воронежа? И когда, находясь под подпиской о невыезде, рванул в солнечный Адлер — неужели стоило надеяться, что закон отвернется от него на время поездки?
И ведь Юрий Матвеев уезжает не куда-нибудь, а в Адлер — пограничный поселок. Там же через речку Псоу перемахнул — и ты в горах свободной республики Абхазии. Правда, представить себе габаритного Матвеева, который в ночи, кутаясь в бурку, идет по каменистым склонам, тяжело. Но тревогу бдительных следователей понять легко.
Аргументы непрошенных правозащитников, что, мол, Матвееву требовалось подлечиться, не выдерживают критики. Никто не ездит на курорт в канун выборов, которые он намерен выиграть.
А ведь не поехал бы Матвеев на российскую границу, отдыхал бы с удочкой на ближнем пруду — и ничего бы не было. Ни митингов, ни скандалов, которые так болезненны для действующей власти, особенно в канун выборов.
Все это заставляет задуматься: а ведь если б не было ареста, его стоило бы оппозиционерам выдумать. Ей-Богу, версия провокации не самая фантастическая в этой истории. Тем более что Кашира очень близка к областному центру, переживающему пик своей выборной кампании. Так близка, что Матвеев долго не мог выбрать, чьим главой стать — каширским или воронежским.
Впрочем, каждый вправе прийти к своему заключению.
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что вчера состоялось расширенное заседание первичной партийной организации КПРФ села Каширское, на котором местные коммунисты высказали недоумение действиями своего областного лидера и подтвердили отказ бороться за освобождение Матвеева, который никогда ни в КПСС, ни в КПРФ не состоял и к которому у каширских партийцев тоже накопилось много вопросов. Ожидается, что в «каширском скандале» придется разбираться и всероссийскому партийному вождю Геннадию Зюганову, который приедет сегодня в Воронеж.
Александр Саубанов
Молодой коммунар, № 84 (13156), 23 августа 2013 года.