Воронежский пивзавод оказался под угрозой закрытия
О том, что областная власть собирается дотировать производство пива на территории региона, стало известно еще в апреле. Но в июле вступил в силу федеральный закон № 181, вносящий изменения в Бюджетный кодекс и запрещающий субсидирование подакцизных товаров. Судьба предприятия в Воронеже повисла на волоске.
На самом деле этот «волосок» уже не раз грозил «Балтике-Воронеж». По итогам 2012 года сокращение производства в целом по компании составило 3-5 процентов. Среди основных причин: 20-процентное повышение акцизной ставки с 1 января 2012 года, запрет рекламы и продаж в ночное время и в нестационарных торговых точках. В 2013 году, при очередном пакете «ужесточений», падение, по расчетам пивоваров, может достигнуть 15 процентов.
Это и побудило компанию заявить о возможности закрытия Воронежского филиала. Тем более что, помимо отраслевых, у воронежского предприятия есть еще и ряд специфических трудностей. Например, нет собственной солодовни, и потому его стоимость на предприятии в два раза больше, чем в соседних филиалах. При этом сами соседи — куда более мощные структуры. Воронеж способен производить 20 млн декалитров напитка в год, Тула — 67 млн декалитров в год, Ростов — 63 млн декалитров. Следствие конкурентных недостатков — неполная, на уровне 70 процентов, загрузка производственных мощностей «Балтики-Воронеж». В общем, если уж холдингу чем-то жертвовать, то это — воронежский филиал.
Но Воронежская область не может позволить себе потерять такого налогоплательщика! По количеству отчислений в бюджет «Балтика» стоит на втором месте после Ю.-В.-ж.д. С произведенного в регионе крепкого алкоголя в областную казну отходят 40 процентов акцизных сборов, а с пива — все 100. При закрытии предприятия Воронеж потеряет 340 хорошо оплачиваемых рабочих мест и 1,9 млрд рублей налогов (сумма поступлений в 2012 году). А самое обидное, что пить-то пиво наши любители не перестанут, просто перейдут на напиток тульской или ростовской варки.
— Анализ затрат на закрытие предприятия позволяет сделать вывод, что Воронежский филиал должен поддерживать минимальный объем производства на уровне 9,9 млн дал в год, — сообщил в своей аналитической записке руководитель департамента экономического развития Воронежской области Анатолий Букреев. — При таком объеме производства, с учетом экономии постоянных издержек, совокупный годовой убыток филиала составит порядка 300 млн рублей, при этом в бюджет Воронежской области поступит порядка 1,5 млрд рублей налоговых платежей.
Суть соглашения, заключенного в конце апреля этого года, в том, что своей субсидией область частично компенсирует убытки пивоваров — минимум на 244 млн рублей ежегодно. Получается очень даже выгодная инвестиция. Вкладываешь 244 миллионов, а получаешь 1,5 миллиарда. Точнее даже не так. Область возвращает компании шестую часть акциза, а пять шестых оставляет себе! Более того, при производстве свыше 10 млн дал в год область готова еще доплачивать за каждый дал от двух до 10,5 рубля, стимулируя подъем производства до максимальной мощности. Потому что в этом случае поступление акцизов в бюджет Воронежской области составит около 3 млрд рублей. Думаю, с такой арифметикой не поспорил бы даже самый убежденный поборник трезвости.
Но теперь, когда регионам запретили субсидировать производителей алкоголя, эта схема потеряла свою актуальность. На наш вопрос, есть ли способ сохранить производство, не смогли ответить ни руководство «Балтики», ни эксперты областного Правительства. Надо в срочном порядке придумывать новые способы экономической поддержки предприятия. А это не так просто: практически любой вариант — протекция ли в торговых сетях, налоговые ли преференции — ведет к нарушению антимонопольного законодательства. Так что экономистам предстоит нешуточный мозговой штурм.
Александр Саубанов
Молодой коммунар, 27 августа 2013 года.