«В редакцию пришло письмо…» Так начинался материал, опубликованный в № 11 нашего издания за декабрь 2012 года, в котором рассказывалось об очередном осложнении ситуации на легендарном воронежском «Рудгормаше», уже не первый год отбивающемся от рейдерских атак. Редакция тогда не ограничилась публикацией письма заводчан и направила ряд запросов в компетентные органы с целью привлечь внимание к тому, что уникальное российское предприятие, единственный экспортер техники для карьеров и забоев, фактически оказалось на грани выживания.
На все наши запросы в установленные законом сроки пришли практически одинаковые ответы, смысл которых укладывался в одной фразе: «ваше письмо направлено в регион, о дальнейшем рассмотрении сообщим позже». От этих ответов повеяло полузабытым понятием «советская бюрократия». В те далекие времена «на отдельные негативные явления» было принято жаловаться «в Москву». Письма трудящихся, как правило, дальше секретариата адресата не доходили и оттуда прямиком направлялись в регион, из которого они пришли. По иронии судьбы, чаще всего «челобитные» перенаправлялись именно тем, на кого в этих письмах жаловались.
Спустя месяц-другой в редакцию стали приходить ответы «по существу вопроса», смысл которых сводился к следующему: «данных, свидетельствующих о предвзятости правоохранительных органов, нет». Собственно говоря, после «консультаций» с региональными структурами редакция и от федеральных органов многого не ждала (почему – будет пояснено ниже), тем не менее ответы «по существу» в ряде случаев повергли редакцию в совершеннейшее изумление.
Эхо информационных войн
Первое, что бросается в глаза, – желание защитить честь мундира любой ценой, в том числе и прикрываясь буквой закона. Практически в каждом письме есть ссылка на законодательную норму, разрешающую (или обязывающую) официальные органы информировать граждан о ведении тех или иных уголовных дел. Господа, так ведь с этим никто и не спорит. И в письме заводчан, и в статье речь шла совсем о другом. О том, что в освещении ситуации на «Рудгормаше» в региональных СМИ, мягко говоря, наблюдались двойные стандарты. Газета «Президент» и в прошлом, и в нынешнем году неоднократно писала о том, что воронежские СМИ фактически превратились в послушный инструмент манипулирования общественным мнением. Причем правила игры, продиктованные еще в 2009 году, неукоснительно выполняются и в 2013- м: когда сотрудники пресс-службы правительства области что-либо «настоятельно рекомендуют», все понимают, что лучше «не артачиться», так как в «СМИшной песочнице» давно известно, за что «раздают конфеты», а за что «ставят в угол» (на «сладкое» и «жареное» из областного бюджета выделяют изрядно: по сравнению с «догордеевским» периодом расходы на субсидирование СМИ выросли на 240% – в прошлом году было израсходовано 245 млн рублей). Поэтому приказано хорошо про «Рудгормаш» не писать, и не пишут. Более того, без лишних напоминаний услужливо дублируют свежий «компромат» на предприятие (например, «последние новости» с сайта прокуратуры по «рудгормашевскому» делу). Вынужденно повторюсь, называя вещи своими именами: против завода фактически ведется необъявленная информационная война (по факту – не только информационная). Во-первых, руководителей «Рудгормаша» неоднократно называли преступниками, невзирая на статью 49 УК РФ, которая гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (показательно, что делали это в основном лица, облеченные властью). Во-вторых, в 2009 году существовал официальный (письменный!) запрет областных чиновников освещать ситуацию на заводе. (Как следствие, абсолютно все региональные СМИ, например, отказались напечатать открытое письмо рудгормашевцев – его опубликовала только федеральная пресса). В-третьих, любое «разрешенное» упоминание о заводе носило явно негативный характер, кроме того, в подобных публикациях слишком часто искажались факты. Все вышеизложенное приводило к тому, что у «Рудгормаша» после каждого нового витка этой «информационной войны» начинались проблемы с предоплатой по ранее заключенным договорам (вплоть до их расторжения) и сложности с заключением новых соглашений. Так, последняя волна негативной кампании, поднятая вокруг «Рудгормаша» в региональной прессе, привела к срыву контракта с компанией «Беларуськалий».
Удастся ли заводчанам восстановить контракт с белорусами? Хочется верить, что справедливость восторжествует и надежная рудгормашевская техника будет работать и в белорусских карьерах. Не случилось бы только ежегодного «осеннего обострения» у воронежских СМИ.
Факты, «не нашедшие подтверждения»
Если бы газета «Президент» никогда ничего не писала о «Рудгормаше», вся редакция, несомненно, порадовалась бы, прочтя в одном из официальных ответов: «доводы о рейдерском захвате ОАО «Рудгормаш» не подтвердились». Но, увы… Возможно ли разобраться во всех нюансах и тонкостях рейдерских дел за месяц-другой? Маловероятно. Общеизвестно, рейдерство – один из самых «рентабельных» видов криминального бизнеса, порой превосходящий по доходности торговлю оружием и наркотиками. Но кроме этого, рейдерство еще и «беловоротничковый», интеллектуальный вид преступления. Именно в силу последнего обстоятельства рейдерство крайне сложно доказуемо. И не только потому, что рейдерские схемы год от года становятся все изощреннее, но и потому, что ни одна уважающая себя рейдерская «бригада» не работает без «прикрытия» коррумпированных «слуг закона» и множества корыстолюбивых друзей из властных структур. По оценкам аналитиков, российский промышленный рынок поделен сейчас между семью рейдерскими кланами, каждый из которых специализируется в определенных отраслях. Вцепившиеся в «Рудгормаш» мертвой хваткой акционеры второй волны, они же рейдеры нового поколения (по заявлению которых и заведено на топ-менеджеров предприятия уголовное дело), специализируются в том числе и на машиностроительной отрасли. (Подробно о рейдерах, пытающихся захватить «Рудгормаш», читайте в газете «Президент» № 2, февраль 2013 г.)
Есть еще одно обстоятельство, которое «роднит» практически все официальные ответы, – «вариации на тему», что инкриминируемый руководству «Рудгормаша» «увод активов» якобы был ранее «рейдерского пришествия». Цитата из ответа: «согласно предъявленному обвинению, незаконное приобретение права на основные фонды окончено в 2004 году, то есть задолго до того, когда, как указано в статье, акционерами ОАО «Рудгормаш» стали представители группы компаний «Каскол» и холдинга «Сахалинуголь» .
Так-то оно так, но не стоит забывать, что до господ «касколовцев» были еще господа из «Финансовых технологий», и скупали они акции завода через подставные фирмы как раз в 2004 году, что и было (черным по белому!) указано в статье. Так что, как говорил Жванецкий, «тщательнее надо, ребята, тщательнее!»
«Заинтересованных лиц не найдено»
В одном из официальных ответов есть еще один момент, на котором стоит непременно заострить внимание: «Объективных данных, свидетельствующих о заинтересованности в исходе дела должностных лиц органов власти Воронежской области, в ходе проверки не получено». С этим трудно не согласиться. Например, фраза, сказанная воронежским губернатором: «Я буду лично контролировать действия правоохранительных органов, которые ведут проверки на наличие в действиях руководителей предприятия («Рудгормаша») состава преступления», безусловно, ни коим образом не свидетельствует ни о чьей личной заинтересованности. Здесь необходимо еще раз остановиться на том, почему все, что исходит от руководства региона, для «Рудгормаша» по факту оборачивается либо просто проблемами, либо очень большими проблемами. По отзывам людей, работавших с Алексеем Гордеевым в разные годы, нынешний воронежский губернатор всегда отличался исключительной авторитарностью, поэтому выстраивал очень жесткую систему управления, в которой и ключевые должности, и бюджетные средства были полностью подконтрольны ему самому. При этом в такой «гордеевской» системе максимум внимания всегда уделялось личной преданности и минимум – профессионализму и квалификации чиновников. Откатанная ранее система исправно работает и Воронежской области – местные чиновники регулярно слышат от губернатора: «Все ключевые управленческие должности пойдут только через меня!» При таком жестком подходе к кадровой политике на всех значимых постах находятся люди, абсолютно лояльные губернатору, следовательно, готовые выполнять его волю неукоснительно. Отношение к «Рудгормашу» Гордеев обозначил еще в 2009-м, сразу после своего прихода в регион: завод фактически первым попал под «закручивание гаек» местному бизнесу – «По «Рудгормашу» ситуация сложнее... До суда мы ничем не можем помочь». (Показательно, что это заявление губернатор делал в тот момент, когда еще велось следствие, но, видимо, уже тогда у него была уверенность в том, что дело дойдет до суда!) Подчиненные губернатора, разумеется, его и услышали, и поняли, и приняли услышанное как руководство к действию – с этого момента «Рудгормаш» не ругал только ленивый. Сколь объективна была эта критика, судите сами, приведу только один пример: на регулярно проводимых в 2009 году заседаниях антикризисного совета губернатор не раз резко отзывался о представленном президентом «Рудгормаша» Анатолием Чекменевым проекте программы оздоровления завода. Между тем последовательная реализация именно этой программы за три с небольшим года привела «Рудгормаш» к годовому обороту, превышающему два миллиарда рублей.
Комментарии, как говорится, излишни. Единственное, что утешает в этой ситуации, так это реакция простых жителей региона. Несмотря на регулярное «промывание мозгов» местными СМИ, большинство воронежцев в виновность топ-менеджмента «Рудгормаша» не верит. Более того, многих просто возмущает, что заводу, производственными успехами которого впору бы гордиться, региональные власти постоянно палки в колеса вставляют. Реакцию воронежцев на подобные явления достаточно объективно характеризуют высказывания на различных интернет-ресурсах. Например, такие: «В нормальном государстве за такие деяния губернатора в отставку или в тюрьму. Это надо же, душить производство. Это прямое вредительство. Да и СК, вместо того чтобы расследовать дела по хищению денег из бюджета, сажает людей, которые делают все, чтобы производство жило. Может, Третьяков агент иностранных спецслужб, лоббирующий интересы иностранцев? По-другому его поведение в отношении крупнейшего предприятия ВО понять сложно». Безусловно, сказано очень эмоционально и отчасти некорректно, но, видимо, у людей просто наболело.
Подводя итоги
В подавляющем большинстве ответов – обычный перечень процессуальных фактов: когда и за каким номером было открыто дело (в ряде случаев перечисляются все «открытия» и «закрытия», коих из-за процессуальных нарушений было немало). Перечисляется и что инкриминируется подозреваемым, и когда дело было передано на рассмотрение в суд. Кроме этого, официальные фразы, информирующие редакцию о том, что «настоящий ответ может быть обжалован в установленном законом порядке». (Неужели кто-то всерьез считает, что подобные абсолютно формальные ответы могут быть обжалованы?) Письмо заводчан в редакцию было фактически криком о помощи, но приходится с прискорбием констатировать, что НАСТОЯЩЕГО ответа рудгормашевцы так и не получили. Стремясь помочь заводчанам, направляя письма в официальные инстанции, редакция более всего надеялась получить внятные разъяснения по поводу некоторых обстоятельств, мягко говоря, «некорректного» ведения «рудгормашевского дела»:
Во-первых, почему следствие велось с постоянными процессуальными на рушениями (из-за которых оно даже неоднократно закрывалось)?
Во-вторых, почему, несмотря на то что у прокуратуры были очень веские основания отправить дело на доследование (в основе обвинения лежат только косвенные доказательства, а основная часть материалов дела – просто техническая документация), это не было сделано? И наконец, в-третьих, неоднократно прикрываясь следственными действиями, завод просто пытались задушить. Неужели и за это никто не понесет ответственность?
Увы. Ни об одном из этих обстоятельств ни в одном официальном ответе не было сказано ни единого слова.
Стало уже недоброй традицией, что ежегодно в сентябре, в преддверии своего профессионального праздника, рудгормашевцы получают весьма своеобразные поздравления от региональных властей – очередное закручивание гаек по полной программе – то артобстрел со страниц региональных СМИ, то внеплановая проверка, то специальные заседания в облправительстве, на котором говорится много «доброго» о предприятии. Нет никаких гарантий, что нынешней весной заводчанам удастся изменить эту «традицию». От заводчан не раз приходилось слышать: «Против завода ведется война, а наши попытки общения с региональной властью напоминают разговор немого с глухим… Сейчас понятно, что на объявленной нам войне надо не только говорить, но и действовать… Мы остаемся на этой гражданской войне. И мы победим!» Думаю, так и будет.
«Президент», 08.09.2013.