Есть ли в «деле Николая Маркова» политический подтекст?
Как «Берег» уже сообщал, на прошлой неделе Ленинский районный суд Воронежа арестовал на два месяца мэра Семилук Николая Маркова. Официальная причина ареста: подозрение в покушении на мошенничество в особо крупном размере.
Напомним, глава города огнеупорщиков был задержан в Воронеже, в ресторане «Бахор» 13 сентября при получении транша в 500 тыс. из 1,3 млн руб. от менеджера ООО «Стройиндустрия» Ивана Мачнева. Следствие считает, что эти деньги должны были пойти на отказ от депутатских мандатов Семилукского райсовета двух «списочников» от партии «Справедливая Россия», что дало бы самому Мачневу возможность стать народным избранником.
О том, что Николай Марков использует технологии скупки голосов в ходе предвыборных кампаний, поговаривали уже давно – еще с того времени, когда он неожиданно для многих победил на выборах мэра Семилук.
Вновь активно муссироваться эти слухи стали в ходе двух последних кампаний: по выборам мэра Воронежа, в которых участвовал сам Марков, и по выборам в Совет районных депутатов Семилукского района. Именно в ходе последней из них были официально подтверждены случи подкупа в пользу отдельных депутатов – не исключено, что связанных с Николаем Марковым.
«Тревожный звонок» для семилукского градоначальника прозвучал 2 сентября, когда в ходе рабочей поездки в район губернатор Воронежской области Алексей Гордеев открыто раскритиковал работу его команды и особо остановился на фактах подкупа избирателей, добавив, что разобраться в действиях городского руководства попросит правоохранительные органы. Менее чем через две недели Марков был задержан оперативниками.
По сути, задержание и последующий арест семилукского мэра вполне вписываются в рамки антикоррупционной кампании, проводимой сегодня в регионе. Однако в этой связи возникает ряд вопросов.
Например, к правоохранительным органам. Если о «принципах» работы Николая Маркова было известно давно, почему в разработку его взяли только фактически в ходе кампании по выборам мэра Воронежа? Почему под арестом находится только он, в то время как его подельник (посредник) – чиновник администрации Семилук Олег Ватутин – нет? Почему никто не говорит о будущем менеджера ООО «Стройиндустрия» Ивана Мачнева, который, по сути, является взяткодателем? Да-да, не жертвой, а именно соучастником преступления, ведь 500 тыс. руб., которые были изъяты у Маркова при задержании, являлись, если верить следствию, последним траншем за услугу. Следовательно, первые транши передавались не под контролем правоохранительных структур.
– Сочетание обстоятельств, при которых Марков попался на взятке, говорит о том, что дело это – как минимум со странностями, – считает доктор политических наук Дмитрий Нечаев. – Когда Семилукский район возглавлял Владимир Кобяшев, то и к Маркову вопросов не было. Сейчас же, когда у власти Ирина Кокорева, у мэра Семилук вдруг появились проблемы. Думаю, что на самом деле причина кроется в конфликте двух руководителей, которые не смогли сработаться вместе.
Впрочем, с экспертом можно и поспорить. После избрания у Николая Маркова возникли проблемы и с тогдашним главой района Михаилом Ельчаниновым. Однако именно Ельчанинова, а не Маркова тогда убрали из района, переведя в более отдаленную Репьевку.
Есть мнение более радикальное. Дескать, Николай Марков, вступив в «Народную партию России», начал разрабатывать националистическую ниву. По этой причине якобы с выборной дистанции еще до начала кампании был снят публицист Святослав Иванов, а с Марковым пришлось разбираться более радикально.
Однако сам Святослав Иванов опровергает эту теорию.
– Я не был допущен до выборов не по политическим причинам, – говорит Святослав Павлович. – Мы просто не смогли собрать достаточного количества качественных подписей. И я не думаю, что в случае с Марковым сыграла роль его пронационалистическая риторика. У меня вообще создается ощущение, что эти ребята однажды проснулись и ощутили себя национал-патриотами: у них нет ни знания вопроса, ни умения его продвигать. И вообще, считаю, зря он пошел на выборы в Воронеж. У него была возможность вплотную заняться Семилуками, да так, чтобы воронежцы завидовали. Почему он ею не воспользовался, я понять не могу.
Если дело не в риторике и не в конфликте с вышестоящим руководством, тогда в чем? Возможно, проблема кроется в курсе на легитимизацию выборов, спущенном в регионы из Москвы. Если уж сама власть отказалась от использования массированного административного ресурса, то понятно, что применять грязные технологии оппонентам она не позволит тем более. А лучшего способа донести информацию об изменении правил игры, нежели усадить одного из их нарушителей за решетку, в обществе пока еще не придумали.
Юрий Бабаян
Берег, №104, 24 сентября 2013 года.