Мэр Воронежа Александр Гусев рассказал о проектном управлении и критериях для чиновников
Александр Гусев возглавил администрацию Воронежа меньше месяца назад. О том, какие проблемы городского хозяйства следует решать безотлагательно, а что предстоит сделать в среднесрочной перспективе, мэр рассказал в интервью «Российской газете».
Александр Викторович, как бы вы оценили действующую – и не так давно подвергшуюся реформе структуру мэрии? Нужно ли что-то менять в ней?
Александр Гусев: Действительно, не так давно структура мэрии Воронежа претерпела изменения. Не без моего участия – мне в ранге вице-губернатора довелось возглавлять комиссию по оценке деловых качеств руководителей городской администрации. В результате получилась весьма дееспособная структура — во многом благодаря тому, что в ее формировании приняли участие компетентные эксперты, ученые и практики, представители общественности. Однако не бывает ничего идеального и застывшего, перемены требуются всегда. Я выделил бы три основные задачи, которые надо решить в ближайшей перспективе.
Первая — усиление функций муниципального контроля. Соответствующее управление создано, и сегодня оно контролирует вопросы ЖКХ. Но понятие «муниципальный контроль» куда более широкое. Важно сделать так, чтобы мы тщательно отслеживали все, что делается за бюджетные деньги. Речь и о контроле за качеством работ, и о наведении порядка в транспортной сфере, и о поиске источниках пополнения бюджета. Грамотно выстроить этот процесс поможет его централизация.
Вторая задача — внести в работу мэрии элементы проектного управления. Наиболее острые проблемы перспективного развития города нельзя «распылять»: необходимо создавать проектные команды, координирующие центры внутри нашей структуры, а возглавлять эту работу должен сотрудник в ранге вице-мэра. Сегодня этот принцип практически нигде не применяется, а его внедрение помогло бы ускорить решение насущных проблем города.
И, наконец, третье: необходимо активно вовлекать в процесс управления городом молодежь. В моих планах — создание внештатных отделов, в которых молодые люди будут не бумажки перекладывать, а решать конкретные задачи. В том числе требующие бюджетных вливаний. Рассчитываю, что такие отделы появятся до конца года.
Вы шли на выборы при поддержке губернатора Алексея Гордеева. Как бы вы прокомментировали суждения, что с вашим приходом мэрия станет «подразделением областного правительства»? Какими должны быть базовые принципы сотрудничества «Воронеж-область»?
Александр Гусев: Некоторые представители экспертного сообщества действительно пребывают в заблуждении, что губернатор желает «порулить городом». Поверьте, у него достаточно и иных забот. Другое дело, что он как глава региона несет ответственность за происходящее в том числе и в Воронеже. При этом ни о каком «диктате» со стороны области речи не идет. Есть доверие и четкое разграничение полномочий.
Муниципальная власть самостоятельна, но она не должна быть в изоляции. Если говорить о масштабных проектах развития города, требующих федеральных вложений, — то тут без тесного сотрудничества с областью не обойтись. Строительство развязок, требующих миллиардных вложений, возведение объектов культуры, обустройство зон отдыха — все эти задачи надо решать совместно.
Сфера ЖКХ для Воронежа — одна из болезненных тем. Есть ли у власти тут рычаги влияния? Может ли чиновник «укоротить» частника — например, недобросовестную управляющую компанию?
Александр Гусев: У нас есть определенные полномочия — например, в части раскрытия информации о деятельности тех же УК. Вернусь опять же к проблеме муниципального контроля в ЖКХ: до сих пор никто системно не занимался отслеживанием всей цепочки с начислением и последующим расходованием средств в этой сфере. А это очень серьезный ресурс для наведения порядка.
С большинством участников этого рынка мы обсудили вопрос создания Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ), чтобы платежи жителей поступали напрямую ресурсоснабжающим организациям. ЕРКЦ нивелирует соблазн управленцев от ЖКХ воспользоваться деньгами жильцов в своих интересах.
На рынке чувствуется перекос. В Воронеже действуют около тысячи УК. При этом их значительная часть контролируется «группой аффилированных лиц», рынок монополизирован. При этом есть и мелкие компании, чья эффективность также вызывает вопросы.
Что изменит ситуацию?
Александр Гусев: Контроль, переговоры с участниками рынка, работа с населением — в том числе в части его коммунального просвещения. Подчеркну, что у меня нет желания «административно давить» на УК. Есть иные методы.
Еще одна существенная проблема. Город задыхается от пробок, общественный транспорт работает по законам, «самим для себя писаным»...
Александр Гусев: Я убежден, что до конца будущего года мы полностью переформатируем работу пассажирского транспорта. Сегодня у нас действует около 30 перевозчиков. Это много. Следует учесть, что большинство из них не имеет возможности инвестировать средства в замену подвижного состава — следствие подобного положения вещей очевидно для каждого горожанина.
Нужно менять и маршрутную сеть. Ее экспертизу не так давно провели специалисты Московского института автомобильного транспорта. Они озвучили свои предложения по количеству и протяженности маршрутов. Эти предложения хороши с экономической точки зрения, но они не учитывают социальную составляющую: доступность маршрутов для всех жителей города. Так что потребуется корректировка. А уже после этого можно объявлять конкурс (5-6 лотов), скомпоновав каждый так, чтобы потенциальный перевозчик работал без убытка. Допускаю и дотации. Но дотировать мы будем не перевозчиков, а маршруты — из числа тех, которые наименее выгодны с коммерческой точки зрения. Важный момент: договор с перевозчиком следует заключать не на год, как сейчас, а на 5 лет. Иначе нет стимула для инвестиций.
Что же касается реконструкции дорожной сети, то наши планы остаются неизменными: начнем реконструкцию развязок на Ленинском проспекте — улице Остужева и на пересечении улиц 9 Января — Антонова-Овсеенко.
А идею строительства легкого метро в Воронеже не оставляете? Выглядит несколько фантастично...
Александр Гусев: Идея вполне реальная. И актуальная для города. Другое дело, что подойти к этому проекту мы сможем не раньше, чем через 3 года: должны проясниться вопросы с финансированием. Без федеральных средств, понятное дело, не обойтись. Но все осуществимо. Конечно, не следует ожидать чего-то наподобие московского метрополитена. Это будет надземная сеть, разве что в центре города потребуются подземные участки. Бюджетный вариант.
Кстати, о бюджете. Какими видятся контуры главного финансового документа города на будущий год?
Александр Гусев: Будет непросто. Одна из проблем касается потенциальных потерь консолидированного бюджета области. Как известно, консолидированные группы налогоплательщиков получают возможность не платить в региональные бюджеты налог на прибыль в полном объеме. Такие группы создают, как правило, крупные компании федерального уровня. По приблизительным подсчетам, потери составят порядка 2,5 миллиарда рублей. А это значит, что объемы субсидий и субвенций, которые выделяет городу область, будут ниже, чем мы могли бы рассчитывать. Вторая проблема связана с общим снижением темпов роста производства на промышленных предприятиях и замедлением роста ВРП. Все это настораживает, но и заставляет активно заниматься поиском замещающих источников поступления средств.
В чем вы их видите?
Александр Гусев: Необходимо заниматься налоговым администрированием, искать стимулы для налогоплательщиков. Серьезные надежды для муниципальной казны связаны, в частности, с увеличением заработных плат работников бюджетной сферы — учителей, врачей. Выше зарплата — больше поступлений. Важно, чтобы промышленные предприятия города не снижали темпов роста заработной платы своих работников — во всяком случае, соизмеряли бы их с уровнем инфляции. Для этого нужно не только вести переговоры с руководителями, но и предоставлять преференции — например, создавать льготные условия при строительстве ведомственного жилья и так далее.
Мощный резерв пополнения казны — предприятия малого и среднего бизнеса, многие из которых — это ни для кого не секрет — предпочитают «серые» схемы расчетов с работниками. Для того чтобы они вышли из тени, можно найти свои стимулы. Скажем, шире привлекать местные предприятия к участию в конкурсах на выполнение работ по муниципальным заказам. Они привлекательны для бизнеса, при этом соискателям необходимо соответствовать определенным условиям — по уровню заработной платы сотрудников и другим показателям.
Есть возможности поддержать малое и среднее предпринимательство и по линии профильных программ. Условие одно — мы поддерживаем прозрачный бизнес, честных налогоплательщиков. Также займем более активную позицию по привлечению средств федерального бюджета в рамках государственных программ.
Александр Викторович, хотелось бы узнать: есть ли у вас лично какие-то критерии оценки «эффективного чиновника»? Какими базовыми качествами, на ваш взгляд, должен обладать госслужащий?
Александр Гусев: Рискну показаться банальным, но выделю три качества: честность, инициативность и результативность. С первым, думаю, все понятно, комментарии тут излишни. Инициативность — то качество, от которого, к большому сожалению, отучают большинство госслужащих. Мне бы хотелось, чтобы чиновник не только добросовестно следовал инструкциям и регламентам, но и предлагал свои идеи, озвучивал свое видение ситуации. Это важно сегодня. Ну и, наконец, любая деятельность подразумевает результат — причем конкретно выраженный, «оцифрованный». Я — за результативность в конечном итоге.
Лев Лазаренко
Российская газета, №219, 1 октября 2013 года.