Воронеж. 02.06.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Сейчас скандал с потребительским кооперативом «Финансист» сошел на нет: банкротство закончилось замещением активов. Пайщики «Финансиста» стали счастливыми обладателями акций ОАО «Ренессанс». Мы разыскали последнего директора «Финансиста» Игоря Хрусталева и попросили вспомнить, каково ему было тогда и что, собственно, происходило.
- Как вы попали на должность руководителя кредитного кооператива «Финансист»?
- В декабре 2008 года ко мне обратились из правления кооператива и предложили должность директора кооператива, так как предыдущий директор Зуева не то увольнялась, не то заболела. Я согласился и с января 2009 приступил к работе в кооперативе по еще старому адресу на проспекте Революции. Предстояла передача дел.
- Что вы предприняли в первую очередь, став директором «Финансиста»?
- Ознакомившись с состоянием дел в кооперативе, я пришел к выводу, что поступление вкладов в кооператив сильно замедлилось, а потом и вовсе прекратилось. Кооператив тратил средства на рекламу. В страну пришел кризис. Доллар стал нестабильной валютой и пошел вверх. Я в срочном порядке прекратил ненужные расходы на рекламу и аренду, предложив переезд в имеющееся в собственности кооператива здание на ул. Кирова.
- С чего, на ваш взгляд, начался кризис неплатежей в кооперативе?
- По Марксу, стоимость товара определяется количеством вложенного в него труда. Кооператив ничего не производил. Принятые у членов кооператива вклады далее выдавались кредиторам под более высокий процент. По сути дела, вкладчики стали принадлежать к классу рантье, то есть лиц, живущих за счет процента от вклада.
Ленин охарактеризовал такую ситуацию признаком достижения развитым капитализмом его высочайшей олигархической стадии. Основной характеристикой олигархического капитализма являются частые кризисы перепроизводства, что и случилось в тот момент.
- Почему именно при вашем руководстве начались невыплаты?
- Выданные под процент деньги были вложены заемщиками в большинстве случаев в торгово-закупочные мероприятия, которые резко затормозились в момент общего кризиса. Возврат процентов на выданные вклады прекратился, а извлечение и реализация залога по вкладу требует времени. Кооператив также имел активы в виде приобретенных долей в незавершенном строительстве квартир и автостоянок. В момент кризиса реализация залога стала проблематичной. Этими вопросами как раз и занималась служба финансовой безопасности кооператива.
- Что вы сделали для того, чтобы деньги были возвращены людям?
- Следует подчеркнуть, что пайщики кооператива вступали в него добровольно, были ознакомлены с уставом и принципами хозяйственной деятельности кооператива. Вкладывая средства, пайщики подписывали договор, определяющий не только высокий процент по их вкладу, но и условия и сроки возврата им денег.
В январе 2009-го, в момент кризиса, очень большое количество пайщиков разом обратились за получением вложенных средств. Я принимал от вкладчиков их заявления, правдиво разъяснял вкладчикам сложившуюся в кооперативе ситуацию и выдавал им кредитные обязательства от имени кооператива, одновременно стараясь изыскать средства. В первую очередь кооператив рассматривал обоснованные просьбы пайщиков, попавших в сложные жизненные ситуации. В ответ на ультимативные требования со стороны пайщиков я правдиво и подробно разъяснял пайщикам их права.
- Вам угрожали пайщики?
- В тот момент вкладчики упрекали меня в том, что предыдущее руководство давало им разного рода личные гарантии быстрого получения как самих средств, так и процентов, что ставило меня в тупик. В ответ я правдиво и подробно разъяснял пайщикам состояние дел в кооперативе и способы решения сложившейся ситуации через суд. В ответ я часто слышал весьма нелестные высказывания и даже угрозы. Один раз меня так прямо и спросили, а не Мавроди ли я сам. Подобные ситуации я воспринимал с юмором.
- Вас вызывали на допрос в правоохранительные органы?
- Пайщики кооператива обратились как в третейский суд и арбитраж, так и в милицию. Обращение в суд привело к тому, что кооператив вскоре признали банкротом и назначили конкурсного управляющего. В тот момент мои полномочия для разрешения ситуации стали весьма ограниченными.
Обращение в милицию привело к тому, что правоохранительные органы в самый ответственный момент решения судьбы «Финансиста» потребовали быстрого и четкого ответа на единственный вопрос, кто лично виноват и почему кооператив, как раньше, не выплачивает вкладчикам привычный высокий процент и досрочно и разом не возвращает денег. Подобная упрощенная постановка вопроса весьма обычна и в наши дни.
- О чем вас спрашивали в милиции и что вы им рассказали?
- Я подробно ознакомил правоохранительные органы с принципами работы кооператива и разъяснил им причины неплатежей. По их просьбе я передал им все требуемые документы о деятельности кооператива. Скрывать мне было нечего, так как за короткий период моей работы деятельность кооператива была парализована и никаких финансовых операций, как и решений со стороны директора или правления, не произошло.
- Вы знаете, в связи с чем было возбуждено уголовное дело?
- Вынужденное открытие уголовного дела произошло под искусственным давлением бесконечных жалоб вкладчиков, которые обвиняли кооператив в неплатежах. При этом те же самые вкладчики до момента кризиса были очень довольны кооперативом в течение предыдущих пяти лет, получая неплохой процент на свой вклад. Деятельность кооператива их устраивала до самого последнего момента. Я уверен, что деятельность кооператива полностью исключала наличие какого-либо рода состава преступления.
- Почему вы исчезли?
- Никуда я не исчезал. После того как в феврале 2009 суд назначил нового конкурсного управляющего кооператива Игоря Вышегородцева, мои полномочия закончились. Перспективы в работе в кооперативе стали совершенно призрачными.
- Куда вы уехали и где вы сейчас?
- В апреле 2009 года мне предложили должность в строительный организации Абхазии, которая осуществляла своевременные поставки щебенки для олимпийских объектов в Сочи. Недавно я вернулся из Олимпийской деревни, где с большим удовольствием болел за наших спортсменов. Сейчас работаю по специальности. На досуге читаю русскую классику. Особенно мне нравятся книги Эдуарда Лимонова.
- Ваше мнение о банкротстве кооператива?
- Следует отметить, что кооператив успешно проработал пять лет. Любая финансовая деятельность прямо зависит от общего состояния экономики. Банкротство кооператива было результатом глобального финансового кризиса. Как в России, так и за рубежом из-за последнего кризиса обанкротились многие финансовые структуры и даже банки. Стоит вспомнить известную схему получения прибавочной стоимости по Марксу «товар-деньги-товар». В случае кооператива «Финансист» товаром являлась планируемая, еще недополученная прибавочная стоимость. Кооператив мог бы выстоять, если бы вкладчики сами не приняли роковое решение и не подали на его банкротство. А оно привело к ненужным финансовым тратам, длительным судебным тяжбам и развязало руки правоохранительным органам заняться поиском мнимого состава преступления.
- Вы считаете удачным решение кредиторов провести замещение активов?
- Да, замещение активов является единственно правильным решением. Здесь следует подчеркнуть особую заслугу конкурсного управляющего, который сумел подвести под общий знаменатель неоднородную и противоречивую массу разочарованных вкладчиков-рантье и довел дело до конца.
- На базе имущества кооператива «Финансист» создано акционерное общество «Ренессанс». Если вас пригласят стать генеральным директором этого акционерного общества, вы примете это приглашение? Если да, то как вы видите возрождение работы этого предприятия и возвращения денег кредиторам – бывшим пайщикам кооператива?
- Интересный вопрос... Не уверен, что моя кандидатура будет одобрена большинством акционеров. Однако в свете либерализации общественного мнения по отношению, скажем, к руководителям ЮКОСа, такая возможность не исключена.
Для возвращения денег кредиторам новое акционерное общество должно полагаться на более реальные схемы получения прибавочной стоимости. Как пример, я посоветовал бы размещение активов в ценные бумаги солидных российских компаний такого калибра, как РУСАЛ, чьи акции успешно котируются на бирже в Гонконге.