Липецкой компании надоело заниматься только перепродажей мяса. Удастся ли запустить переработку?
По словам руководителя компании «Мясо Черноземья» Елены Родионовой, концепция «купи-продай» уже не устраивает учредителей бизнеса. В нынешних экономических условиях схема, безотказно работавшая в последние 2 с лишним десятилетия, теперь не является такой привлекательной. Владельцы компании из-под Ельца намерены создавать прибавочную стоимость за счет переработки.
Грязное дело?
Представления людей об отрасли убоя и разделки скота могут не совпасть с тем, что мы увидели, побывав на этом предприятии. Окруженная побеленным бетонным забором база, чистая асфальтовая площадка. Грязи от мясного цеха, который находится в паре километров от села Хмелинец, не больше, чем от иных производств в городской черте. Как говорят владельцы компании, за все время работы у убойного и разделочного цехов не было претензий со стороны санитарных и экологических служб.
— Бизнес у нас специфический, но мы оптимистичны. В мае принят новый техрегламент, который запрещает дворовой забой скота. Раньше на рынок допускалось мясо, осмотренное ветеринаром в частном подворье. Но все это, безусловно, прошлый век и теперь категорически запрещено. В связи с этим нововведением мы ожидаем роста количества поставок скота примерно на треть, — рассказывает директор «Мяса Черноземья».
Елена Родионова — молодая женщина с доброжелательным взглядом и энергичной походкой, в бизнесе с 20-летнего возраста, хоть и окончила физико-математический факультет, иного пути для себя не видела. Стала у руля компании она при трагических обстоятельствах, после гибели отца — бизнесмена Юрия Дятлова, который основал здесь предприятие в 2006 году. «Мясо Черноземья» — новая компания, ориентированная на переработку, основана в прошлом году на базе мясоперерабатывающего комбината «Луч». Она будет работать в сегменте мясных полуфабрикатов и колбасных изделий. У «Луча» и «Мяса Черноземья» 3 учредителя, все они принимают активное участие в работе предприятия, но оперативное руководство доверено Елене. Совладельцы отдали должное ее знаниям и энергии. Она не только директор и совладелец, но и депутат райсовета, сейчас поступает на учебу по президентской программе обучения управленческих кадров.
Уйти от «купи-продай»
— Пока наш бизнес — это фактически «купи-продай», производства как такового нет. Поэтому и было принято решение строить цех полуфабрикатов. За этим будущее. Мало ли какие изменения могут произойти на мясном рынке, — рассуждает молодая руководительница.
Цех переработки на стадии проектирования. Площадь будущего помещения для производства полуфабрикатов и колбас составит около 500 м2. Сейчас учредители и менеджеры «Мяса Черноземья» заняты точными расчетами оптимальных параметров производства: ассортимента, объема выпуска продукции. Выбрано подходящее оборудование. Пельменный аппарат собираются покупать в Ижевске, фаршемешалки, котлетная установка, коптильня тоже будут отечественные. Уже разработан дизайн этикеток, под которыми намечено выпускать продукцию нового бренда. Первые шаги в направлении переработки фактически сделаны, и теперь стратегия развития бизнеса четко и необратимо ориентирована на производство. «Мясо Черноземья» уже сейчас производит и реализует котлетный фарш, вырезку и множество видов субпродуктов. Хотели делать и котлеты, но решили подождать, когда для этого будут все условия.
Однако, по мнению экспертов, объединять забой и переработку — достаточно рискованный шаг.
— Не обязательно себестоимость такой продукции будет ниже, чем у тех, кто закупает мясо в полутушах. В какие-то моменты это может быть, а в какие-то — нет. Эта модель будет устойчивой только в том случае, если производство ориентировано на локальный рынок и проведена грамотная маркетинговая и рекламная политика. Локальному рынку легче доказать, что это лучший продукт. Там же перспективно развивать и рынок субпродуктов. А на рынке убоя сейчас конкуренция фактически не развита. Но все может измениться с приходом в этот сегмент крупных инвесторов, — считает президент Мясного союза России Мушег МАМИКОНЯН.
В ожидании усиления
А пока основная специализация предприятия — забой и разделка скота, мощность до 100 тонн в месяц. Практика показала, что для эффективной отдачи необходим объем не менее 85 тонн, который, по словам представителей компании, сейчас обеспечен. Однако, по словам директора, этот бизнес подвержен сезонным колебаниям и не всегда удается загрузить цех на полную мощность. С декабря по март приходится выпрашивать у животноводов каждую корову.
Вопреки обывательскому мнению бизнес этот не является высокомаржинальным.
— Говядину 1-й категории мы берем в среднем по 138 рублей, продаем по 145, пытаемся брать объемом, грузим по 10-15 тонн. С цены имеем от 5 до 10 рублей, и то с учетом НДС. Вы звоните, мы присылаем абсолютно бесплатно свою машину. Привозим, забиваем, оплачиваем мясо либо его забирают со справкой, которую выписывает наш ветврач, и фермер его реализует по своему усмотрению, — поясняет Елена Родионова.
Впрочем, около 90% поставщиков предпочитают не забирать туши после убоя. Рост поставок с вступлением в силу нового технического регламента может потребовать двухсменного графика или дополнительного рабочего дня. Убой и разделка — дело хлопотное. Штат сейчас составляет 35 человек, а в случае открытия цеха переработки потребуется еще 20.
Скот везут сюда даже за 400 километров. Поставляют как из хозяйств на тысячу голов, так и из частных подворий. Команда молодых менеджеров мясного предприятия прорабатывает разные сценарии развития бизнеса. Решить проблему сезонности могло бы собственное стадо. Географическое расположение этому способствует. Даже 500 голов крупного рогатого скота (это месячная загрузка убойного цеха) могли бы положительно сказаться на стабильности работы компании, но пока в приоритете переработка.
По словам директора, компания уже окупила себя и выходит на уровень рентабельности. Но практически вся прибыль сейчас направляется в инвестиции. Кроме того, решили кредитоваться в Сбербанке. По самым скромным прикидкам, для строительства цеха полуфабрикатов и колбас нужно 5 млн рублей. Банк уже одобрил идею, но для окончательного решения нужен готовый проект. Бизнес-план компании победил в конкурсе проектов малого бизнеса в сфере ЛПК Сбербанка как лучшая идея в сфере переработки. Победа в конкурсе в данном случае не поощрение за сотрудничество, а приглашение к нему. Пока же идет только кассовое обслуживание расчетных счетов.
- Было приятно получить грант. Еще никто не дарил нам даже таких денег, обычно, наоборот, просят. Теперь предпочитаем надежное сотрудничество. Мы уже обожглись, когда работали с Липецким областным банком. Когда у него отозвали лицензию, на расчетном счете «зависло» 700 тысяч рублей, которые нам перечислили за поставленное мясо. Перспектив их возвращения пока нет, — рассказывает Елена Родионова.
Стучаться во все двери
Конкуренции на рынке убоя здесь не боятся. Подобных предприятий в округе совсем мало. А вот с реализацией сложнее. Мясокомбинаты Москвы и Подмосковья буквально завалены белорусским мясом, которое хоть и жирновато, но на 10-15 рублей за килограмм дешевле отечественного. Поэтому нужно диверсифицировать сбыт. Часть идет на мясокомбинаты региона, часть в предприятия общественного питания, часть реализуется через госзаказ — например, в воинские части. Предприятие развивает собственную розницу, а также пытается выйти на крупные сети: «Линию», «Магнит». «Мясо Черноземья» уже сейчас реализует около 50 видов продукции. Через свои киоски расходятся в основном субпродукты. Этот рынок оказался очень интересным, сейчас он на подъеме. Ножки берут кафе кавказской кухни для приготовления хаша, языки расходятся по ресторанам, ливер и наборы для холодца раскупают пенсионеры. Администрация Елецкого района подает пример эффективного взаимодействия муниципальной власти и бизнеса: построила павильон на рынке и по низкой цене сдает его «Мясу Черноземья» в аренду. Хороший эффект дала и реклама в местных СМИ.
Не секрет, что мясной рынок высококонкурентный. Но предприятие из-под Ельца демонстрирует, что даже при отсутствии свободных ниш грамотный менеджмент, диверсификация всех этапов бизнеса, использование любой возможности для продвижения позволяют не только удерживать позиции, но и думать о развитии.