Воронеж. 31.07.2014. ABIREG.RU – Аналитика – 10 лет назад энергосбытовая функция в Воронежской области была возложена на отдельное юридическое лицо – ОАО «Воронежская энергосбытовая компания». О том, как энергосбыт оставался на плаву все это время несмотря на изменения в законодательстве, конкуренцию и изменения в работе с клиентами, рассказал заместитель генерального директора ОАО ГК «ТНС энерго» - управляющий директор ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» Евгений Севергин.
- Есть ли ключевые принципы в работе энергосбытовой компании, которые обеспечивают устойчивое положение на рынке?
- ВЭСК обслуживает более 1 млн физических лиц и почти 22 тыс. юридических, поэтому главный принцип нашей работы – это создание удобной системы взаимодействия клиентов с компанией. Последние несколько лет мы активно внедряем принципы клиентоориентированности. Для этого была создана специальная программа по проведению расчетов с населением, теперь сотрудники на участках могут c ее помощью быстро посмотреть данные по любому лицевому счету, объяснить абоненту его начисление. Этой же программой пользуются и специалисты созданного в прошлом году контакт-центра: неважно, из какого района звонит человек, - у них есть полная база. Кроме того, активно работает сайт компании, на котором есть возможность передать показания счетчика, распечатать квитанцию, задать вопрос специалистам. Создан личный кабинет как для физических, так и для юридических лиц, причем он доступен и в мобильных устройствах. В общем, мы стараемся упростить нашим клиентам процесс взаимодействия с компанией, экономить их время, что в современных условиях очень важно.
- Какую позицию занимает воронежский энергосбыт в сравнении с другими энергосбытовыми компаниями России?
- Ежеквартально Некоммерческое партнерство «Совет рынка» составляет рейтинг энергосбытовых компаний России. Оцениваются энергосбыты по таким показателям, как уровень финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии и мощности, рентабельность, уровень конфликтности, ликвидность и платежеспособность, уровень финансовых расчетов на розничных рынках электроэнергии. В среднем ВЭСК входит в десятку из общего количества в 70-80 компаний. Кроме этого в группе компаний «ТНС энерго», в которую кроме нас входит еще девять сбытовых компаний, мы занимаем лидирующие позиции.
- Какие задачи сегодня считаются приоритетными в компании?
- Как я уже говорил, главная задача – это взаимодействие с клиентами. Это то, чему мы уделяем внимание ежедневно. Также одним из немаловажных направлений является сокращение дебиторской задолженности. Это проблема общероссийская, она актуальна для всех сбытовых компаний – гарантирующих поставщиков. Самая проблемная группа – муниципальные ресурсные предприятия, которые оплачивают электроэнергию из рук вон плохо, и управляющие компании. Независимые сбытовые компании даже и не рассматривают их в качестве клиентов, потому что понимают, как сложно с ним работать, а гарантирующий поставщик обязан принять на обслуживание любого обратившегося к нему абонента. И в итоге мы получаем большую головную боль, поскольку руководители этих компаний пользуются тем, что мы не можем отключить подачу ресурса у жителей, так как жители-то платят. Мы можем отключить только офис компании, но это мизер в общем потреблении. Ресурс же все равно потребляется жителями, а денег мы не получаем. Конечно, подаем иски в суд, выигрываем, но это очень длительный процесс. Мы вынуждены брать кредиты для покрытия кассовых разрывов, то есть, по сути, мы расплачиваемся за нерадивость управленцев коммунальных предприятий.
На всероссийском уровне уже давно обсуждается необходимость ужесточения санкций к таким должникам. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий повышение пеней за просрочку оплаты и бюджетные гарантии для неотключаемых потребителей. Пени, надо заметить, предлагается сделать соизмеримыми со средней процентной ставкой по потребительским кредитам: станет невыгодно задерживать платежи энергетикам. Кроме этого, необходимо сокращение числа неотключаемых потребителей: далеко не всегда в списки попадают объекты, которые обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов или выполняют жизненно важные для людей функции. Нужны и кардинальные меры по гарантии оплаты поставленных энергоресурсов неотключаемым потребителям.
- Как вам удается удерживать лидирующие позиции, работая в постоянно реформируемой отрасли?
- Это непросто. Электроэнергетика – действительно отрасль непостоянная. И каждый год в День энергетика, подводя итоги, можно говорить о том, что мы снова прошли очередные изменения. Меняются законодательство, системы расчетов, формы отчетов. И помогает сохранять стабильность и выполнять показатели прежде всего профессионализм коллектива. Многие сотрудники работают в компании по нескольку десятков лет, и они действительно являются лучшими специалистами в своей области. Дело в том, что ни в одном вузе не учат специалистов для энергосбыта. И экономистам, и электрикам, и любому специалисту приходится узнавать тонкости работы уже в компании. Например, в 2006 году, когда ввели новые правила работы на розничном рынке, мы осваивали их практически с колес, то есть правила появились 31 августа, и уже в сентябре мы должны были вести расчеты согласно им. Сказать, что было сложно, – это ничего не сказать. Работали и вечерами, и в выходные, но в итоге справились. И конечно, произошло это благодаря профессионализму и самоотверженности наших работников.
- Вы входите в структуру большого энергосбытового холдинга ГК «ТНС энерго». Как это меняет работу компании?
- До 2007 года, когда наша компания вошла в холдинг, мы были не на самых лучших позициях среди сбытов: были проблемы со сбором денег, а значит – и с оплатой электроэнергии на оптовом рынке; положение ВЭСКа было неустойчивым. Но благодаря грамотным управленческим решениям руководителей «ТНС энерго», точному видению экономической ситуации, внедрению новых стратегических подходов большинство проблем удалось решить. Кроме этого у нас есть возможность делиться опытом с коллегами и перенимать их удачные решения.
- Сейчас много разговоров ведется по поводу введения социальной нормы: где-то этот эксперимент проходит удачно, где-то население не принимает его вообще. Как вы считаете, нужно ли вводить социальную норму в Воронежской области? Если да, то как и когда это следует делать?
- Кардинально изменить ситуацию можно только введением экономически обоснованных тарифов для населения и при этом поддержкой социально не защищенных слоев. Но понятно, что в такой ситуации стоимость электроэнергии для жителей увеличится в разы. А введение соцнормы – это более мягкий и социально оправданный вариант перехода к введению экономически обоснованных тарифов.
Но тут есть еще одна проблема: в социальную норму должно укладываться ежемесячное потребление не менее 70% жителей области. Для того чтобы определить эту цифру, нужно знать реальное потребление, но, к сожалению, часто приходится сомневаться в достоверности показаний приборов учета: нередко класс точности счетчика не соответствует нормам, абоненты занижают свои показания, чтобы платить меньше, а кто-то и вовсе магниты вешает. Но как в таком случае посчитать адекватный размер соцнормы, чтобы потом в него реально уложилось большинство? Эта проблема решается вынесением счетчиков в места, доступные для регулярного снятия показаний приборов учета электроэнергии либо созданием автоматизированных систем дистанционного фиксирования потребления граждан, но это уже совсем другие затраты.
- В последнее время некоторые эксперты предлагают разделить платежи за ресурсоснабжение и жилищные услуги, то есть чтобы все жители рассчитывались с поставщиками ресурсов напрямую. Что вы об этом думаете?
- Нормативная и правоприменительная практика в жилищном законодательстве последних лет показывает, что манипулирование исполнителем коммунальных услуг финансовыми ресурсами, поступающими от перетрансляции коммунальных ресурсов и собственно оказания коммунальных услуг, достигает огромных размеров в целом по отрасли лишь за незначительным исключением. Отсюда рост неплатежей и кассовых разрывов у ресурсоснабжающих организаций. В свете того что сегодня не существует мероприятий, подстраховывающих ресурсников от недобросовестных ИКУ (таких, как лицензирование, расщепление платежей и др.), предложение о разделении функций ресурсоснабжения и оказания жилищных услуг выглядят целесообразно.
- Как, на ваш взгляд, можно стабилизировать ситуацию с ОДН, какие самые главные шаги нужно для этого предпринять?
- Идеальным решением было бы изменение законодательства. Поскольку в Постановлении Правительства №354, которым регламентируется процесс выставления ОДН, указано, что квитанции за электроэнергию граждане должны оплачивать до 10-го числа месяца, а соответственно – и указывать там показания индивидуальных приборов учета. А показания общедомовых счетчиков снимаются в конце месяца. Как в таком случае можно корректно посчитать объем ОДН, если он равняется разнице между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальных, а они сняты в разное время? Такие законодательные нестыковки по срокам оплаты и срокам снятия показаний порождают высокие начисления на ОДН. Кроме того, по закону энергосбытовая компания может проверять показания счетчика не чаще, чем один раз в полгода, а ОДН выставляются каждый месяц. Сотрудники ВЭСК просто физически не могут обойти порядка 6 тыс. многоквартирных домов Воронежа, а ведь есть еще и область. И в данном случае единственная возможность наведения порядка – активное участие в ежемесячном снятии показаний как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета старших по домам, советов домов, руководителей ТСЖ.
Еще раз хочу подчеркнуть, что важно снимать показания как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета с 22-го по 26-е число месяца. Потому что это дает реальную картину потребления по дому, а соответственно – и корректное начисление ОДН. Например, в марте этого года в одном из домов Семилук было большое начисление по ОДН. Жители были недовольны, мы начали разбираться. Наши сотрудники в конце апреля обзвонили жильцов и попросили дать свои показания, в результате начисление за ОДН за апрель стало в несколько раз меньше.
Тем более что у нас в компании действует целый ряд сервисов, с помощью которых можно передавать показания. Это кнопка «Передать показания» на главной странице сайта, работающая как раз с 22-го по 26-е число (или 25-е, если в месяце 30 дней), электронная почта ps@vesc.ru (на нее надо отправить номер лицевого счета и показания счетчика), СМС на номер 8 909 211 86 02 в формате [номер лицевого счета]*[показания прибора учета], а также телефон единого контакт-центра 8 800 700 48 89. Если жители будут передавать показания этими способами, то и расчет ОДН будет наиболее корректным.
Еще одна проблема, влияющая на высокие начисления, – незаконные подключения. ВЭСК проводит аудит многоквартирных домов, выявляет неучтенные встроенные помещения, проверяет правильность схем подключения общедомовых приборов учета, находит незаконные подключения к домам киосков и других пристроенных помещений. Все это помогает корректировать размер ОДН, но проверить своевременно каждую лестничную площадку и каждую щитовую в 6 тыс. домов Воронежа наши сотрудники не могут. И именно здесь нам нужна помощь активных и неравнодушных людей. Ведь если ваши соседи воруют электроэнергию, то воруют они ее у вас. Не обязательно самим решать вопрос с такими «предприимчивыми» жильцами, можно просто передать информацию в УК или энергосбытовую компанию, которые примут предусмотренные законом меры.
Жители многоквартирок должны понять, что их имущество находится не только за дверью их квартиры, но подъезд, лифты, подвалы и чердаки – это тоже их собственность, за которой нужно следить и которой необходимо заниматься. Как только в доме появляется настоящий хозяин, то вопрос с начислением ОДН решается достаточно быстро. Такие примеры у нас есть.