WorldClass

21 сентября 2024, 08:22
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

«Абирег» топ-10» теневых лидеров Воронежа

01.08.2014 16:57
Автор:
Аналитика - После публикации «Рейтинга крупнейших компаний областей Черноземья «Абирег» топ-100» в редакцию поступило множество вопросов, связанных с неупоминанием в нем компаний, чье присутствие в списке крупнейших кажется очевидным. Мы решили - по крайней мере на уровне Воронежской области - аккумулировать тех, кто не попал в рейтинг, хотя вроде бы должен быть в нем. Оговоримся сразу: рейтинг наш субъективен.

Воронеж. 01.08.2014. ABIREG.RU – Аналитика – После публикации «Рейтинга крупнейших компаний областей Черноземья «Абирег» топ-100» в редакцию поступило множество вопросов, связанных с неупоминанием в нем компаний, чье присутствие в списке крупнейших кажется очевидным. Мы решили – по крайней мере на уровне Воронежской области – аккумулировать тех, кто не попал в рейтинг, хотя вроде бы должен быть в нем. Оговоримся сразу: рейтинг наш субъективен. И поскольку мы не обладаем достаточными сведениями, через какие десятки ИП или Виргинские острова, через какие еще аффилированные фамилии выстроена деятельность того или иного бизнеса, складывался он на основании мнения экспертов. Некоторые сведения мы косвенно подтвердили через источники в каких надо структурах. Но все равно: простите нас те, чей секрет Полишинеля мы раскрыли.

На вопрос о том, кто же должен занять в таком рейтинге первое место, мы не сможем дать ответ: истинную цифру знает, наверное, только сам владелец. Поэтому наш рейтинг составлен в алфавитном порядке.

1. Мебельная компания «Ангстрем»

В период работы Геннадия Чернушкина на посту и.о. мэра Воронежа в прессе сообщалось, что он «создал компанию с оборотом в 4 млрд рублей». Неофициально источники говорят, что холдинг в целом показал за 2013 год результат по выручке на уровне 4,5 млрд рублей. С такими показателями группа компаний должна была бы фигурировать в топе на семидесятых местах. Однако ее там нет. Источники утверждают, что причиной является нераскрытие консолидированной отчетности и разбиение бизнеса на многочисленных юрлиц. База данных «СПАРК-Интерфакс» выдает только действующими в области три «Ангстрема» (ООО ПК «Ангстрем», ООО ТД «Ангстрем», ООО ФК «Ангстрем» и еще три компании, имевшие ранее такое название). Сколько компаний входит в группу на самом деле – неизвестно, но источник говорит о том, что более десятка.

2. Ассоциация «Галерея Чижова»

Огромная стройка в самом центре города, уже построенная 25-этажная башня и прекрасный торговый центр, кредиты на многие миллиарды и отсутствие информации об общих объемах деятельности. По данным СПАРКа, непосредственно у ОАО «Галерея Чижова» выручка чуть больше 1 млрд рублей. А ведь, кроме недвижимости, это еще и сеть магазинов «Мир вкуса», строительная компания, компании по оптовой торговле. Участие в рейтинге было бы гарантировано, если бы не все та же скрытность по части финансовых результатов. На сайте Ассоциации указано наличие шести направлений деятельности, в «СПАРКе» можно найти многочисленные «Галерии Чижова», несколько «Мегаполисов», «Амфитрион» и еще десяток компаний, которые, скорее всего, принадлежат к группе. Точный состав, к сожалению, не известен.

3. Сфера ЖКХ

Сфера ЖКХ настолько закрыта и непрозрачна для анализа, что судить об ее объемах можно только по косвенным признакам. Можно предполагать, что по выручке крупнейшая группа в этой сфере должна была бы попасть в восьмой десяток (а может, и выше), но это только догадка.

4. ХК «Мебель Черноземья»

Еще один мебельный холдинг с большой торговой составляющей и собственной производственной базой. Как считают эксперты рынка, «МЧ» не уступает по масштабу «Ангстрему», а если учесть участие основного учредителя в других активах (например, в «Граде»), так и вовсе – однозначный участник рейтинга. Однако там он отсутствует. Причины те же, что и у коллег-мебельщиков. Только по России существуют 24 компании с названием «Мебель Черноземья». Простейший поиск по общим учредителям выдает еще десятки компаний. Может, это особенность отрасли?

5. Региональные агрохолдинги

«РАВагро про», «Русское зерно», сельскохозяйственные активы Николая Ольшанского. Все они имеют достаточно существенную выручку. Например, холдинг «РАВагро-про» состоит более чем из 20 компаний. И это только информация, которая сообщалась самим холдингом. Впрочем, даже такое многочисленное семейство до вожделенной границы в 3 млрд рублей вряд ли дотягивает. Так что, скорее всего, даже раскрыв консолидированные результаты, они не могли бы рассчитывать на место в топе.

6. Фирма «РЕТ»

Крупная региональная компания, торгующая компьютерами, вполне могла бы попасть в конец топа, если верить слухам о выручке более чем в 3 млрд рублей. Однако сам характер бизнеса – региональный с многочисленными магазинами, которые выгодно создавать в форме отдельных фирм (так можно использовать ЕНВД), – способствовал непрозрачности холдинга. К тому же в последнее время учредители еще и реализуют большой девелоперский проект на базе «ЦУМ-Воронеж». По этой причине объемы бизнеса становятся совсем туманными. Всего только Владимир Колыхалин (один из совладельцев «РЕТа») имеет доли в 24 предприятиях и ИП, а ведь у него есть партнеры…

7. ГК «Русский аппетит»

Одна из двух крупнейших городских сетей фаст-фуда. Неофициально говорят о 3 млрд рублей выручки по всему холдингу, что могло бы позволить протиснуться на место в конце топ-100. Причина отсутствия – все та же оптимизация с разбиением на десятки юридических лиц и отсутствие публикуемой консолидированной отчетности. Только Андрей Прытыкин (основной руководитель холдинга) владеет, по данным «СПАРКа», долями 13 компаний. И это далеко не полная схема.

8. Строительные компании

Строительные компании традиционно скрытны и пользуются десятками фирм. Известно, что многие из них вполне могли бы побороться за места в топе, но это не более чем догадки. В топ-100 не попал даже ДСК. Согласно данным «СПАРКа», выручка от продаж по итогам 2013 года у ОАО «ДСК» составляет всего чуть больше 2,5 млрд рублей. Посчитать же финансовые итоги всей группы компаний проблематично. А ведь есть еще «Выбор», Группа компаний Хамина, «Инстеп» (и вся группа Инвестиционной палаты), «Мегион», «Аксиома», есть межрегиональные игроки. Темное это дело – стройка.

9. Филиалы гигантов

Предпоследние по списку, но не по значению. Юго-восточная железная дорога длительное время была крупнейшим областным налогоплательщиком Воронежской области. Сейчас это место занимает Центрально-черноземный банк Сбербанка России. Есть еще Нововоронежская АЭС, являющаяся дочкой Росатома. Лишен самостоятельности и воронежский пивзавод, входящий в гигантскую наднациональную группу. В форме филиала существует ныне и мехзавод. Информации об их финансовых показателях нет, как нет и сомнений, что любой из этих «филиалов» попал бы в топ, если бы был независимой компанией.

10. Сеть супермаркетов «Центрторг»

В Воронеже есть две большие местные розничные группы по торговле продуктами питания, и если одна из них оказалась в топе («Висант-торг», бренд «Пятью пять»), то другой там нет. А меж тем с любовью выстроенная Владимиром Дударевым группа компаний, по слухам, имеет выручку, не уступающую «Висант-торгу». Крупнейшими компаниями группы называют ООО «Долекс» и ООО «СРТ-Воронеж», а всего «СПАРК» сообщает об 11 компаниях, долями в которых владеет глава «Центрторга».

Кроме того, среди «скрытных» могут быть автодилеры, предприятия оборонного профиля, неформальные холдинги с подставными учредителями. Обо всех из открытых источников узнать невозможно.

Основной причиной, по которой наши холдинги прячутся под личиной малых предприятий, является, конечно, оптимизация налогообложения. Малый бизнес может применять упрощенку, ЕНВД, работать на патенте, что существенно (часто – в десятки раз) снижает налоговое бремя. Есть и причины юридического толка: создание такой сложной структуры затрудняет атаки на бизнес (в чем-то параллельно упрощая их), создает массу компаний-«стрелочников», затрудняет определение конечного бенефициара.

Прозрачность никогда не была отличительной чертой нашего бизнеса. Кто-то считает, что причиной тому – истоки новой России в 90-ых с неизбежными полукриминальными схемами и непрозрачной приватизацией. Кто-то видит в этом наследие советского строя, секретившего все, что только можно, и очень не любившего граждан, живших на широкую ногу. Кто-то и вовсе считает, что корень проблемы кроется в мировоззрении крестьян царской России с их вечным показным пессимизмом и опасением «сглаза». Предлагаем думать, что именно «сглаз» (а не жадность и вечное русское стремление стырить все, что можно стырить) помешал нашим бизнесменам попасть в официальный, «белый» «Рейтинг крупнейших компаний областей Черноземья «Абирег» топ-100».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0