На минувшей неделе коммунисты отомстили своим избирателям за доверие и поддержку.
«Подайте голос кандидату в губернаторы — на пропитание»
Эпицентр политической жизни на минувшей неделе переместился в региональный парламент, где наиболее ярким событием стала вербальная дуэль, которую затеяли коммунисты. Партия, не преодолевшая со своим кандидатом муниципальный фильтр, фактически потребовала отменить предстоящие выборы губернатора.
Концентрированная политическая активность, переполнившая стены облсовета, даёт отличный повод примерить известные высказывания, к тому спектаклю, который спровоцировали и разыграли коммунисты. Ведь «нет ничего нового под солнцем», всё, что кажется новым, в прошлом, в том или ином контексте вполне вероятно, уже было.
Стоит отметить, что коммунисты заранее готовили общественность к тому, что останутся за бортом выборной кампании. Смекнув, что не получат достаточной поддержки от депутатов местного самоуправления и не сумеют преодолеть так называемый муниципальный фильтр, они стали обвинять в своих бедах власть. Периодически меняли тактику, отказываясь от давления и пытаясь разжалобить конкурентов. В такие моменты из их лагеря доносились призывы к той самой критикуемой власти, очень созвучные герчиковскому афоризму: «Подайте голос кандидату в губернаторы — на пропитание».
Хотя, прежде всего, винить ленинцам следует себя и свою недальновидную политику. Коммунисты всегда боролись только за «ресурсные» депутатские кресла, места в сельсоветах их мало интересовали. В перспективе больших избирательных кампаний, они априори считали крестьян своим гарантированным электоратом, поэтому в работе «на земле» смысла не видели. Вот и получили результат почти по Дмитрию Калинину: «Люди, уверенно считающие идущую за ними толпу своими последователями, рискуют быть растоптаны именно этой толпой».
В нашем случае не растоптали, но результат тот же. В ходе «фильтрования» выяснилось, что кандидата в губернаторы от КПРФ не поддерживают даже партийные депутаты МСУ, что уж говорить о других. В итоге претендент собрал лишь около половины от необходимого количества подписей.
«В политике важно шевелить не мышцами, а мозгами»
Но цель оправдывает средства. Сессия Липецкого облсовета началась с того, что председатель фракции КПРФ Анатолий Сиротин попросил включить в повестку дня вопрос о нарушениях со стороны административного ресурса, якобы выявленных коммунистами во время кампании по сбору подписей в пользу своего кандидата. В перспективе замаячил вопрос об отмене сентябрьских выборов.
Заявление о невозможности пройти «муниципальный фильтр» Сиротин читал по бумажке, живо напомнив напутствие Петра Первого: «Боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была».
Впрочем, и по бумажке вышло практически как «по ненаписанному» — Сиротин был одновременно и прокурором, и адвокатом обвиняемого. Сам выдвигал обвинения и сам же их парировал.
Смысл выступления заключался в том, что некие силы, якобы, заставляли подписываться всех и каждого только за губернатора: «У нас есть письменные обоснования, что депутатов принуждали подписываться. Заявления уже были направлены в прокуратуру, в избирательную комиссию. Ответы, которые мы получаем, однозначные — нарушений там не выявлено». Выступление напомнило знаменитое: «Следует признать, что этот человек прав, но не по тем законам, которым решили повиноваться во всем мире» Георга Кристофа Лихтенберга.
Далее отчего-то последовал вывод о том, что жителей Липецкой области лишили возможности выбирать. Наконец, Сиротин отметил, что представить КПРФ всё-таки был зарегистрирован, но эту аббревиатуру использовала Казачья партия Российской Федерации.
«Как так: партия казаков прошла, причем с аббревиатурой КПРФ, а мы нет?», — недоумевал лидер липецких коммунистов.
Кандидатом в губернаторы от КПРФ являлся целый депутат Государственной Думы Николай Разворотнев. Злые языки утверждают, что он и не собирался всерьез бороться за подписи муниципалов. Зачем? Льготы сравнимые с губернаторскими, работа в столице, которую можно прогуливать на служебном авто с мигалкой, а зарплата у депутата даже повыше будет. «Работать губернатором для меня все равно, что пересесть с Мерседеса на велосипед» (Владимир Жириновский). Возможно, коммунисты прекрасно понимали, что против Королева шансов нет, а потому решили сделать ставку на скандал?
«В цирке любят клоунов, а уважают тигров»
Ещё один вариант ответа на сиротинское «как так?» прозвучал непосредственно в областном парламенте.
«То, что кандидат от КПРФ не смог собрать достаточное число подписей в свою поддержку говорит не о том, что закон плохой, а о реальной популярности местных лидеров КПРФ. У них в муниципальных и сельских Советах всего сорок депутатов, а надо — 237 подписей», — дал своё объяснение Павел Путилин. Перефразируя с дипломатического на понятный: «Числился депутатом лишь в ведомости на получение зарплаты» (Илья Герчиков).
«За вашего кандидата не подписались даже коммунисты! Вы нелюбимы народом! Только один из восьми коммунистов был выбран по одномандатному округу! Подумайте, почему вас не любят? Почему не уважают ваших лидеров, — эмоционировал депутат от „Единой России“ Василий Сазонов на идею отмены выборов. — Запад прессует Россию, а у нас внутри котел разогревают. Хватит майданить! Хватит думать о том, чтобы поднять народ на баррикады! Баррикады кончатся чем? Вы в стороне, а народ в бороне!». По смыслу выступление очень близко к изречению: «Какой прок менять правление, если люди и нравы не меняются?» (Пьер Буаст).
«Не нужно нам читать мораль! Мы, в отличие от некоторых, не бегали с партийными билетами и одну партию на другую не меняем. А вы все бывшие носители партийных билетов» ,— упрекнул Сазонова Сергей Токарев.
Здесь всё довольно просто: «Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не могут от стыда» (Джордж Сэвил Галифакс). «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума» (Уинстон Черчилль).
Лидер фракции «ЛДПР» Максим Халимончук предложил коммунистам три варианта развития событий: первый — арест всей фракции КПРФ в облсовете за экстремизм; второй — билеты в один конец на самолет в Северную Корею; третий — не мешать проведению выборов. «Не отчаивайтесь! Худшее ещё впереди» (Брендан Франсис Биэн).
С выбором коммунисты так и не определились. Их предложение провалили. В знак протеста члены КПРФ направились к выходу.
«Может, хотя бы останетесь по зарплатам проголосовать?», — попытался образумить коллег спикер областного парламента Павел Путилин. «Всякий существующий порядок приходится непрерывно наводить» (Владислав Гжегорчик).
Коммунисты отказались и ушли. Тем самым наказав своих избирателей за поддержку, а остальным отомстив за недоверие. «Есть люди, которые полагают, что всё, что делается с серьезным видом, разумно» (Лихтенберг).
Олег Королев жаркую дискуссию пропустил. Проблему решили и без него. «В цирке любят клоунов, а уважают тигров» (Дмитрий Калинин).
Своим демаршем коммунисты Америки не открыли. Этот сомнительный по эффективности метод давления на коллег, власть и общественность правильно расценивать как признак политической несостоятельности. Хотя, может, в этом и есть цель существования КПРФ: «Суть страусиной политики, не в том, чтобы спрятать голову в песок, а в том, чтобы показать задницу» (Валентин Домиль).
«Вы же мне из-за одной буквы не даёте», — произнес историческую фразу депутат горсовета Александр Соколов, проиграв спикеру Игорю Тинькову дуэль за бюджет-2014, после чего вместе со своими соратниками покинул сессию городского парламента. Следует напомнить, что ему действительно не дали перетряхнуть бюджет по своему усмотрению всего лишь из-за одной буквы, потому что эта буква — буква закона. «Лучший способ добиться отмены плохого закона — это добиваться его строгого соблюдения» (Авраам Линкольн).
Соколов ушел — фраза осталась. Этот «буквенный» исход стал последним заметным появлением в медиа-пространстве некогда перспективного политика, и есть большая доля вероятности, что именно такими «словом и делом» он и запомнится липчанам.
«Нет такого плохого положения, которое политик не смог бы ухудшить» (Брендан Франсис Биэн).
МАИУ «Мой город Липецк»