Воронеж. 23.06.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Правительство Воронежской области готово оказывать поддержку областному центру в разрешении ситуации на крупнейших коммунальных предприятиях региона. При этом в облправительстве считают, что привлечение инвесторов в ЖКХ – это основная задача власти. Анализ ситуации и планы областной исполнительной власти в эксклюзивном интервью «Агентству Бизнес Информации» рассказал вице-премьер облправительства Виктор Неженец:
- При решении каких проблем ЖКХ мэрии требуется содействие областного правительства? Какие варианты их преодоления может предложить областное правительство?
- Я считаю, что у нас с городом одинаковое понимание тех проблем, которые существуют, хотя и не всегда одинаковые взгляды на их решение. В настоящее время мы с городом пытаемся выработать качественное взаимодействие. Все наше сотрудничество выстраивается в рамках законодательства.
На сегодняшний день у нас есть две основные проблемы: «Воронежтеплосеть» и «Водоканал Воронежа». Там просят нашей помощи и мы, соответственно, стараемся подсказать путь решения сложившихся проблем. Например, есть вопрос по «Воронежтеплосети». Не буду отрицать, что там существуют финансовые трудности, которые по большей части связаны с долгами предприятия. Это как раз два проблемных по финансовой составляющей предприятия, с которыми мы активно работаем. Какого-то простого решения их проблем не существует. Это может быть и работа с дебиторской задолженностью, и реструктуризация, и целый комплекс мер по выводу предприятий на уровень рентабельности. Мы помогаем предприятиям решать эти вопросы.
Теплом город, как известно, обеспечивает не одно предприятие. Есть много небольших независимых котельных, но их количество как раз и является серьезной проблемой. Это даже большая проблема, чем финансовое состояние коммунальных предприятий. Каждая из них отвечает за свой участок и в случае возникновения проблем никто не может их подстраховать. Возникает необходимость создания каких-то внутренних объединений, естественно, только при понимании и согласии владельцев. Вопрос не в том, чтобы мы или город делали какие-то объединения, а в том, что предприятия сами должны укрупняться, потому что это им самим выгодно. Мы же должны им содействовать в этом. В таком случае будет снижаться тариф, что выгодно не только предприятиям, но и всем жителям города.
- Как вы считаете, необходимо ли привлечение инвесторов в крупные предприятия ЖКХ Воронежа и должно ли быть содействие со стороны правительства области?
- В сфере ЖКХ привлечение инвесторов – основная задача. Нельзя все время выезжать на каком-то тарифе и на субсидиях. Однако нельзя воспринимать инвестора как денежный мешок. Мы ведем речь о стратегическом партнере, у которого есть финансовые ресурсы. Его можно воспринимать по-разному - инвестором, партнером, владельцем, совладельцем. Главное осознавать, что это организация, которая вкладывает денежные средства, понимая, как вкладывать и для чего, и, рассчитывает на определенный результат. Безусловно, цель инвестора – заработать, вернуть инвестиции и получить прибыль.
В ожидании инвесторов мы не сидим без дела. Так, мы сейчас занимаемся водоподъемной станцией (ВПС) №4, поскольку, независимо от всех процедур по поиску стратегических инвесторов, мы прекрасно видим в областном центре проблему с трехчасовой подачей воды и занимаемся ее решением. Я надеюсь, что первые деньги на эти цели, порядка 150 млн. рублей, в ближайшее время будут выделены из федерального бюджета.
Строительство ВПС-4 рассчитано на три года с 2009 по 2011. Ввод станции на 50 тыс.м 3 в сутки позволит существенно увеличить время подачи воды. Пока сложно сказать, насколько увеличится время подачи воды, но на несколько часов - точно. В этом проекте инвесторов пока не предполагается, но проект, который прошел экспертизу, уже есть. Скажу больше, определен по конкурсу подрядчик – им стал «Домостроительный комбинат».
- Насколько охотно инвесторы готовы вкладывать деньги в предприятия ЖКХ Воронежа?
- Инвесторы есть. Это не секрет. Например, «Водоканал Москвы» рассматривает возможность совместной работы с нашими предприятиями. Недавно интерес к городу проявила питерская компания, готовая вкладывать денежные средства. В настоящее время идут переговоры, поэтому более конкретно об этом говорить пока рано. Для начала нужно понять объем инвестиций.
- Должны ли региональные власти ускорить окончание банкротства водоканалов? Если да, то по какой схеме?
- Процедура конкурсного производства на МУП «Водоканал Воронежа» продолжается около пяти лет. Помогать предприятию – непосредственная компетенция конкурсных управляющих, назначаемых арбитражным судом. Они, в общем, и назначены для того, чтобы помогать компании. Нашу помощь я здесь вижу в меньшей степени. Напрямую вмешиваться можно тогда, когда на это есть полномочия.
Согласно закону, арбитражный суд по заявлению конкурсного управляющего продлил банкротство «Водоканал Воронежа» еще на полгода. А конкурсный управляющий заявлял, что с пониманием относится к делу и готов в ближайшее время завершать этот процесс. Что же касается самого состояния предприятия, конечно, нужно его выводить из этого сложного состояния. Правда, здесь мы можем только предлагать, а выбирать должен конкурсный управляющий. Думаю, что мы ему будем подсказывать, вести с ним консультации, будем высказывать свои пожелания.
- Будет ли облправительство добиваться процедуры банкротства на МУП «Воронежтеплосеть»?
- Зачем нам банкротство? Никто от этого не получает выгоду, поэтому этого делать не имеет смысла. Думаю, что «Воронежтеплосеть» потихоньку вытащим из этой ямы. Банкротство же я считаю крайней мерой, и применять ее, соответственно, нужно в крайнем случае.
- Какова позиция облправительства по вопросам возможной передачи электросетей Воронежа монопольным энергокомпаниям и сохранению за муниципалитетом контроля над сбытом электроэнергии?
- Ранее была монополия РАО ЕЭС, а теперь ее нет. Зачем же нам снова ее создавать? Все сделано для того, чтобы существовал ряд конкурирующих между собой компаний, в том числе генерирующих компаний, которые производят электроэнергию, и, соответственно, сетевых компаний, которые могут эту электроэнергию доставить. Зачем делать монополиста?
Вся прелесть ситуации в том, что если у нас в Воронеже стоит дорого генерация, а в Белгороде дешево, а транспортировка стоит одних и тех же денег, то почему нам надо покупать ее в Воронеже? Лучше взять в Белгороде и сэкономить. Если же в Воронеже дешевле, чем в Белгороде, то белгородцы могут покупать ее в Воронеже и экономить на этом деньги.
В случае передачи муниципальных предприятий в ведение МРСК-Центра или «Воронежской энергосбытовой компании», мы получаем монополиста, который поставляет всю электроэнергию, что может им дать возможность повышать цену.
Пока такой необходимости у нас нет - и городской сбыт, и сети прекрасно работают. Мы видим, что МРСК-Центра развивается динамично, хотелось бы, чтобы так было и дальше. Но мы против создания монополии на территории региона. С другой стороны, та же «Воронежгорэлектросеть» сама могла бы кого-нибудь купить. Считаю, что в Воронежской области есть возможности для увеличения доли рынка для обеих компаний.
- Кто, по вашему мнению, должен определять судьбу ЖКХ Воронежа?
- Должна определять экономика, экономическая составляющая. Если активы сегодня находятся в собственности города и предприятие прибыльное, значит, оно как-то должно работать. Когда город, область или любой другой собственник считает, что ему этот актив не нужен, или же деньги, вырученные от этого актива, он может пустить на другие более важные цели, то надо продавать этот актив.
С другой стороны, успешное предприятие приносит доход в виде налоговых отчислений, нераспределенной прибыли, которой учредитель тоже может распоряжаться.
Нередки случаи, когда предприятие ЖКХ, как, например, «Водоканал Воронежа» на определенный период оказалось убыточным и попало в процедуру банкротства. Была тяжелая ситуация, и предприятие объявило себя банкротом. А кто его купит после проведения процедуры банкротства? Опять же чисто экономическая ситуация. У кого оказались деньги, тот и сможет купить.
Просто предприятие выставляется на аукцион в чистом нормальном виде, и акции этого предприятия покупают инвесторы, а это может быть, в том числе, и город, и область. Наверняка будет не один инвестор.
Мы ведем поиск портфельного инвестора, который внимательно изучит активы МУПов, проведет расчет и предложит серьезную инвестиционную программу. У нас все прозрачно – инвестор знает состояние активов, тарифы, знает эксплуатационные нагрузки, расходы. Уже после победы в конкурсе инвестор может корректировать затраты - реструктуризовать внутреннее управление, где-то автоматизировать, где-то улучшить, соответственно, добиться снижения эксплуатационных расходов, вследствие чего прибыль может увеличиться вдвое.
Такому инвестору убыточное предприятие не продашь.