Воронеж. 22.09.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Хлебокомбинат «Колос» занимает больше трети рынка хлебобулочных изделий Белгородской области. Прошлый год стал для компании переломным: несмотря на рост цен на муку, компания смогла значительно нарастить прибыль и расплатиться по кредитам. О том, за счет чего добились таких показателей, сколько должен стоить хлеб, чтобы средняя зарплата на заводе дотянула до 26 тыс. рублей и что изменится на заводе в ближайший год, «Абирегу» рассказал исполнительный директор ОАО «Колос» Игорь Фатьянов.
- После того как вы стали частью АПК «Стойленская Нива», началась модернизация завода. Что поменяли-перестроили?
- Самое основное – переоборудование производства – началось как раз после слияния. Была проведена серьезная модернизация производственных линий, реконструкция зданий, строительство вспомогательных корпусов. Здесь площадь всего 2,2 га, мы смогли провести кардинальные улучшения инфраструктуры предприятия: построили бытовые помещения, лабораторный корпус появился, слесарные и складские помещения в новом корпусе, офисные помещения, фирменный магазин. В целом пошли значительные финансовые вливания в создание инфраструктуры предприятия и техперевооружение, создание новых рабочих мест и расширение ассортимента. Все это началось с 2006 года, когда мы вошли в эту компанию.
За последние два года только в модернизацию оборудования вложено 55 млн рублей: батонная линия, пряничная, упаковочные аппараты, тестоделители, тестомесы, печи – все это было сделано в рамках инвестбюджета. В прошлом году мы поставили новую автоматизированную линию по выпуску батонов за 35 млн рублей, в этом году первые из пищевых предприятий области оборудовали локальные очистные сооружения. Проект стоил компании 13 млн рублей, но он себя окупит. В этом году мы планируем завершить мелкие работы, а в следующем заменим одну подовую линию. Думаем начать полную реконструкцию склада бестарного хранения муки, чтобы был как минимум пятисуточный запас муки и мы были не настолько зависимыми от резкого изменения цен. Сейчас он трехсуточный, и мы не всегда успеваем реагировать на те или иные изменения. Это серьезный проект, который затянется на два года. Первый этап оценивается в 22 млн руб.
- Судя по финансовым показателям, 2013 год был для вас переломным: прибыль выросла с 68 до 191 тыс. рублей, выручка от реализации тоже увеличилась на 210 тыс. рублей. С чем это связано?
- Все эти годы цена на хлеб не была рыночной. Отпускная цена социального хлеба «Дарницкий» была на уровне 7 рублей за буханку, потом 9-10 рублей. В то время по рынку эта продукция должна была стоить как минимум в два раза больше. В 2012 году произошел резкий рост цен на муку – в 2-2,5 раза, а это наше сырье, которое формируют цену продукции, но цены на хлеб мы не поднимали. Несли сумасшедшие убытки, дотаций никаких не было, мы недополучали прибыль, но тогда был такой период, в который решили не нагнетать социальную напряженность. Это было совместное решение компании и органов власти, мы взяли на себя эту нагрузку. В 2013 году стоимость сырья тоже не порадовала и пришлось поднять цены. Тогда мы приблизили стоимость социального хлеба к рыночной, и, хотя объемы производства упали, прибыль сформировалась за счет поднятия цен. Кроме того в 2013 году мы хорошо поработали по линии кондитерских изделий. Они дали нам хороший старт продаж, и мы сейчас не только держим ту часть рынка, которую заполучили тогда, но и еще нарастили продажи. Хорошо продаются пряники, вафли, запустили новую линию по выпуску соломки, и она тоже хорошо идет. Мы добились самых высоких в истории компании показателей и можем этим гордиться.
Выросли продажи – соответственно, выросли и налоговые отчисления. По итогам 2013 года мы выплатили 195,3 тыс. рублей налогов в бюджеты всех уровней, тогда как в 2012 году наши отчисления составили 159,8 тыс. рублей. Наши поступления в областной бюджет увеличились вдвое: с 19 до 40 тыс. рублей.
- Вы как предприятие, от которого напрямую зависит продовольственная безопасность, имеете льготы по налогам? Производство социального хлеба вам дотируют?
– Никаких льгот и преференций по налогам мы не имеем. Выплачиваем все в рамках установленных законов. Продовольственная безопасность от нас зависит, и администрация нам помогает в части работы с сетями, но не в отношении налогов. По большому счету, цена 650 г буханки социального хлеба сейчас на уровне 16,7 рубля. Это еще не рыночная цена, но ведь это уже и не 8 рублей, хотя бы как-то можно держаться. В Курске на социальный хлеб администрация выделяет дотации по 4 рубля на буханку. Чтобы цена на социальный хлеб держалась независимо от скачков цен на муку, он должен стоить в районе 20 рублей. Тогда можно переживать растущие аппетиты федеральных сетей.
- О федеральных сетях. Чем помогает администрация и какой помощи от властей вы ждете?
- Очень уж необоснованные требования у федеральных сетей по всяким бонусам, выплатам, доплатам и т.д. Хлеб не выдерживает таких аппетитов. Сейчас в связи с санкциями составлен список продуктов, цены на которые будут контролироваться. Да, в этом году производители выживут. Но уже идет контрактация на следующий год, и сетевики присылают предложения о повышении бонусов и скидок. И тут мы должны либо поднять цены, либо уходить с рынка. Если уж складывается такая ситуация, то в цепочке «зерновики-мукомолы-хлебопеки» конечным звеном должна стать розница. Какую ценовую политику они будут вести? Вопрос сложный, и его уже давно нужно прорабатывать. Департамент экономического развития области выходил с предложением о едином договоре для Белгородской области с федеральными сетями. Понятно, что сетям нужны скидки, но они должны быть разумны и понятны, одинаковы для всех и не дискриминационны. Правила игры должны быть понятны, а сейчас они меняются по ходу игры. Есть наработки нашего департамента, но, видимо, федеральные сети серьезно лоббируют федеральные власти, и нашему региону сложно с этим бодаться. Но бороться надо.
- В июле предприятие с рабочим визитом посетил губернатор Евгений Савченко. Он предложил вам рассмотреть возможность выпуска булочек с лизином. Насколько, по вашему мнению, перспективно это направление и насколько оно интересно компании?
- После визита губернатора был составлен протокол, в котором прописаны поручения для проработки, и одно из них – как раз продукция с лизином. Лизин как продукт здорового питания входит у нас в программу выпуска продукции с микронутриентами и обогащенными витаминами, хлебами здорового питания. Мы уже проводили круглый стол и дегустацию хлебов здорового питания, теперь посмотрим, какие будут заявки на них. По лизину – все это только на стадии проработки. В Шебекино есть новый завод премиксов, который делает лизин, но сейчас он идет только для производства кормов для скота и пока нет информации о том, можно ли его добавлять в пищу. Так что в первую очередь их задача разработать продукт, который можно будет применять в пищевой промышленности, и оформить все это документально.
- Еще одной темой обсуждения с губернатором был вопрос о повышении заработной платы. Глава региона потребовал от вас увеличить ее до средней по области, согласно официальной статистике – 26 тыс. рублей. Это вообще возможно? И не считаете ли вы такое требование прямым вмешательством власти в бизнес?
- Руководство в Москве этот вопрос прорабатывает. Зарплата у нас к начислению 22 тыс. рублей, соответственно 18-19 тыс. на руки. Мы никогда не были избалованы высокой маржой на свою продукцию, она у нас копеечная. На 4,5 тыс. рублей поднять зарплату мы не сможем, иначе это всю прибыль съест. Или тогда давайте жить по европейским ценам – социальный хлеб как минимум 20 рублей и все остальные хлеба соответственно.
Я не считаю такое предложение вмешательством, это рекомендация. Власти видят, что на других заводах, к примеру, на абразивном, средняя зарплата 28 тыс. рублей, а ведь есть и другие строительные заводы. Так что нужно к этому стремиться. Это нормальное предложение губернатора, он ведь гарант социального благополучия населения, и вполне естественно, что, придя на завод, где работает тысяча белгородцев, он, наверное, хотел бы, чтобы эти люди имели достаточный уровень заработной платы.
- Какие цели ставите на ближайшие годы и за счет каких источников финансирования планируете их достичь: собственные средства или искать инвесторов?
- Мы все осуществляем на свои средства. В 2012-2013 годах были заемные средства, но мы рассчитались по кредитам, и дальнейшее техперевооружение тоже будем проводить на собственные средства. Есть четыре старенькие линии, две из них требуют замены. Планировать на пять лет в нынешней ситуации очень тяжело. Сложные взаимоотношения с Украиной уже сказываются: упаковочное оборудование, пакеты, тара – раньше закупали это все на Украине, теперь переходим на отечественных поставщиков. Все это отражается на цене. На ближайшие года два ставим целью укрепление своих позиций на рынке, снижение себестоимости продукции за счет нового оборудования и как следствие – увеличение конкурентных преимуществ. Я думаю, не изменится политика по ассортименту продукции. Он останется, возможно, с некой тенденцией к сокращению тех позиций, по которым уже пошло пресыщение. В линейке предприятия есть все, что только можно придумать: хлебобулочных изделий у нас 98 позиций, а всего остального – под 350. Мы будем смотреть, что делать с кондитерскими изделиями. Есть мысли поставить сухарно-бараночную линию, но пока мы «щупаем рынок». Сейчас можно что-то прогнозировать только на год, а дальше сложно…
ОАО «Колос» - крупнейший производитель хлебобулочной продукции в Центрально-Черноземном регионе. Номинальная суточная производственная мощность компании 141 тонн хлебобулочных изделий и 22 тонны мучных кондитерских изделий. На рынке хлебобулочных изделий Белгорода продукция ОАО «Колос» занимает 79%, а на рынке Белгородской области- 36%. Согласно отчету о структуре продаж хлебобулочной продукции по итогам первого квартала 2014 года, 1,11 тонн в месяц, (45%) расходится через сетевых и оптовых клиентов, еще 1,12 тонн (46%) - реализуется путем розничной торговли. На рынке мучных кондитерских изделий доля ОАО «Колос» в Белгородской области составляет 6%, а по Белгороду – 15%. Большая часть продукции – 145 тонн в месяц (49%) уходит на федеральный рынок. На локальном рынке ежемесячно реализуется 103 тонны (41%) мучных кондитерских изделий. Самыми значительными каналами сбыта также являются сетевые и оптовые клиенты, которые забирают 195 тонн продукции ежемесячно (79%) и розничные точки продаж, где реализуют 35 тонн продукции в месяц (14%).