Дмитрий Медведев на прошлой неделе заявил: «Впредь приоритетами для Правительства будут животноводство и поддержка малых форм хозяйствования». Но почему же воронежские аграрии не проявляют бурной радости по этому поводу?
– Наши земляки ничего не имеют против импортозамещения, – говорит эксперт «Коммуны» Владимир Домашов. – Более того, они считают введение санкций благом, поскольку отечественные товаропроизводители получили шанс на развитие. Но многие рассчитывали на значительное увеличение финансовой поддержки АПК, а тут на тебе – в телерадиоэфире звучат чуть ли не прежние разговоры про фермеров, которые «накормят страну»…
Недавно в состав Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам вошёл депутат от Воронежской области Аркадий Пономарёв. Уж кому, как не ему, знать о финансовых перспективах АПК!
Оказывается, в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы депутаты-аграрии ратовали именно за увеличение финансовой поддержки Агропрома – она нужна для обеспечения импортозамещения в условиях огромной закредитованности села. Между тем, на развитие всего (!) АПК в будущем году, по сравнению с 2014-м, предполагается выделить дополнительно лишь 2,2 миллиарда рублей. Много это или мало? Вот данные для сравнения: в течение последних трёх лет только на поддержку начинающих фермеров (полеводов, животноводов, садоводов и так далее) из федерального бюджета ежегодно выделялось по два миллиарда рублей.
В чём же тогда «приоритеты» животноводства и фермерства?
Премьер-министр Дмитрий Медведев обозначил их в ходе недавнего селекторного совещания с главами регионов. В обобщённом виде они выглядят так.
Пункт первый. Главное препятствие для развития животноводства – высокая цена кредитных ресурсов. Поэтому нужно использовать и традиционные механизмы государственной поддержки (например, субсидирование инвесткредитов), и новые (например, возмещение часть затрат инвесторам на завершённые проекты) – их надо хорошенько проработать. Целесообразно ввести механизм проектного финансирования по наиболее важным проектам, которые будут отобраны.
Пункт второй. Развитие хозяйств нередко тормозится из-за невозможности переработать продукцию и оперативно доставить её на рынок сбыта. Следует максимально упростить доступ фермеров к услугам оптово-сбытовых (логистических) центров – их будут строить с господдержкой. При этом следует расширять интеграцию крестьянских хозяйств с крупными предприятиями, перерабатывающими сельхозпродукцию, использовать опыт потребкооперации.
Пункт третий. Необходимо развивать селекционно-генетические центры, отложив, как минимум, до 2020 года приватизацию животноводческих племенных хозяйств.
– Из всего сказанного не вытекает, что Дмитрий Медведев и возглавляемое им Правительство вновь преувеличивают роль фермеров, – говорит эксперт «Коммуны» Владимир Домашов. – В то же время можно предположить: проблемы и пути их решения нашему руководству давно известны, но «кое-что» всё-таки надо «хорошенько проработать». Хочется верить, что на этот раз дело пойдёт дальше деклараций, а вся ответственность не будет вновь переложена на регионы. Надеюсь также, что фермеры и все другие аграрии не обманутся в своих ожиданиях – помощь им действительно нужна. Но, как мне кажется, большинство из них и сейчас действуют по пословице: «на бога надейся, а сам не плошай».
Вообще-то, изначально Премьер-министр сформулировал стоящую перед Правительством России и главами регионов задачу так:
– Нам предстоит сократить зависимость внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок молока, молочной продукции и мяса, особенно – говядины. Серьёзную помощь в этом могут оказать и крестьянские (фермерские) хозяйства. Уже в 2013 году десять процентов отечественной сельхозпродукции было произведено индивидуальными предпринимателями и фермерами, в животноводстве – порядка пяти процентов.
Пять процентов, конечно же, – это не так уж и много. Примечательный момент: свой «уточняющий» брифинг, посвящённый теме фермерства, провёл глава Минсельхоза РФ Николай Фёдоров. Он отметил, что в регионах есть хорошая практика – «в дополнение к промышленному производству говядины»:
– Если губернаторы увлечённо занимаются этой темой, то они присоединяют к мерам господдержки свои. Есть опыт интеграции малых форм хозяйствования в крупные индустриальные проекты. Такое мы видели в Брянской области – это когда компания начинает привлекать личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства к откорму бычков, причём – с ветеринарным сопровождением, и так далее.
В принципе, министр мог привести в пример и Воронежскую область. В июле нынешнего года он посетил ООО «Заречное» (Рамонский район), ставшее на тот момент ключевым хозяйством в новом отраслевом объединении нашего региона – так называемом мясном кластере.
Николаю Фёдорову рассказали, что создание кластера имело несколько этапов: поиск инвесторов, формирование генетического центра, где содержится высокопродуктивное поголовье абердин-ангусской и герефордской породы, завоз племенного скота, строительство откормочных площадок и мясоперерабатывающего производства, организация сбыта готовой продукции потребителям. В рамках кластера семейные фермы и даже подворья могут покупать породистых телят, выращивать их и продавать производителям говядины. С учётом больших перспектив в Воронежской области создаётся первая в России скотная биржа, оснащённая своим транспортом.
Высокий гость остался доволен визитом и даже заявил:
– Буду докладывать обо всём увиденном руководству страны.
Надо полагать, на означенном селекторном совещании Воронежская область была не случайно названа одним из лучших регионов в развитии животноводства, в том числе племенного – не только молочного, но и мясного. В то же время Дмитрий Медведев с сожалением констатировал:
– В производстве говядины серьёзных успехов в целом по стране у нас нет… – это более сложный и затратный бизнес по сравнению с производством свинины и птицы. Но нам нужно сократить 30-процетную зависимость от импортных поставок и по этому виду мяса.
Что ж, если постараться, то успех со временем придёт. И как тут не вспомнить руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области Анатолия Спивакова, который на недавней пресс-конференции заявил:
– Благодаря целенаправленной политике губернатора Алексея Васильевича Гордеева крупномасштабная работа по развитию специализированного производства говядины в нашем регионе проводится в течение последних трех лет. И это даёт свои положительные результаты.
Анатолий Спиваков привёл «конкретные цифры и факты»: если ранее выращивание крупного рогатого скота на мясо было практически придатком к молочной отрасли, то на конец 2013 года было достигнуто «кардинально иное» соотношение: 78,3 тысячи коров молочных пород и 26,6 тысячи – мясных. Более того, к 2020 году Воронежская область должна выйти на показатель 350 тысяч голов мясного КРС, что позволит производить около 70 тысяч тонн говядины в год и продавать её не только в регионы Центральной России, но и за рубеж. Этому должны способствовать условия, создаваемые властью для инвесторов.
Сейчас реализацией наиболее крупных проектов в Рамонском, Подгоренском, Каменском, Бобровском районах занимаются различные ООО: «Заречное», «Стивенсон-Спутник», «Ангус-Шестаково», «Зелёный Луг», «Экопродукт». Например, всё в том же ООО «Заречное» общая сумма вложений в два проекта составляет 2 551 миллион рублей.
– Мясное производство региона является привлекательным для Сбербанка РФ, – заявил в ходе очередного визита в Воронеж председатель правления этого банка Герман Греф. – Всё дело в том, что глава Воронежской области Алексей Гордеев нашёл единственно свободную нишу в животноводстве.
Справедливости ради надо сказать: фермеры и хозяева подворий не раз высказывали критику в адрес губернатора: дескать, он страдает гигантоманией и в угоду крупным производителям губит мелких собственников-свиноводов. Последняя (и единственная в этом году) вспышка АЧС в Аннинском районе, когда огромные потери понёс агрокомплекс, а население пострадало в меньшей мере, несколько охладило пыл критиков.
В свою очередь глава аграрного департамента Анатолий Спиваков считает мощным импульсом к развитию мясного скотоводства не только создание в регионе мясного кластера, но и курс на животноводство, альтернативное свиноводству. Он, опять-таки, оперирует цифрами и фактами. К началу 2010 года в фермерских хозяйств насчитывалось немногим более 300 голов скота мясного направления; к началу 2013 года общее стадо увеличилось в 10 раз больше, а сейчас только маточное поголовье составляет свыше 5,5 тысячи особей. Кстати, за 2012-2014 годы грантовую поддержку получили 225 хозяйств начинающих фермеров и 33 семейных фермы на общую сумму 194 миллиона рублей.
Ещё один критический момент, звучавший в ходе недавней предвыборной кампании губернатора: масштабное производство мраморной говядины не является «народным проектом» – она стоит очень дорого. Но Анатолий Спиваков рекомендует иметь в виду тот факт, что местное производство курятины и иных привычных видов мяса превышает потребности населения области более чем в два раза. А гендиректор ООО «Заречное» Сергей Ниценко ещё в июле беседовал на эту тему с министром Николаем Фёдоровым. Высококачественное и деликатесное (а потому и дорогое) мраморное мясо поставляется в рестораны страны, а также в торговые сети и небольшие мясные лавки.
– Мы направили партию своей продукции в столичные стейк-хаусы «Гудман», - рассказывал Сергей Ниценко. – Они берут мясо и дополнительно выдерживают его для приготовления деликатесов, поскольку «мраморность» достигается с помощью специальных технологий выдержки. Сейчас мы изучаем спрос и налаживаем каналы поставок нашей продукции в торговые точки по всей России.
В общем, Воронежская область способна обеспечить мраморной говядиной чуть ли не всё наше необъятное отечество. При этом только мясной кластер создаст в регионе минимум 5-6 тысяч рабочих мест. Ныне же вопрос стоит уже так: чтобы в каждом районе при крупных населённых пунктах иметь молочнотоварные фермы.
– Наука, переработчики, бизнес-структуры в виде торговых организаций – всё будут участвовать в создании теперь уже молочного кластера, но желательна поддержка со стороны Минсельхоза и Правительства РФ, – заявил не так давно Алексей Гордеев.
Реальные шаги в данном направлении уже сделаны. Но это тема для отдельного разговора. Отмечу только, что по темпам прироста объёмов производства молока Воронежская область третий год подряд занимает первое место в России!
– Эх, так хочется каждый день иметь на столе дешёвые и качественные молочные продукты, а стейк из мраморной говядины – хотя бы раз в жизни попробовать! – прокомментировал всё написанное выше мой сосед пенсионер Владимир Панин. – И неужели, в самом деле, «впредь приоритетами для Правительства будут животноводство и поддержка малых форм хозяйствования»?
Я предпочёл отмолчаться, поскольку слышал на днях, как белгородский губернатор Евгений Савченко в одной из телепередач возмущался: с какой это стати разрешили поставки говядины и свинины из Аргентины, Бразилии и Китая? И почему, мол, увеличили квоту по мясу для Беларуси – ведь это десятки тысяч тонн!..
«Начальству», как говорится, виднее. Только виднее ли?
Николай Старых
Коммуна, №144, 23 октября 2014 года.