В начале осени стало известно о планах крупных федеральных компаний по освоению воронежского рынка пассажирских авиаперевозок. В центре их внимания находится весьма востребованный маршрут Воронеж — Москва. Потребители встретили новость о приходе S7 Airlines и «Аэрофлота» позитивно (см. этот разворот). А как к этому готовы региональные перевозчики, годами кормившиеся с популярного направления?
Как федеральные компании заходят в аэропорт
Первой об экспансии на воронежский рынок заявила авиакомпания «Сибирь» (она же S7 Airlines). Предлагаемая ею частота предусматривает ежевечерний (начиная с 10 ноября этого года) вылет из «Домодедово» в 19.10 с прибытием в Воронеж в 20.15. Обратный рейс из Воронежа назначен на 20.55 — и уже через час с четвертью пассажиры будут в Москве. Цена на билет в одну сторону на момент подготовки этой статьи заявлялась на уровне 3650 рублей. Полеты будут осуществляться на Airbus А319.
Незадействованное сегодня шереметьевское направление с марта следующего года будет обслуживаться другим авиагигантом — «Аэрофлотом», руководство которого в сентябре пришло к договоренности с региональными властями об открытии частоты. На маршрут планируется поставить SSJ-100. Информации о расписании и стоимости билетов пока не поступало (опять же на момент подготовки материала).
Почему федеральные компании заходят в аэропорт
Приход федеральных авиационных брендов в воронежский аэропорт единодушно оценивается экспертами как огромный успех региона. Но вот парадокс: причины, побудившие S7 и «Аэрофлот» зайти в Воронеж, далеко не позитивные. Увеличение конкуренции на направлении — это на сегодня не свидетельство развития всего рынка.
— Пожалуй, все основные причины захода федеральных компаний в Воронеж связаны с кризисными явлениями в сфере авиаперевозок. Так что делается это не от хорошей жизни, — замечает главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.
Причина 1. Снижение привлекательности международных авиалиний. Череда банкротств туроператоров привела к значительному сокращению пассажирского потока — до 20-30%, по данным ресурса «Российский туризм».
Причина 2. Повышение ставок аэропортовых сборов. Так, например, 1 октября правление Федеральной службы по тарифам утвердило повышение предельной ставки тарифов за взлетнопосадочные операции в «Домодедово» на 8,1%.
Причина 3. Введение новых акцизов на топливо. Согласно предложению Минфина акцизный сбор с каждой тонны авиакеросина в 2015 году должен составить 2,3 тыс. рублей, а в 2017-м — уже 3,5 тыс. По результатам мониторинга Росавиации в течение июля — августа этого года в 30 российских аэропортах авиатопливо подорожало на 6-7%. По словам Романа Гусарова, подобные меры еще сильнее усугубляют и без того непростое положение крупных российских авиаперевозчиков.
Причина 4. Снижение курса рубля. — Лизинговые расчеты осуществляются в долларах в то время, как поступления от продаж билетов являются рублевыми, — указывает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
В чем будет выражаться конкуренция
Какой будет конкуренция между федеральными и региональными компаниями в Воронеже? Эксперты называют сильные стороны тех и других.
Сильные стороны федеральных компаний
Готовность работать по более низким ценам. — Чтобы закрепиться на воронежском рынке, крупные авиакомпании на первых порах готовы даже пойти на убытки — здесь они будут все равно ниже, чем от простоя на международных линиях, — прогнозирует Роман Гусаров.
А в агентстве «Авиапорт» полагают, что S7 и «Аэрофлот» могут себе позволить продавать билеты на 10-15% дешевле, чем региональные операторы, и при этом не уходить за «красную линию» убыточности. Их главный козырь — относительно низкая себестоимость полета, которая достигается за счет большей вместимости используемых ими узкофюзеляжных лайнеров.
— Кроме того, — поясняет председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров, — у крупных авиакомпаний есть возможности по дополнительному дотированию новых проектов за счет других направлений.
Более высокое, по мнению экспертов, качество услуг. Во-первых, речь идет о более точном соблюдении заявленного расписания.
— В случае технической неисправности одного самолета крупные авиакомпании всегда могут заменить его другим. Также лайнеры куда менее зависимы от метеорологических условий, чем турбовинтовые машины, эксплуатируемые региональными операторами, — говорит Алексей Комаров.
Второй важный момент — уровень обслуживания в аэропортах. «Аэрофлот» и S7 могут предложить своим клиентам бизнес-класса залы ожидания повышенной комфортности и отдельные стойки паспортного контроля.
Третье — в силу своих конструктивных особенностей лайнеры обладают более комфортными для пассажиров условиями полета.
Сильные стороны региональных компаний
Набрать нужное количество пассажиров проще на небольшой самолет. — Заполняемость рейсов на небольших самолетах происходит легче, чем на лайнерах, которым какое-то время придется летать полупустыми, — говорит Роман Гусаров.
Кроме того, региональные компании могут хорошо добрать в низкий осенне-зимний сезон и в перерывы между праздничными и выходными днями.
Более комфортное расписание.
Если S7 и «Аэрофлот» собираются выставить по одной частоте, то у «Полета» их 3, а у «РусЛайна» — 4. Как сообщили в «РусЛайне», на фоне «стабильного прироста пассажиропотока» компания готовилась запустить еще 2 частоты.
— Теперь, видимо, эти планы придется скорректировать, — говорит заместитель гендиректора по коммерции «РусЛайна» Тимофей Федоров.
— Но пока мы от них не отказались.
В более высокой частотности Олег Пантелеев видит главное преимущество местных операторов:
— Летая на самолетах региональных компаний, потребители имеют возможность составить более гибкий график своего пребывания в Москве и вернуться домой в тот же день.
Тимофей Федоров добавляет, что у региональных компаний на линии Воронеж — Москва есть своя устойчивая аудитория, ориентированная на полеты в формате point-to-point. Услуги федералов будут, с его точки зрения, интересны тем, кто планирует сквозные рейсы. Как указывает Олег Пантелеев, S7 и «Аэрофлот» могут предложить клиентам более удобные варианты в плане стыковок.
Кто не выживет в конкурентной борьбе?
Развитие конкуренции во многом будет зависеть от того, будет ли расти в Воронеже платежеспособная аудитория, которой интересны полеты в Москву. Исходя из этого, эксперты сформировали следующие сценарии.
Сценарий первый. Аудитория расширится, места хватит всем перевозчикам. По предположению Олега Пантелеева, «Аэрофлот» и S7 смогут оттянуть на себя не только часть аудитории региональных авиакомпаний, но и клиентов РЖД и автобусных операторов.
— Если рынок успешно переварит приход S7 и «Аэрофлота», то в будущем они, вероятно, запустят еще по одной частоте, — говорит Пантелеев.
Сценарий второй. Аудитория останется прежней, кому-то из компаний придется уйти. Тимофей Федоров не исключает такого развития событий, но выражает уверенность, что региональные операторы все же просто так своего клиента не отдадут.
— Важно именно наличие мотива для обращения к услугам авиаперевозчика — например, деловые связи с московскими партнерами или туристический интерес, — говорит Гусаров.
А увеличение и укрепление деловых связей Воронежа и столицы, а также рост туристического трафика во многом будут зависеть уже от ситуации в экономике, считает эксперт.
Алексей Комаров, в свою очередь, полагает, что появление новых брендов все же будет стимулировать дополнительный приток клиентов.
— Если экономика будет развиваться более позитивно, то крупные игроки займут в Воронеже львиную долю сегмента, а возможно, и полностью вытеснят из него региональных авиаперевозчиков, — говорит Роман Гусаров.
А вот в «Авиатранспортном обозрении» отнюдь не рассматривают регионалов в качестве слабого звена и допускают вариант, при котором именно федералам придется уйти.
Впрочем, почти все эксперты сходятся во мнении: пока в отрасли длится кризис, у региональных операторов есть запас времени, чтобы подумать, как побиться за свое чистое небо над головой.
Евгений Ляпин
De Facto, 11:00, 10 ноября 2014 года.