Почему воронежцы ищут в салонах бюджетные автомобили, а покупают марки премиум-класса?
В минувшее воскресенье был на главном воронежском авторынке на улице Антонова-Овсеенко — и наблюдал странную картину. На площадке по продаже подержанных автомобилей не было почти никого. Обычно тут колесу негде было упасть — машины стояли плотными рядами и такими же плотными колоннами между ними ходили потенциальные покупатели. Сейчас лишь два десятка иномарок стояли посреди огромного автодрома. Но демонстрировать их было почти некому.
С думой о «бэушном»
— Такая ерунда началась с начала года, когда запретили ввоз в страну старых иномарок, — рассказал скучающий продавец «Фольксвагена Туран» Вячеслав. — А теперь еще инфляция, ожидания кризиса. Люди хотят спрятать деньги во что-то более надежное, чем старое железо. Или просто приберечь их для жизни. Если до Нового года ситуация продолжит ухудшаться, придется искать другую работу. Может, запчасти буду продавать — там сейчас подъем. Люди ремонтируют машины, а не покупают.
Поскольку перекупщики работают сегодня чуть ли не в убыток, они, по уверению Вячеслава, в большинстве своем и не выезжают на рынок — чтобы не тратить на перегон бензин и не платить по 250 рублей за место. Продают машины со стоянок с помощью объявлений — благо сегодня есть где их размещать. Судя по всему, именно таким образом в Воронеже реализуются почти 100 процентов «Лад» — самых ходовых брендов в стране и регионе.
Мы попросили пресс-службу аналитического агентства «Автостат» поделиться оперативной информацией о ситуации на региональном рынке. Некоторые из данных агентства нас серьезно озадачили. Во-первых, Воронежская область показала ускоренный рост емкости автомобильного рынка. То есть общая сумма покупок по итогам прошлого года выросла у нас на 3,7 процента, тогда как в целом по стране — на какие-то 1,7. В итоге Воронежская область показала оборот в 31 млрд рублей и оказалась на почетном 15-м месте, между Красноярским и Ставропольским краями.
Но в 2014-м мы и рухнули быстрее. За первые 8 месяцев года аналитики зафиксировали в Воронеже падение рынка продаж бэушных машин на 9 процентов: 7840 против 8620 за аналогичный период 2013 года.
Ассортимент продаваемых б/у автомобилей выглядит «бедненько, но чисто». В первой десятке — почти исключительно «Лады», возглавляемые легендарной «семеркой». Из иномарок в первую десятку, и лишь на седьмое место, попал «Форд Фокус», на девятое — «ДЭУ Нэксия». Так же было и год, и два года назад. Сдвигов в структуре «бэушного» спроса из-за ожидаемого кризиса статистика не выявила.
О чем говорят автомобили
Рынок новых автомобилей в Воронеже, по данным того же «Автостата», как и в среднем по стране, просел примерно на 12 процентов. При этом «АвтоВАЗ», разделив с конкурентами горечь потерь, продолжает лидировать во всех рыночных рейтингах. На втором месте по объемам продаж — КИА, на третьем — «Фольксваген». «Тройка» лидеров по моделям выглядит так: Kia Rio, LADA Granta, Hyundai Solaris.
— В нашем секторе падение безусловно есть, и оно продолжает углубляться, — признает менеджер по маркетингу группы компаний «Мартен» Надежда Богомолова. — Но продажи авто премиум-класса продолжают расти — в этом секторе обеспеченные люди видят возможность антикризисных инвестиций. А падение спроса на народные марки сдерживает рост автокредитования — он стал таким бурным, что банки начали повышать проценты за кредит и закрывать некоторые наиболее рискованные программы.
— Спрос на автокредиты на новые машины растет, а вот б/у авто стали покупать в кредит реже, — уточнила пресс-секретарь ВТБ24 по ЦФО Юлия Волкова. — В пользу приобретения в кредит нового авто играют различные акции дилерских центров, дополнительное сервисное обслуживание, предоставляемое дилерами, и прочие бонусы. Преобладают кредиты на автомобили среднего ценового сегмента стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.
Салонные манеры
Но хватит о грустном. Настоящими точками если не роста, то как минимум стабильности оказались автосалоны, где проводилась продажа автомобилей по программе утилизации.
— Программа в этом году имела, как известно, свои особенности, — рассказал маркетолог автоаукциона iautobank.ru Алексей Шиянов. — Если раньше участнику программы приходилось ждать поставок с завода-производителя, то в этом сезоне можно было купить машины, которые есть в наличии в автосалоне. А сдать — вообще любую машину, какого бы возраста и модели она ни была. Многие из крупных автодилеров заявили о готовности взять утилизацию на себя, что еще больше облегчило жизнь покупателю. Неудивительно, что утилизация прошла в этом году на ура. «АвтоВАЗ» выполнил свою утилизационную программу по Воронежу в считаные недели. Вслед за ним исчерпал лимиты «Форд», потом — «Ниссан».
Более того, клиенту предоставлялся выбор: получить скидку в 50 тыс. рублей на приобретение нового легкового автомобиля или поучаствовать в схеме «трейд-ин» — с тем, чтобы выставить авто на продажу и получить скидку в 40 тыс. рублей.
Вот это «актуальное слово пятилетки» — «трейд-ин» — отчасти и объясняет ту картину запустения, что довелось видеть на центральном авторынке. Зачем доверяться тертым ребятам на холодной площадке, когда можно поставить свой автомобиль в теплый сверкающий салон и иметь гарантию, что тебя не «кинут».
Так думает все большее число автолюбителей, и все чаще именно они попадают в «засаду».
«Московский синдром»
Мой знакомый рассказал не то чтобы трагичную, но тревожную историю — о том, как они с братом продавали свои автомобили. Продавали не просто так, а в одном из респектабельных салонов в центре города.
— У них два типа договоров, — рассказал Николай. — По договору купли-продажи происходит просто выкуп авто, по другому — ставишь машину на реализацию. Я договорился о выкупе своего «Рено», а мой брат поставил на реализацию «Ниссан». Однако прошел месяц, другой, третий — мне автодилеры деньги не перечисляют. «Не можем, говорят: временные трудности». Я не выдержал: «А машину отдать можете?» «Забирайте!» Бак у «Рено» оказался пустым, колесо — пробитым. Я, видя такое дело, звоню брату: забирай и ты свою машину, пока не поздно. Но с него уже потребовали пять тысяч рублей за аренду площадки.
По уверению Николая, «эта зараза» пришла из Москвы. Там все чаще продавец не заботится о традиционных средствах продвижения товара (возьмут — так возьмут, не возьмут — и ладно!), а зарабатывает на мелких трюках. То не отдают автомобиль неделями, то вдруг цена авто может вырасти на треть за счет каких-то якобы дополнительных опций. Жуликоватые продавцы отработали множество вариаций с подменой комплектности. Наконец, хит сезона: скупленные автосалоном машины, откатавшие по российским автодорогам год-полтора, приводятся в продажный вид и выставляются под видом новых авто. Чаще всего именно на такие экземпляры «нарываются» покупатели из регионов, привлеченные рекламой с указанием суперпривлекательных цен.
— Пострадавшие воронежцы уже обращалиськ нам с подобными проблемами, — говорит председатель областной общественной организации защиты прав потребителей Тамара Зубрихина. — Если указанные в рекламе цены существенно ниже рыночных, уже стоит насторожиться. Так же, как и в случае предложений о бесплатном техобслуживании или чересчур щедрых скидках на ТО. Доказать что-то по делам о полумошеннических автопродажах очень трудно: наши люди не привыкли читать приписки мелким шрифтом в договорах. Кроме того, фирма легко может просто оказаться однодневкой и раствориться в воздухе задолго до прихода судебных приставов.
Глас народа
По просьбе «Коммунара» социологическое агентство «Ваше мнение» (http://ваше-мнение.рф) обратилось к воронежцам с вопросом: «Как часто вы меняете свой автомобиль?». «Один раз в два-три года» — ответил всего один из ста опрошенных. Один раз в пять-семь лет меняют свое средство передвижения шесть процентов опрошенных. 22,5 процента предпочли обобщенную формулировку «Меняю по мере финансовой возможности». Никогда не меняли свое авто 12 процентов респондентов.
По уверению социологов, глубинная проблема для рынка даже не в курсе рубля и не в запретах на ввоз автохлама. А в том, что самые активные покупатели новой волны — граждане, рожденные в начале 90-х, когда случился крупнейший с войны демографический спад. Этих покупателей просто мало, и взяться им в этой стране неоткуда. И, значит, базы для развития у отечественного авторынка не так много.
Александр Саубанов
Молодой коммунар, №86 (13277), 14 ноября 2014, пятница.