Воронеж. 19.10.2015. ABIREG.RU – 19 арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (ППК, дочерняя структура ОАО «РЖД») на решение курского арбитража о взыскании с региона 57,5 млн рублей выпавших доходов за 2011 год, следует из аукционной документации.
Перевозчик, в частности, настаивал на взыскании всей суммы исковых требований – 62,9 млн рублей. Апелляция оснований для этого не нашла.
Напомним, что, согласно документам суда, в период с июля по декабрь 2011 года ППК «Черноземье» потратила на пригородные перевозки в Курской области в общей сложности 78,7 млн рублей. Большая часть этой суммы пришлась на обслуживание и ремонт подвижного состава (который, напомним, арендуется у головной структуры – «РЖД»). При этом заработала ППК за этот период лишь 19,6 млн рублей. Еще 1,5 млн рублей перевозчику компенсировал регион из своей казны.
В июне этого года суд первой инстанции посчитал обоснованным требование компании возместить ей за счет бюджета Курской области образовавшуюся разницу (так называемые выпавшие доходы от государственного регулирования тарифов). При этом две статьи расходов были признаны экономически необоснованными: на оплату ЧОП «Стражник» (1,6 млн рублей) и на оплату недоиспользуемого отпуска (43,2 тыс. рублей). Общая сумма удовлетворенных судом требований, таким образом, составила 57,5 млн рублей.
Любопытно, что регион не стал подавать апелляционную жалобу на решение арбитража, несмотря на имеющиеся прецеденты успешного оспаривания требований ППК. Например, в споре с Центральной ППК Курская область дошла до Верховного суда РФ, где решение о взыскании с нее 127,9 млн рублей было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
Напомним, что сейчас в судах продолжаются разбирательства по взысканию с черноземных регионов выпавших доходов пригородной компании. Общая сумма исковых требований к Воронежской, Курской, Липецкой и Белгородской областям за 2011 и 2012 годы превышает 1,3 млрд рублей.
Единственным регионом Черноземья, урегулировавшим спорные вопросы с пригородной компанией, остается Тамбовская область, которая признала задолженность перед ППК за 2011-2013 годы на общую сумму в 516,5 млн рублей и обязалась погасить ее в течение последующих 10 лет.
Причиной разногласий региональных властей и ППК «Черноземье» уже в течение нескольких лет является объем субсидирования выпавших доходов последней. Речь идет о разнице между установленным государством тарифом и реальной себестоимостью перевозок, которую, согласно действующему законодательству, компании должен возмещать региональный бюджет. В ППК настаивают, что те суммы, которые власти выделяют на компенсацию, в полной мере не покрывают ее выпавшие доходы. Чиновники, в свою очередь, ежегодно заявляют о непрозрачности расчетов перевозчика и отказываются оплачивать его растущие «аппетиты». По мнению властей, убытки пригородной компании обусловлены не реальными затратами на перевозки, а дорогостоящей арендой подвижного состава у ОАО «РЖД» – головной структуры ППК. По данным Счетной палаты РФ, на эти цели у железнодорожников уходит до 80% расходов пригородной компании.