Воронеж. 01.12.2015. ABIREG.RU – Арбитражный суд Липецкой области удовлетворил требования ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (СКППК, дочерняя структура ОАО «РЖД») и постановил взыскать с региона 84,5 млн рублей убытков за перевозки в 2011 году, следует из документов арбитража.
Там уточняется, что речь идет об убытках, возникших у СКППК в период с 1 января по 30 июня 2011 года. Именно в этот временной промежуток компания обслуживала пригородное сообщение на территории Липецкой области. Со второго же полугодия 2011 года липецкие электрички были переданы другой структуре «РЖД» – ППК «Черноземье», поэтому на данный момент СКППК к региону уже никакого отношения не имеет.
Напомним, что речь идет о так называемых выпавших доходах перевозчика – убытках, возникших в результате госрегулирования тарифов на пригородные перевозки. По мнению СКППК, в первом полугодии 2011 года Липецкая обладминистрация не покрыла в полном объеме понесенных компанией расходов. Власти региона, в свою очередь, эти расходы посчитали экономически необоснованными и отказались их компенсировать. Однако арбитраж принял сторону железнодорожников.
Свой вердикт суд вынес после проведения специальной экспертизы, доверенной АНО «Содружество экспертов Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина». Между тем неоднократные попытки властей истребовать у «РЖД» существенные доказательства по делу (методику определения стоимости услуг, размеры ставок по аренде подвижного состава и другие) суд оставил без внимания.
Стоит отметить, что ранее Липецкая область проиграла аналогичный спор «преемнику» СКППК – ППК «Черноземье». Арбитраж постановил взыскать с региона 98,2 млн рублей убытков перевозчика за второе полугодие 2011 года. Сейчас в суде продолжается рассмотрение очередной претензии ППК – за понесенные убытки в 2012 году. Сумма исковых требований составляет 210,6 млн рублей.
Интересно, что сейчас «дочки» «РЖД» также судятся и со всеми остальными областями Черноземья, где осуществляли свою деятельность (за исключением Тамбовской области, которая добровольно согласилась погасить претензии обеих компаний на 600 млн рублей). При этом неудовлетворенные претензии СКППК совокупно превышают 320 млн рублей, а ППК «Черноземье» – 1,1 млрд рублей.
Причиной разногласий региональных властей и пригородных пассажирских компаний уже в течение нескольких лет является объем субсидирования их выпавших доходов. Речь идет о разнице между установленным государством тарифом и реальной себестоимостью перевозок, которую, согласно действующему законодательству, компаниям должен возмещать региональный бюджет.
Железнодорожники настаивают, что те суммы, которые власти выделяют на компенсацию, в полной мере не покрывают их выпавшие доходы. Чиновники, в свою очередь, ежегодно заявляют о непрозрачности расчетов перевозчиков и отказываются оплачивать их растущие «аппетиты». По мнению властей, убытки пригородных компаний обусловлены не реальными затратами на перевозки, а дорогостоящей арендой подвижного состава у ОАО «РЖД» – головной структуры большинства ППК. По данным Счетной палаты РФ, на эти цели у железнодорожников уходит до 80% расходов пригородных компаний.