Up

WorldClass

24 января 2022, 13:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

brusketta

HeadHunter

, 10:58

ИТОГИ ГОДА – Кризисная горечь черноземной кондитерки

Воронеж. 28.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Продуктовое эмбарго и кризис оказали серьезное влияние на рынок пищевой промышленности за ушедший год. Но пострадавшим наиболее сильно, пожалуй, стал рынок кондитерских изделий. Пока производители продуктов первой необходимости – молочной продукции и мяса – наращивали мощности в связи с уходом европейских конкурентов с рынка, кондитерское направление получало удар за ударом – сначала в виде резкого повышения стоимости главного сырья (какао-бобов), потом в виде снижения спроса россиян, стремящихся оптимизировать продуктовую корзину для уменьшения трат. Впрочем, эксперты утверждают, что подводить итоги рано: в следующем году ожидается продолжение спада продаж.

По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), потребление шоколадных изделий в России по итогам восьми месяцев с начала 2015 года снизилось на 8,4%. Связано это прежде всего со смещением интереса потребительского спроса в сторону более дешевых сегментов кондитерского рынка: к примеру, на 6% выросло потребление сахаристых кондитерских изделий (не шоколадных конфет, мармелада, халвы, зефира и т.п.) и остался неизменным интерес к мучным кондитерским изделиям с длительными сроками хранения.

Кстати, основное снижение спроса пришлось на более дорогую импортированную продукцию. В зависимости от категории падение импорта составило за январь-август 2015 года 30-45%. Во многом именно с этим связано увеличение продаж местных компаний: российские производители выпечки сумели компенсировать выпавшие объемы импорта.

Возможно, именно благодаря этому крупные кондитерские фабрики Черноземья не ощущают серьезных проблем со сбытом: входящее с 2003 года в крупнейший российский холдинг «Объединенные кондитеры» ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» (ВКФ), судя по финансовой отчетности за девять месяцев текущего года, не только не ощутило негативного влияния кризиса, но и сумело нарастить маржинальность. Так, при выручке в 2,3 млрд рублей (1,5 млрд рублей годом ранее) чистая прибыль компании выросла более чем в 10 раз – с 14,9 до 162,3 млн рублей.

Кроме того, компания совершила две крупных сделки – осенью ВКФ заключила сделку с «Объединенными кондитерами», согласно которой производитель поставит холдингу кондитерскую продукцию на 5 млрд рублей в ближайший год. Общая сумма сделки составляет 250% от балансовой стоимости активов ВКФ (1,992 млрд рублей). Кроме того, в начале октября стало известно, что ВКФ за 400 млн рублей приобретает акции близкого «Объединенным кондитерам» столичного ЗАО «Конфектор».

Оптимистичная ситуация сложилась и у курского АО «КОНТИ-РУС» (входит в украинский холдинг «Конти»). В августе завод ощутил некоторое давление с украинской стороны, когда ввоз изделий фабрики был временно запрещен в связи с «нарушением закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Впрочем, несмотря на это, курский производитель заявил об увеличении объемов сбыта: в 2015 году компания осуществила замещение украинского ассортимента на рынке, при этом рост продаж продукции собственного производства составил 15% к показателям прошлого года. При этом фабрика запустила линию по производству мягкого бисквита стоимостью 180 млн рублей. По собственным данным, в текущем году АО «КОНТИ-РУС» увеличило долю экспорта более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Компания наращивает продажи в Индию, Германию, Великобританию, Китай, США, страны СНГ, Европы и Южной Америки.

Серьезное развитие белгородской группы кондитерских предприятий «Славянка» началось с конца прошлого года, когда компания купила три завода «Оркла брэндс Россия» («дочка» одноименной норвежской компании), расположенных в Ленинградской области, Екатеринбурге и Ульяновске (Фабрика им. Крупской, «Волжанка», «Сладко») за 387 млн норвежских крон (чуть более 50 млн долларов). В текущем году компания инвестировала в развитие новых фабрик около 4 млн евро на ремонт и модернизацию. В то же время системные проблемы Orkla, в последние годы обеспечившие компании миллиардные убытки (по данным Forbes, 1-2 млрд в 2012-2013 годах), не позволят «Славянке» закончить текущий год с большой прибылью. Пока компания намерена закрыть следующий год с показателями производства 2014-го.

Впрочем, эксперты ЦИКР опасаются, что в следующем году ситуация может ухудшиться. По словам исполнительного директора Елизаветы Никитиной, рост мировых цен на какао-сырье может продолжиться, достигнув пятилетнего максимума. «В сочетании с девальвационными процессами это может привести к тому, что рост себестоимости производства может достичь 100% уже в начале 2016 года по сравнению с аналогичными показателями год назад, и дальнейший рост потребительских цен на шоколадные изделия продолжится. Согласно нашим прогнозам, падение потребления шоколада и шоколадных изделий в 2016 году в случае сохранения текущего курса рубля и незначительного сокращения уровня доходов населения может составить дополнительно 8-12%. При дальнейшем снижении курса рубля и заметном падении покупательной способности россиян сокращение потребления может дойти до 15%», - пояснила госпожа Никитина.

По данным ЦИКР, продажи на экспорт до сих пор являлись довольно существенной статьей кондитерской отрасли, на них приходилось 20-25% произведенной в РФ продукции. Однако в этом году объемы экспорта шоколадных изделий также показали снижение: за восемь месяцев текущего года этот показатель составил 79,2 тыс. тонн, что ниже на 13%, чем было вывезено из страны за аналогичный период 2014 года (91,2 тыс. тонн). Средняя стоимость тонны изделия снизилась на 34% – до 2,978 тыс. долларов. Отметим, что основными покупателями российской кондитерской продукции в мире являются страны – бывшие республики СССР, такие как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения.

Компаний, выигравших в этом году, нет, констатирует эксперт. Однако под наибольший удар попали средние и маленькие участники рынка, ориентированные на региональное потребление и не экспортирующие свою продукцию.

Аналогичного мнения придерживается президент НП «Гильдия пекарей и кондитеров Воронежской области», член комитета по предпринимательству общественной палаты региона Марина Лютикова. По ее мнению, продажи кондитерских изделий в сегменте выпечки упали в среднем до 15-20%, а на некоторых предприятиях – до 40%, причем в основном пострадали именно мелкие компании, делающие ставку на эксклюзивную продукцию и торты.

Выходом в текущей ситуации может стать снижение издержек. Так, Елизавета Никитина предполагает, что некоторые компании уже начали процесс оптимизации. «В результате роста цен на сырье и снижения потребления производители стали работать на грани своей рентабельности. Одним из выходов может стать сокращение персонала, однако пока компании предпочитают использовать другой способ сокращение издержек – заменять дорогие ингредиенты на более дешевые аналоги. При производстве шоколада ГОСТом разрешается использование растительных жиров не более 5% от веса продукции. Однако текущие экономические условия, низкий и нестабильный курс рубля, падение спроса и покупательной способности, резкий рост цен на какао-сырье, а также отечественная фискальная политика подталкивают производителей к нарушениям ГОСТа и рецептуры готовых изделий».

Источник, пожелавший остаться неназванным, пояснил, что позитивная картина черноземных фабрик в первую очередь объясняется существенными изменениями в потребительском поведении: на фоне обострения геополитической ситуации в мире в обществе очень сильны патриотические настроения, и поэтому кондитерские фабрики, в портфеле которых преобладают российские бренды, существенно увеличили свои операционные показатели.

«Несмотря на большое число тех, кто полностью отказался от продукции кондитерских фабрик, фабрики Черноземья получили дополнительную долю рынка за счет вытеснения импорта.

При этом следующий год вряд ли будет таким же оптимистичным, как прошедший, за счет эффекта высокой базы. Импортозамещение перестает быть драйвером роста, поскольку рынок уже адаптировался к сложившемся реалиям, поэтому крупные региональные игроки сфокусируются на повышении эффективности производства».

(473) 212-02-88
Комментарии 1
СМИ2
TOP100

Дегас Spa

Самое читаемое