Воронеж. 30.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Год назад в список бедствующих организаций Черноземья мы включали пять компаний. Кризис не прошел мимо Черноземья, и теперь в топе уже 10 участников, причем многие в первую десятку попросту не поместились. У кого-то из «неудачников» дела совсем плохи, а у других все-таки есть шансы на исправление. Самые интересные «падения» 2015 года – в подборке «Абирега».
«Иволга-Центр»
По данным курской обладминистрации, в 2013 году «Иволга-Центр» – структура казахстанского «Иволга-Холдинга» – вложила в АПК региона 5,9 млрд рублей, в 2012 году – 6 млрд рублей. А весной 2015 года стало известно о серьезных финансовых проблемах «Иволги». По состоянию на конец декабря в судах рассматривается несколько десятков исков к структурам «Иволги». По ряду производств, в том числе в отношении самой «Иволга-Центр», уже принято решение о введении процедуры наблюдения. При этом требования кредиторов только к главному курскому активу холдинга – ООО «Сахар Золотухино» – сейчас заявлены в сумме порядка 36 млрд рублей. Интерес к сахарным заводам казахстанско-российской компании в разное время проявляли сразу два крупных холдинга – «Русагро» и «Продимекс». ГК «Русагро» намеревалась создать на базе предприятий «Иволги» целый кластер, вложив в это значительные суммы. Впрочем, позже стало известно, что активы сахзаводов «Иволга-Центр» в этом сезоне уже арендует «Продимекс», а «Русагро» пришлось скорректировать свои планы. Как бы то ни было, всего за год «Иволга-Центр» как самостоятельная бизнес-единица перестала существовать.
«Разгуляй»
Проблемы «Разгуляя» начались еще в 2009 году, когда компания допустила дефолт по облигациям на 8 млрд рублей. После этого в совет директоров агрохолдинга вошли представители ВЭБа, а основатель «Разгуляя» Игорь Потапенко был отстранен от руководства. Общий объем задолженности оценивался в 40 млрд рублей, а основным кредитором выступал ВЭБ. Вопрос о реструктуризации долга агрохолдинга перед банком обсуждался в течение последних четырех лет. И вот недавно ВЭБ отказался от холдинга в пользу «Русагро»: белгородская ГК приобрела у банка всю имеющуюся задолженность, а также 19,97% акций «Разгуляя». При этом представители «Русагро» еще до сделки обеспечили свое присутствие в правлении «Разгуляя» (в том числе Максим Басов). Более того, гендиректором «Разгуляя» назначен директор по инвестициям и связям с инвесторами ГК «Русагро» Сергей Трибунский. Таким образом, финансовые проблемы «Разгуляя» заставили его влиться в другую компанию и лишили самостоятельности.
«Связьстрой-1»
«Связьстрой-1» испытывал серьезные финансовые проблемы еще с начала 2014 года после смерти бессменного главы компании Василия Дорошенко. Акционеры долгое время не могли определиться с новым руководителем, а сама компания планомерно обрастала судебными исками от банков и задолженностью по зарплате перед работниками. В результате в конце мая арбитраж ввел процедуру наблюдения на «СВС-1», а сейчас суд готовится рассмотреть ходатайство кредиторов об открытии в отношении предприятия конкурсного производства. Общая сумма задолженности «СВС-1» составляет уже более 1,5 млрд рублей.
«Армакс-Групп»
«Армакс» с 2009 года занимался в Воронеже реализацией проекта по созданию производственно-логистического центра по выпуску минеральной ваты и сэндвич-панелей. Проект стоимостью 3,5 млрд рублей был включен в программу социально-экономического развития региона, предполагающую предоставление мер господдержки. Запуск производства был запланирован на 2014 год, но в результате часть производства была запущена, часть так и не начала работать. Еще в 2014 году стали появляться новости о задержках с выплатой зарплаты на предприятии, о приостановках работы завода, массовых сокращениях. Арбитражный суд получал десятки исков к «Армаксу». Сейчас воронежское предприятие фактически не функционирует. В итоге в мае текущего года банк «Центр-Инвест» подал иск о банкротстве «Армакс Групп». До этого банк взыскивал с воронежского предприятия задолженность по кредитному договору, где «Армакс Групп» и еще четыре компании выступали поручителями. Речь шла о долге в 259 млн рублей. В октябре суд ввел в отношении «Армакс Групп» процедуру наблюдения. В конце ноября департамент экономразвития региона обратился в арбитраж с требованием установить требования к ООО «Армакс Групп» на сумму около 120 млн рублей. Речь идет о возврате господдержки, выделенной ранее проекту. В декабре проект «Армакс Групп» был исключен из программы социально-экономического развития. А завершается год для «Армакса» получением заявления ВЭБа о взыскании более 5 млрд рублей долга.
«Вираж»
«Вираж» разрабатывал и осуществлял серийное производство самолетов авиации общего назначения серии «Сигма». Входил в комплекс малой авиации «Авиаград XXI» на аэродроме Шаржки под Усманью и вполне себе успешно работал. Серьезные проблемы у компании начались примерно год назад, и они привели к тому, что Сбербанк России после скопившегося долга по оплате кредитной линии в 510 млн рублей инициировал банкротство «Виража». При этом имущество компании состояло всего-навсего из дебиторской задолженности в 218 млн рублей и остаточных средств в 148,3 млн рублей. На счетах компании было примерно 22,5 млн рублей. Процедура конкурсного производства была введена в феврале этого года. Сейчас окончательно разорившаяся компания пытается продать свои самолеты с торгов.
«Дормаш»
О финансовых проблемах «Дормаша» известно достаточно давно. За последние годы предприятие уже несколько раз попадало под угрозу банкротства. Региональные власти ранее прорабатывали вопрос о выводе «Дормаша» из кризиса. Так, власти предлагали провести анализ потребностей внутреннего рынка в дорожно-строительной технике, развить его производственную кооперацию с промпредприятиями региона, снизить затраты и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Однако в сентябре текущего года руководство «Дормаша» отказалось подписывать соответствующее соглашение с властями, и работа антикризисной комиссии на предприятии была прекращена. Как итог – новые иски, и теперь не только к «Дормашу», но и к его «дочке». Власти вроде бы ценят и любят предприятие, но ничего сделать не могут.
Авиакомпания «Полет»
У «Полета» все плохо уже очень давно. То, что компания медленно идет ко дну, стало очевидно в конце 2013 года. Сначала был скандал с арестом двух самолетов Ан-124 «Руслан», которые перешли структурам бизнесмена Александра Лебедева в обмен на акции ИФК. С «Полета» начали взыскивать крупные долги за самолеты. В течение года требования кредиторов только росли, а в процесс «борьбы» с «Полетом» включились «ИФК» и «Сбербанк Лизинг». В процессе судебных разбирательств перевозчик лишился почти всех своих самолетов: сначала – грузовых Ил-96-100Т, затем – двух Ан-148 воронежского производства, а после – двух «Русланов», которые были возвращены структурам Александра Лебедева. В результате авиакомпания полностью отказалась от грузо- и пассажироперевозок. В авиапарке компании остались лишь сильно подержанные шведские Saab-340b и Saab-2000, причем это самый ценный актив организации. Год назад арбитражный суд Москвы ввел процедуру наблюдения в отношении компании, сейчас ставится вопрос об избрании дальнейшей процедуры банкротства. Минувшей весной Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта ЗАО «Авиационная компания «Полет» на месяц. Арбитражный управляющий «Полета» Борис Литти в своем отчете указал, что восстановление платежеспособности компании невозможно даже в случае прихода инвестора. Выходит, что «Полет» – все.
«КДМ-Опт»
Перспективное, казалось бы, предприятие «КДМ-Опт», контролируемое семьей бизнесмена Александра Енина, прославилось по большей части своими плохими делами. Сначала в начале года в отношении директора «КДМ-Опт» Александра Шевченко было заведено уголовное дело. Его заподозрили в незаконном возмещении НДС на сумму более 29 млн рублей. В феврале сотрудники воронежского СК предъявили ему обвинение в незаконном получении 9 млн рублей субсидий из бюджета. Последние полтора года появлялось много негативной информации о делах вокруг предприятия, которое постепенно обрастало исками о взыскании долгов. В итоге летом на «КДМ-Опт» была введена процедура наблюдения. Основанием для этого послужил иск о признании должника банкротом от Вадима Тюрина. Позже к делу подключились другие кредиторы, а общая сумма их требований превысила 350 млн рублей. На днях суд ввел в отношении «КДМ-Опт» конкурсное производство.
Комбинат мясной «Калачеевский»
Несколько лет назад успешный еще КМК активно привлекал инвесткредиты в рамках реализации нацпроекта по развитию животноводства. Планы были грандиозные: с 2009 года КМК заявлял несколько крупных инвестпроектов за 3,5 млрд рублей. Но с приходом кризиса отношения с банками изменились: сначала ПАО «Сбербанк России», а затем «Россельхозбанк» заявили о своих требованиях к должнику. До мая компания оплачивала проценты из оборотных средств, а затем такой возможности у комбината не стало. В августе производство было остановлено, и теперь КМК пытается найти себе нового инвестора. Суд удовлетворил иски о взыскании банков на 5,1 млн рублей и 275 млн рублей, ранее по заявлению Сбербанка на заложенное имущество комбината в качестве обеспечительных мер был наложен арест. В арбитраже рассматривается уже несколько банкротных исков к комбинату. Решений по ним пока нет, но и спасения пока ждать не от кого.
«В десяточку»
Сеть магазинов «В десяточку» до недавнего времени насчитывала около 30 точек по всему Воронежу. С начала лета она стала понемногу сворачиваться и уже к концу июля прекратила свою деятельность. Причину проблем бизнеса собственники видят в снижении товарооборота из-за спада покупательской способности населения, а также в увеличении процентной ставки банком. В арбитражном суде на данный момент находится около полутора десятков исков к компании о взыскании долгов. До этого сеть активно кредитовалась в Сбербанке. Действующими сейчас считаются два кредита, выданных ООО «Алко АСС» (66,6 млн рублей) и три кредита ООО «ТД «Воронежский 2000» (186,2 млн рублей). Займы выдавались в 2014 и 2015 годах. В качестве обеспечения банк получил залог в виде недвижимости, принадлежащей ООО «Эйдос», ООО «Север», ООО «Лючия» и ООО «ТД «Воронежский-2000», и товар на сумму 240 млн рублей. Минувшей весной залоговая служба банка проверяла наличие залога и обнаружила отсутствие его части на сумму 105,9 млн рублей. Летом во время очередной проверки выявилось уже полное отсутствие заложенного имущества. Было также установлено, что для получения кредитов компании использовали фиктивные документы. В результате банк был вынужден пожаловаться на действия руководства и собственников сети в правоохранительные органы. В итоге в октябре сотрудники СУ УМВД России по Воронежу возбудили уголовное дело по факту незаконного получения кредитов компаниями, связанными сетью алкомаркетов. Параллельно в арбитражном суде рассматриваются банкротные иски как к компаниям сети, так и к ее собственникам Сергею Молозину и депутату гордумы Сергею Оганезову. В отношении ООО «ТД «Воронежский-2000» уже введена процедура наблюдения.