Воронеж. 15.04.2016. ABIREG.RU – Адвокатская деятельность в России – структура сложная, которая четко делится на коммерческую и государственную. И если первая ощущает себя комфортно, то вторая работает по ставке, которая многим кажется явно недостаточной. О состоянии юридического образования в Воронеже и России в целом, о престиже профессии, а также о том, почему адвокатам необходимо повысить оклад, рассказал президент Российско-швейцарской юридической ассоциации, председатель совета молодых адвокатов Адвокатской палаты Воронежской области Евгений Панин.
– Евгений Александрович, как вы оцениваете уровень воронежского образования?
– В настоящий момент образование не только в Воронеже, но и в РФ становится хуже с каждым днем, и этому способствует ряд факторов: в системе общего среднего образования – это ЕГЭ, в системе высшего – болонский процесс. Приведу яркий пример: не так давно представитель Финляндии получил аналог Нобелевской премии в образовании. Когда его спросили, как он разработал идеальную систему образования, он ответил, что фактически ничего не разрабатывал, а взял за основу модель советской системы образования и просто ее усовершенствовал.
– Как вы считаете, почему падает уровень образования?
– Почему в настоящий момент в РФ ухудшается система образования и специально ли это делается – мне непонятно. В голову приходит только одно высказывание: необразованным народом проще управлять.
– С ЕГЭ все понятно, а чем плох болонский процесс?
– Почему-то получается, что чиновники в РФ, перенимая положительный опыт других стран, делают его негативным. Тот же болонский процесс: он предполагает под собой бакалавра, магистра и доктора – три степени. Фактически в нормальном европейском учебном процессе магистр – это аналог нашего кандидата наук. У нас же есть бакалавр, непонятная фигура – магистр, есть такая же непонятная фигура кандидата наук и только потом доктор наук.
– Вы являетесь практикующим адвокатом. Исходя из этого, как оцениваете состояние юридического образования в Воронеже?
– Система юридического образования, так же как и система общего образования, не становится лучше, этому способствует ряд факторов, одним из которых является доступность. Мы все можем видеть, что юридическими факультетами наводнены вузы, которые не имеют ничего общего с юриспруденцией, – сельскохозяйственные, автомобильные вузы. Сейчас юридические факультеты есть везде, и, наверное, это не совсем правильно.
– Каков же выход из этого положения?
– Я считаю, что не нужно изобретать велосипед и стоит вернуться к той системе образования, которая была в Советском Союзе, – как в системе общего, так и высшего образования. И, безусловно, одним из аспектов является квалифицированность кадров, преподавателей, поскольку в тех же псевдоюридических вузах их явно мало. Мы сами можем регулярно наблюдать, как выпускникам вузов задают вопрос, знают ли они первую статью конституции, на что они мило улыбаются и говорят, что могут прочитать. Это не юристы, на мой взгляд, и с этим нужно бороться.
– Может, стоит на официальном уровне стоит закрепить конкретные меры, которые бы «просеивали» некомпетентных специалистов?
– В соответствии с федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, каждый адвокат обязан повышать свою квалификацию, и если каждый адвокат будет выполнять данную норму закона, то от этого будет расти и престиж адвокатуры в РФ. Поскольку сейчас престиж находится не на том уровне, котором должен находиться. Причем это продиктовано исторически: Петр I говорил, что адвокаты не нужны, Екатерина II тоже говорила, что адвокаты не нужны и даже опасны, и в разное время наши высшие государственные лица говорили, что адвокатура – это сорняк, не способствующий правосудию. Они сильно заблуждались. Император Александр II придерживался иного мнения и подписал судебные уставы, по которым и была создана адвокатура в России.
– Так как же повысить престиж адвокатуры в Воронеже и в России в целом?
– Престиж адвокатуры неразрывно связан с оплатой юридической помощи: в соответствии с федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, у нас адвокат осуществляет защиту либо представление интересов как по соглашению, так и по назначению органов предварительного расследования и суда. На работу по назначению очень низкая ставка оплаты труда: адвокат получает меньше, чем пристав, который обеспечивает порядок в здании суда – это ненормально и не способствует повышению престижа адвокатуры. Я уверен, если адвокаты будут повышать свою квалификацию, а государство со своей стороны будет достойно оплачивать труд адвокатов по назначению, тогда и престиж адвокатуры будет только расти.