Воронеж. 21.04.2016. ABIREG.RU – На состоявшейся в Воронеже конференции «Торговый центр будущего» федеральные эксперты торговой недвижимости отметили уникальность Воронежа в развитии «умирающего» формата рынков, а также рассказали участникам об основных ошибках в проектировании, управлении ТЦ и возможностях развивать объект в кризисных условиях, сообщил корреспондент «Абирега», присутствовавший на мероприятии.
Как рассказала коммерческий директор воронежского агентства «Трансферт» Галина Колокольникова, сейчас в Воронеже действуют 52 торговых объекта. Обеспеченность качественными торговыми площадями в воронежских ТЦ составляет 513 кв. м на 1 тыс. населения. При этом Воронеж – один из немногих городов, где продовольственные рынки не закрываются, а, наоборот, строятся: за последнее время в городе было открыто четыре новых крытых рынка. Госпожа Колокольникова объяснила этот нонсенс сохранением сложившейся традиции воронежцев закупать продукты на рынке.
Кризис, безусловно, сказался, на региональном рынке. По данным эксперта, у многих торговых объектов посещаемость снизилась чуть ли не вполовину. Однако самые посещаемые ТЦ – например, ТРК «Сити-Парк «Град», «Галерея Чижова» – за счет грамотного управления находят способы удержать покупателей. Это и ротация арендаторов, и корректировка концепции, и внедрение каких-то инноваций. Кризис заставил ТЦ изменить подход к ценообразованию: для каждого арендатора они устанавливаются индивидуально (или фиксированная плата, или от оборота). В целом, по оценкам Галины Колокольниковой, арендные ставки по Воронежу снизились на 10%. Вместе с этим в ТЦ были повышены эксплуатационные и маркетинговые расходы. По мнению эксперта, уже сейчас и в ближайшем будущем основным конкурентом ТЦ будут интернет-магазины. В этой ситуации российский рынок (и воронежский в частности) ждет трансформация в МФЦ – когда на одной территории (чаше всего за городом, как Сити-парк «Град») потребитель может удовлетворить все свои потребности, будь то покупки, банковские услуги, развлечения, фитнес и т.п.
Ее точку зрения разделил управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects (Москва) Саша Лукич. В 2014 году, по его данным, объем интернет-торговли составил 14 млрд долларов. В США с 2009 года закрыто 900 крупных моллов. Сейчас, говорит господин Лукич, около 60% посетителей ТЦ включают смартфон, покупатель стал умнее: прежде чем купить, он анализирует интернет-предложения. Торговый формат будущего, по его мнению, – комьюнити-центры, где без разделения на классы потребитель может провести время приятно и с пользой (от покупок до курсов для детей). Но пока этот формат торговли не столь развит, владельцам нынешних ТЦ следует поработать над ошибками, чтобы максимально увеличить эффективность торговых площадей в условиях кризиса. Саша Лукич привел несколько типичных ошибок проектировщиков, которые могут серьезно помешать работе ТЦ. Это и тупиковый вариант торгового центра, и неправильный шаг колонн, и недостаточное количество парковочных мест, и узкие торговые галереи, и многое другое.
Глава Российского филиала «Мунитор Группе» (Москва) Вальдемар Вайсс продолжил мысль Саши Лукича. В своей практике он встречал такие ошибки в управлении ТЦ, как неправильное расположение эскалаторов (приводит к неправильному распределению потоков покупателей), неправильно подобранный пул арендаторов – не для той целевой аудитории, неграмотная работа управляющей компании (или привлечение «своих» на эту работу) и многие другие.
Эксперты сошлись во мнении, что большинство существующих проблем можно решить с помощью различных инструментов – с помощью смены пула арендаторов, обучения продавцов, маркетинговых приемов и т.д. Но главное в этой работе – чтобы собственник торгового объекта не мешал необходимым переменам.