Дмитрий Потапенко – об образе современного предпринимателя.
В преддверии экономического форума «Бизнес-Развитие» журналисты Черноземья, включая и нашу редакцию, пообщались с несколькими хедлайнерами форума в режиме онлайн. Одним из спикеров вебинара стал Дмитрий Потапенко — управляющий партнер Management Development Group Inc.
Чуть больше года назад на страницах «Бизнес-Класса» в статье «Готовьтесь работать с нищими»* Дмитрий сделал насколько нерадостных прогнозов развития российского ритейла, лейтмотив которых отразился в заголовке. Прогнозы, к сожалению, сбываются: товарные рынки проседают, покупатель нищает. В ходе общения с журналистами Дмитрий вновь поделился своим видением экономической ситуации и предпринимательской участи.
Кому на Руси жить хорошо
Региональные предприниматели принципиально ничем не отличаются от федеральных. Кризис ощутили абсолютно все. Существует когорта бизнесменов, которые, скажем так, подсосаны к бюджету. Эти ребята тоже чувствуют себя сегодня неважно, поскольку бюджет оскудел, а едоков, которые его «пилили», меньше не стало. Они по-прежнему хотят кушать, да еще и с прежними аппетитами. А им вдруг говорят: «Денег нет».
Еще есть предприниматели, которые работают в конкурентном поле. Они не используют административные ресурсы, не крышуются. Им тоже плохо. Их сносит с рынка. Тем не менее, осознать, что произошли тектонические изменения в потребительских предпочтениях, мы не хотим. Бесполезно говорить: «Я же вас предупреждал». Люди приходят на бизнес-форумы, на заезжих звезд, как на концерт Тото Кутуньо, — послушали, поаплодировали и разошлись довольные по домам. На следующий день возвращаются на свое предприятие и ничего не делают. Не предпринимают абсолютно ничего, чтобы что-то изменить в своем шатком бизнесе. Так что плохо сегодня всем, но плохо по-разному.
Адепты импортозамещения
После объявления двухсторонних санкций многие предприниматели потирали руки: «Э-ге-гей! Сейчас заживем!» История с этой радостью — это вопрос психиатрии, а не экономики. Согласитесь, странно кричать «Э-ге-гей!», когда у тебя из обуви на ногах только вязаные носки. Но мы все равно «впереди планеты всей». И когда наш предприниматель варит сыры, он почему-то искренне считает, что его сыры — это пармезан. И что его «пармезан» лучше оригинального. Он приходит ко мне и говорит: «Давайте я вам принесу попробовать мой замечательный сыр, который лучше и дешевле». Я задаю ему контрольный вопрос: «Если твой „пармезан“ лучше и дешевле, значит, ответные санкции, которые мы объявили, пора отменять? Твой продукт стал конкурентоспособным и можно открывать границы?» В ответ, как правило, слышу испуганное «нет-нет-нет».
Мы, по сути, садомазохисты. Молимся на импортозамещение, а тем временем поборы в стране растут. И продолжат расти. Они, конечно, будут называться не налоговыми платежами, а какими-то другими словами. И предприниматели продолжат ругать наших вождей на своих кухнях. Тем не менее, большая часть предпринимателей, глядя на наше правительство, ждущее отскока цен на нефть, выбирает точно такую же поведенческую тактику — просто ждать и надеяться, что все рассосется само собой и вернется на круги своя. Снова пойдет торговля, потекут денежные ручейки. Какая искренняя наивность!
Продовольственная инфляция
Обнищание населения продолжится. К концу 2016 года мы увидим за чертой бедности уже не 19 млн россиян, а порядка 28 млн. К сожалению, сегодня у нас обозначилась тенденция устойчивого спроса на самые дешевые товары, образно говоря, тройной одеколон и макароны. Прибыльным сегментом ритейла становится уличная торговля 50-килограммовыми мешками макарон. Продовольственная инфляция будет только расти. Она подскочит до 20-25%. А складываться она будет за счет дальнейшего обматывания страны колючей проволокой.
Мы регулярно будем проводить с кем-то ссоры, запрещать чьи-то продукты. Плюсуем к этому рост курса доллара, акциз на топливо и новую кадастровую стоимость недвижимости, с которой придется заплатить уже совсем другие налоги, якорные сборы и другие нетарифные поборы. Еще плюсуем сюда систему «Платон» и систему «Меркурий». О последней почему-то никто не говорит. Рекомендую с этой «мойкой» ознакомиться («Меркурий» — единая информационная среда в сфере ветеринарии и обеспечения пищевой безопасности. — Прим. ред.). Все это ляжет в цену товара. Что тут комментировать?
Затянутые пояса
Когда меня спрашивают, на сколько лет придется затянуть пояса, я отвечаю, что в феодальном строе можно спокойно прожить с затянутыми поясами лет 50-70. Люди просто будут меньше есть и пить. Научатся обходиться пятью продуктами питания, необходимыми для функционирования человеческого организма. А еще можно позакрывать все СМИ, оставить 2-3 и крутить круглосуточно фразу: «Миллион тонн чугуна надоили хлеборобы Беларуси». И показывать каких-нибудь румяных парней и коров. И все будет хорошо. Нашим феодалам не будут докучать вопросами: «Где деньги, Зин?» А все проблемы можно списать на проклятых буржуинов, которые отключили нам нефть, газ и деньги.
Коучемания
В бизнесе не может быть тренеров. Я не очень понимаю, как может тренировать предпринимателей человек, который никогда в жизни не открывал, условно говоря, столовую или магазин, а еще важнее — не закрывал их, не проходил процедуру банкротства или внешнего управления, суды с налоговой, трудинспекцией. Я не понимаю, что значит «учить». Единственный наш учитель — это клиент, и других учителей в бизнесе нет. Если говорить о перенимании опыта — то у кого сегодняшний предприниматель будет его перенимать? У нас ведь так в бизнесе и не сформировался средний класс. Есть «звезды» и есть аутсайдеры. Есть миллиардеры, но нет миллионеров. Предпринимателю, по сути, и не у кого поучиться. Он сам себе учитель и воин в поле.
_______________________________________________
*Журнал «Белгородский Бизнес-Класс», № 12, 2014
Елена Песчаная
Белгородский бизнес-класс, март, 2016.