Белгород. 24.05.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив - Девальвация рубля привела к росту цен на импортное оборудование, что повлекло за собой увеличение стоимости отечественных инвестпроектов. На этом фоне многие инвесторы предпочли «взять паузу» в реализации анонсируемых планов. Белгородская область в этой тенденции исключением не стала. Однако региональные власти видят положительную динамику в экономике и уверены в скором массовом возвращении инвесторов к своим проектам. Свидетельством тому, по их мнению, является ряд проектов в молочном животноводстве, а также масштабная работа по строительству тепличных комплексов в области. Генеральный директор акционерного общества «Корпорация «Развитие» Белгородской области, которое курирует крупнейшие инвестиционные проекты региона, Михаил Савченко рассказал «Абирегу», как инвесторы приспосабливаются к нынешним условиям и чем им могут помочь региональные власти.
- Расскажите, над какими крупными проектами сейчас работает корпорация?
- Корпорация сопровождает проекты в сфере молочного животноводства Группы компаний«Зеленая долина». Она сейчас занимаетсястроительством молочно-товарных ферм на территории Корочанского и Шебекинского районов Белгородской области с объемом инвестиций более 2,5 млрд рублей. С этой компанией у нас сложились хорошие партнерские взаимоотношения.
Кроме того, в регионе организуется производство ферментированных соевых белков. Предприятие будет создано в Шебекинском районе. Общий бюджет этого проекта составляет около 300 млн рублей. Ферментированный соевый белок «Сойколак» - это кормовые добавки с улучшенными свойствами и большим содержанием белков. Для этого продукта открыт широкий рынок российской комбикормовой промышленности. Он частично решит задачи по импортозамещению белковых компонентов и позволит снизить себестоимость производства кормов. Есть у нас и ряд других проектов на разной стадии реализации, но мы до определенных этапов о них не говорим, в силу наших договоренностей с инвестором.
- В чем заключается кураторство, какие стороны взаимодействия с инвесторами оно затрагивает?
- Мы понимаем, что сложно начинать проект на территории незнакомого инвестору региона, поэтому помогаем в адаптации на территорииобласти, в работе с государственными и муниципальными органами. Прежде всего, это возможности вовремя решить те или иные задачи по проекту: получить нужную справку или провести необходимую экспертизу. У каждого проекта своя специфика и могут быть свои характерные моменты, это не обязательно финансовая поддержка. Общие усилия и четкое взаимодействие дает синергию для скорейшего воплощения проекта в жизнь, иначе даже самая хорошая идея может сойти на «нет». Единого шаблона нет. Главное – вовремя подобрать решения, чтобы сохранить финансовую эффективность проекта.
- Как сейчас, в условиях дорогих кредитов, решается задача по обеспечению проектов финансированием?
-Я бы не стал все проблемы перекладывать на банки. Если есть проект и реальный инициатор, для него всегда найдутся деньги. К тому же надо понимать, что для банка это тоже бизнес и ему выгодно максимально дорого вкладывать свои деньги. Чаще всего это именно предоставление кредитов. Банк, в свою очередь, тоже подстраивается под рынок. Другое дело, готовы ли предприниматели воспользоваться этими деньгами по такой цене, насколько им важно дальнейшее развитие. Пока есть трудности связанные с высокими кредитными ставками, но уже наблюдается их снижение.
Кроме финансовых вопросов для инвесторов есть и второй не менее важный момент – рынки сбыта продукции. Сейчас в наиболее выгодных условиях оказались компании, чьи проекты связаны с импортозамещением, для них открылись широкие перспективы.
В целом же инвесторы запускают проекты и банки готовы давать кредиты под качественные, проработанные идеи.
- Как быстро, по-вашему, инвесторы могут адаптироваться к ситуации?
- В каждой отрасли по-разному, все зависит от внешней политики и экономики, а также от сложности самого производства. Если брать, например, рынок овощей, думаю, к 2020 году мы сможем закрыть потребности рынка. Это вполне посильная задача, тем более, что спрос на эту продукцию очень большой. Сейчас инвесторы активно включились в процесс строительства теплиц, пока их внешне не видно, сейчас в большинстве они на стадии подготовки. От идеи до ее воплощения может пройти не один месяц, а может быть и не один год. В ближайшее время я прогнозирую серьезный бум в тепличном строительстве.
- Белгородская область заявила о строительстве 500 гектаров теплиц, некоторые комплексы уже запущены. Можете ли оценить, какой объем работы уже проделан?
- Могу точно сказать, что сейчас планы не изменились, поставленную цель мы считаем достижимой. Ежегодно вводим в эксплуатацию новые теплицы, сейчас у нас работают около 80 га. В стадии проработки, подготовки проекта и строительства – еще около 200 га. Это то, что с вероятностью 90% будет построено в ближайшие несколько лет. Думаю, что с их запуском будет серьезный скачок в этой отрасли. В остальном у нас есть понимание, как довести площади до 500 га. Самое главное – мы знаем, где можем их разместить и что для этого нужно,есть ряд инвесторов, с которыми ведутся переговоры.
Когда начались проблемы на финансовом рынке, многие притихли, заморозили проекты. Но ни один из инициаторов проектов не отказался от своих обязательств. Приостановлены проекты были по объективным причинам. Как минимум инвестору нужно было пересчитать свои финансовые модели, с учетом того, что большая часть оборудования поставлялась из-за рубежа. Положительный вектор появился чуть больше полугода назад, когда президент Владимир Путин на совещании по вопросам развития сельского хозяйства в Ростове-на-Дону высказал идею использования сетей ФСК для снижения стоимости электроэнергии в сфере тепличного овощеводства. Эта идея стала новым импульсом в развитии отрасли, стимулировала интерес у крупных инвесторов к реализации проектов в этом направлении. Сейчас инвесторы оживились, уверен, они доведут свои проекты до конца.
- Как изменилась стоимость гектара теплицы после удорожания оборудования?
- Стоимость проекта может сильно разниться, в зависимости от комплектации. Но можно сказать, что в докризисные годы вдиапазоне на строительство в 1 га теплиц нужно было от 100 до 250 млн рублей. Не могу сказать, что цены сильно выросли, но за 100 млн вряд ли что-то можно построить. Средняя цена колеблется от 200-250 млн рублей. В тоже время в каждом проекте могут быть разные технологические решения.
- Ранее в СМИ появилась информация, что строительством теплиц в Белгородской области заинтересовался Аркадий Абрамович. Так ли это, и о каком проекте идет речь?
- Скрывать тот факт, что «Сигма Кэпитал» учредила специализирующуюся на овощеводстве компанию «Гринхаус» в Белгородской области, нет смысла. На данный момент ведется детальная проработка проекта. Мы надеемся, что он будет реализован на территории нашего региона.
- Вы с недавнего времени являетесь депутатом Белгородской областной Думы, над какими законопроектами работаете?
- Направлений работы много. В моем представлении депутат – это посредник между населением и органами власти. Важно, чтобы эта деятельность была максимально эффективной. Депутат – не только генератор законов, он,прежде всего, аналитик и должен уметь выбирать и правильно воплощать в закон идеи, пожелания людей, которые к нему обращаются. Ко мне тоже часто обращаются жители со своими пожеланиями, пока мы их обобщаем и систематизируем, чтобы затем выработать правильное решение.
Глава корпорация «Развитие» Белгородской области Михаил Савченко: «Под реального инвестора банки всегда найдут деньги»
24.05.2016, 17:02
Комментарии 1
Самое читаемое