WorldClass

16 апреля 2024, 17:22
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Глава департамента промышленности и связи Орловской области Геннадий Парахин: «К сожалению, по российскому законодательству частный собственник – превыше всего, даже превыше интересов государства»

19.07.2016 18:30
Автор:

Воронеж. 19.07.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Сегодня, как никогда, актуально звучит вопрос об импортозамещении. Орловская область в этом плане должна внести свой весомый вклад в оздоровление экономики страны. Выпуск специальных насосов для «Газпрома» «Ливгидромашем», производство силовой электроники ЗАО «Протон-Электротекс», проволоки – заводом «Промметиз-Русь», крепежей – «Северсталь-метизом», силового коммутационного оборудования – «Таврида Эликтрик», керамической плитки – предприятием Kerama Marazzi, холодильного оборудования – заводом Frigoglass, заправочных станций – ливенским «Промприбором» – вот неполный список предприятий, входящих в программу импортозамещения. Самой большой экономической проблемой, в том числе для таких предприятий, на сегодня эксперты называют «технологическую иглу» – зависимость российского рынка от импортного оборудования, покупка которого стала жестко бить по карману. Между тем орловские власти, со своей стороны, стараются всячески поддержать отечественных промышленников всеми мерами господдержки финансового и законодательного характера на региональном и федеральном уровне. В самых тяжелых случаях, когда вопрос стоит о жизни и смерти предприятия, в ход идут личные связи и договоренности орловского губернатора. О том, почему все эти меры иногда оказываются бесполезными, тогда как другие предприятия успешно реализуют свои проекты в регионе, рассказывает руководитель департамента промышленности и связи Орловской области Геннадий Парахин.

– Общий объем субсидий по итогам первого полугодия из федерального бюджета по различным направлениям поддержки промышленных предприятий Орловской области составляет 5,1 млрд рублей. По каким критериям отбирались проекты для получения государственной поддержки?

– Меры господдержки имеют характер субсидий и кредитов. По линии Минпромторга в основном поступают субсидии кредитного характера, в том числе и из Фонда развития промышленности, где льготная ставка не превышает 5%.

Кроме того, существуют различные налоговые преференции и субсидии по линии компенсации процентных ставок на пополнение оборотных средств и приобретение оборудования.

Также некоторым орловским компаниям государство компенсирует затраты по проведению НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Мы анализировали все предприятия, которые пользуются мерами господдержки. Основная часть всех субсидий – 4,6 млрд рублей – приходится на ООО «СтеМаЛ». Компания пользуется кредитным видом господдержки согласно постановлению №1044 по линии Минфина с обязательным положительным заключением профильных министерств.

Это интересное постановление, по которому финансируются особо значимые для экономики России проекты с объемом инвестиций от 1 млрд до 20 млрд рублей. Уполномоченные правительством РФ банки осуществляют льготное кредитование с ключевой ставкой плюс один процент. И Минфин очень строго за этим следит. Кроме того, к таким особо значимым проектам могут применяться и другие меры господдержки. В частности, по «СтеМаЛу» около 4,2 млрд рублей выделено по постановлению №1044 и 300 млн рублей – по линии Фонда развития промышленности. Плюс компания пользуется другими более мелкими субсидиями.

Кроме того, Фонд развития промышленности «Ливгидромашу» выделил льготный кредит под 5% годовых на сумму 500 млн рублей для организации производства насосов большой мощности (до 14 мВт) для перекачки нефтепродуктов, один такой насос способен перекачивать до 12.5 тыс. кубометров нефтепродуктов в час, или, другими словами, наполнить более 200 железнодорожных цистерн в час. Все это в рамках программы импортозамещения для «Газпрома», Ранее такие насосы производились в Германии, теперь производят в городе Ливны Орловской области, причем с локализацией в 100%. В текущем году предприятие запустило первую очередь проекта – цех с объемом инвестиций более 1,2 млрд рублей. В 2017 году компанией запланирована сдача второй очереди, предполагающая объем вложений на сумму 1,4 млрд рублей, всего будет вложено в это производство более 2,6 млрд рублей .

– В каком объеме предприятия сегодня получили средства от государства на реализацию инвестпроектов? Вы упомянули всего лишь 500 млн рублей, а остальные средства?

– «СтеМаЛ» уже получил первый транш на сумму 1,1 млрд рублей. Согласно постановлению №1044, этот проект разбит на этапы. После сдачи первой очереди проект проходит мониторинг специальной комиссией, которая проверяет исполнение всех условий договора и контролирует целевое использование средств.

Вообще, о «СтеМаЛе» мало говорится, хотя это интересный проект. Они планируют производить цементно-стружечные плиты, которые ранее изготавливались только за рубежом. Дело в том, что в производстве используется не деловая древесина, а ее отходы. Так, сейчас часто горит тайга. По согласованию с МЧС завод планирует делать на сгоревших участках вырубки, чтобы использовать остатки древесины для своих производственных нужд.

Первая очередь производства подразумевает загруженность предприятия в объеме 5 тыс. куб. м древесины в месяц, а после запуска второй очереди эта цифра увеличится до 10 тыс. куб. м в месяц. Изготавливаемая плита имеет высокий класс огнезащиты и идеально подходит для домостроения.

– Департамент промышленности и связи Орловской области является оператором государственной информационной системы промышленности в регионе. Сильно ли удалось развить промышленный потенциал области с помощью данного ресурса?

– Оператор – значит координатор. Что значит развитие? У нас все предприятия частные. Естественно, органы исполнительной власти не могут вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, но координировать их деятельность обязаны Также мы координируем наших промышленников в направлении развития внешнеэкономических и кооперационных связей.

Кроме того, очень действенным инструментом является Фонд содействия малым формам предпринимательства в сфере инноваций – так называемый фонд Бортника. Хочу сказать, что у нас уже есть предприятия, созданные при посредничестве этого фонда. Программа поддержки молодых ученых выстроена таким образом, что свои студенческие разработки молодые ученые могут материализовать на производстве.

У нас есть предприятия, которые благодаря фонду Бортника создали полноценное производство. Причем довольно современное. Речь идет о компании «Пумос», которая выпускает экономичные светодиодные светильники. Компания создала и использует оригинальную систему охлаждения светодиодов. Продукция «Пумоса» востребована, в том числе и за рубежом. Кстати, в Орле «Ростелекомом» реализуется проект по энергоэффективности. В его рамках все светильники в городе меняются на более экономичные – светодиодные. Так, планируется замена 11,6 тыс. светильников, и все они производятся компанией «Пумос».

– Геннадий Павлович, как в настоящее время реализуются отраслевые планы импортозамещения в Орловской области? Приведите конкретные примеры.

– О производителях насосов я уже сказал. Далее предприятие ЗАО «Протон – Электротекс», занимающееся выпуском силовой электроникой, активно работает по программе импортозамещения.

В прошлом году открыто новое предприятие – ООО «Промметиз-Русь», которое производит высококалиброванную как низко- , так и высокоуглеродистую проволоку, востребованную рынком. Компания ведет активное сотрудничество с Германией.

Также «Северсталь-метиз» по линии выпуска крепежей активно работает по программе импортозамещения. Они выпускают продукцию для Керченского моста.

Есть такие интересные предприятия, как «Таврида Электрик», которое выпускает силовое коммутационное оборудование напряжением до 35 кВ. Причем это уникальное оборудование, которое практически не требует монтажных работ и настраивается без участия человека. Оно востребовано как энергетиками нашей страны, так и за рубежом.

Такая компания, как Kerama Marazzi, ежегодно вкладывает в производство своей плитки большие объемы инвестиций. Лишь на этот год заявлено об освоении более 800 млн рублей только на модернизацию производства. Я думаю, по факту этот заявленный план будет перевыполнен, а кроме того компания намерена на территории Орловской области реализовать новый инвестпроект.

Интересен и ливенский «Промприбор», изготавливающий как газовые, так и бензиновые, а также дизельные заправочные станции, топливноналивное оборудование, счетчики, арматуру. Кстати, на выставке в Совете Федерации был представлен их проект автоматизированной заправочной станции, которая функционирует без участия человека. Конечно, оно востребовано в Европе, причем компания активно защищает и отстаивает свой рынок. При этом расширение внутреннего рынка оказалось гораздо сложнее выхода на Европейский рынок.

Проблема заключается в чем? У нас существует программа импортозамещения, но нет программы создания сервисных сетей. Стоит учитывать, что нас посадили не только на нефтегазовую иглу, но и на технологическую. Как известно, до недавних пор на российский рынок активно поступало импортное оборудование. За годы его поставок у компаний сложились свои сервисные сети, были наработаны определенные специалисты, связи. Сегодня переломить и создать то же самое у себя очень сложно. Кстати, по качеству наше оборудование от «Промприбора» ничем не уступает зарубежным аналогам. Я проверил это на себе и своем автомобиле. Однажды пожаловался заправщику, что терминал почему-то не качает бензин, на что тот ответил, что мой автомобиль уже заправлен, колонка работает совершенно бесшумно.

– Сколько средств вкладывается в проекты по импортозамещению? По Kerama Marazzi все понятно, а что можете сказать про тот же «Протон»?

– Я еще раз повторюсь, что все предприятия у нас частные. Мы их координируем, но получаем от них неполную информацию. И потом «Протон» – предприятие двойного назначения, работающее в том числе на «оборонку». Поэтому цифры здесь приводить некорректно. Кстати, таких предприятий в Орловской области много.

– Есть ли потенциальные резиденты-промышленники для размещения в индустриальном парке «Зеленая роща»?

– Да, это Мценский завод по обработке цветных металлов. Правда, мы никак его не запустим. Завод практически построен, но руководители завода никак не могут ввести его в эксплуатацию согласно законодательству РФ. Но я уверен, что мы преодолеем эти проблемы и запустим предприятие.

– Сколько они вложили уже инвестиций?

– Они особо не афишируют финансовые операции. Пару лет назад в прессе прозвучала цифра более 1 млрд рублей, но точных цифр на сегодня у меня нет. Они считают это коммерческой тайной, и мы уважаем их позицию.

– В Орловской области ряд предприятий находятся в сложном финансово-экономическом положении. Например, несколько лет в конкурсном производстве находится ЗАО «Орлэкс», за последние несколько лет не раз под угрозу банкротства попадало ЗАО «Дормаш». Что сейчас предпринимается для вывода предприятий из кризиса?

– Давайте сразу расставим все точки над «i» относительно завода «Орлэкс», который находится в процедуре банкротства с 2007-2008 годов. Можно сказать, что на сегодня этого предприятия уже не существует, так как идет продажа недвижимости – в основном цехов. Отмечу, что никакого обновления оборудования, конструкторской документации с 70-80-х годов не проводилось на этом приборостроительном предприятии двойного назначения. Однако в прошлом году инвестор в лице господина Карпикова изъявил желание запустить предприятие. Но попытка оказалась неудачной. Честно говоря, в то время мы трудились там в ежедневном режиме. Дошли до этапа, когда уже станки стояли на линейке готовности, но потом работа была остановлена. На последнем этапе, когда необходимо было брать разрешение на производство, сертифицировать продукцию, инвестор начал высказывать требования, которые не вяжутся с российским законодательством. Всего инвестор успел вложить порядка 3 млн рублей. На сегодня, как это ни грустно, в истории с этим заводом можно поставить точку. Приостанавливать процесс публичных торгов, считаю, экономически нецелесообразно.

Идем далее. Очень проблемное предприятие – завод «Дормаш». Нам абсолютно непонятна позиция собственника. На сегодня возбуждено уголовное дело в отношении руководителя предприятия по фактам невыплаты налогов, заработной платы. Нами ведется анализ и мониторинг хозяйственной деятельности этого предприятия. На мой взгляд, нужно было еще умудриться до такой степени уронить предприятие – флагман машиностроения в области дорожной техники.

В прошлом году, когда у них начались серьезные экономические сложности, мы предложили свою помощь, создав антикризисную комиссию и предложив заключить соответствующее соглашение. Ведь, чтобы помочь, нам необходим был доступ к финансовым документам, к технологическому процессу. Сначала руководство согласилось. Отмечу, что сам завод «Дормаш» не вел финансовую деятельность, этим занимались аффилированные компании. В Орле было сосредоточено лишь производство. И когда мы запросили финансовую документацию, нам отказали в подписании соглашения. И, по сути, выпроводили нас с территории завода, аргументируя это тем, что мы находимся на частной собственности. Те рекомендации, которые мы давали руководству, категорически не исполнялись. В результате на сегодня мы имеем высокую задолженность по заработной плате с июня прошлого года.

Правда, кое-какие успехи есть. В конце прошлого года губернатор Орловской области Вадим Потомский договорился о выдаче им кредита на 15 млн рублей для погашения части долга по заработной плате. Сейчас выпускаемые предприятием бульдозеры арестованы и будут реализовываться. Я вижу перспективу завода только в финансовом оздоровлении. Конечно, в рамках своих полномочий мы постараемся продвинуть этот процесс. К сожалению, по российскому законодательству частный собственник – превыше всего, даже превыше интересов государства.

– То есть никакие схемы поддержки со стороны Минпромторга не прорабатывались?

– Наш департамент постоянно сотрудничал с Минпромторгом по вопросу вывода предприятия из кризиса. Проблема вот в чем: во-первых, для того, чтобы оказать меры господдержки, необходимо выполнение нескольких условий. В частности, ликвидировать долги по заработной плате и налогам. На 2015 год это легко можно было сделать, но собственник и директор предприятия этого не сделали.

Во-вторых, необходима была программа развития. Мы забросали руководство предприятия письмами с просьбой о создании такой программы, но в ответ получали лишь отписки, которые сложно назвать программой развития. Считаю, там проблема менеджмента. Кроме того, наш департамент исследовал маркетинговые возможности предприятия, и могу заверить, что востребованность в их продукции рынком громадная. В рамках антикризисной комиссии был получен доступ к их договорам, изучив которые мы ахнули. В них указывались заведомо невыполнимые кабальные условия для завода. В результате в 2015 году завод потерял заказы и заработал штрафы.

Самое интересное, что если бы хотя бы заключенные в 15-ом году заказы были исполнены, рост заказов предприятия составил бы 122% к аналогичному периоду 2014 года. Но по факту в прошлом году заводом был продемонстрирован спад до 56%.

Кстати, добавлю о заводе «Дормаш». Губернатор договорился с министром промышленности и торговли и правительством РФ оказать предприятию помощь в виде государственных гарантий на сумму 1 млрд рублей. Конечно, при соблюдении заводом всех условий и проведении определенных работ. Правда, они пока не спешат пользоваться этой привилегией.

– Какие еще интересные инвестиционные проекты в Орловской области можете обозначить?

– Я не буду раскрывать сути, но мы прорабатываем очень крупные инвестиционные проекты в следующих сферах – металлургия, глубокая переработки газа, биотехнологии.

– Какие существуют планы по расширению инсулинового завода Sanofi?

– Прямо скажем, это европейское предприятие, которое работает на зарубежном сырье. Таким образом, завод попадает под санкции, поэтому информация о нем не раскрывается. Скажу одно: завод активно развивается и запускает новые производственные линии.

– Есть ли подвижки с планами по строительству цементного завода в регионе?

– Подвижки должны инициироваться собственником, который на сегодня притормозил реализацию проекта. Это связано с рецессией в строительной отрасли. Но окончательно пока никто не отказался от реализации проекта.

Хочу добавить несколько слов о состоянии строительной отрасли в регионе. Как известно, рецессия напрямую сказалась на производстве строительных материалов. Но мы, со своей стороны, стараемся помочь строительным организациям, включив их в программы по импортозамещению, в том числе и в аналогичную программу «Газпрома». Кроме того, чтобы продвинуть вперед нашу строительную отрасль, мы готовим к принятию пакет законов, который должен существенно облегчить жизнь строителей, сократив их расходы и улучшив инвестиционный климат отрасли в целом. В этих законодательных инициативах речь идет об ускорении и упрощении процедуры получения разрешений по проектам создания инфраструктуры. Сейчас этот законодательный пакет проходит заключительные экспертизы и в ближайшее время будет вынесен на областной совет.

Кроме того, мы разработали программу развития промышленности Орловской области до 2025 года. Естественно, при ее составлении мы использовали прогнозный метод, но делали это весьма осторожно – с большим запасом на плюс. Итак, по минимуму уже насчитывается объем инвестиций на сумму более 21 млрд рублей. Согласно этой программе, предусматривается оказание мер финансовой поддержки как со стороны региона, так и со стороны федеральной власти.

Отмечу, что сейчас мы разрабатываем вопрос создания своего регионального фонда развития промышленности. Но, честно говоря, в условиях принятия очень жесткого бюджета воплотить этот замысел в жизнь крайне нелегко.

Отрасль связи – это тоже немаловажный производственный сектор. Поэтому наш департамент промышленности и связи ведет активную работу с операторами, в частности с «Ростелекомом», по созданию новых инвестиционных проектов. Но, к сожалению, в 2015 году инвестиции в отрасль были практически на нуле. Между тем рост доходов операторов связи не может происходить без развития. Кстати, предполагается, что упомянутый пакет законодательных инициатив тоже должен сильно им помочь. Кроме этого, мы предлагаем операторам различные программы, позволяющие снизить издержки на аренду.

Также у нас существуют программы по оказанию услуг связи для госучреждений. С целью оптимизации затрат на инвестирование мы объединяем многие программы. Кстати, мы выступили с инициативой к Всероссийской телерадиокомпании о модернизации их сети. Ведь сегодня они работают через спутники, что предполагает большие эксплуатационные затраты. Мы предлагаем перевести их на цифровое вещание. Пока, правда, ответа от них не получили.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0