Воронеж. 19.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Уже буквально на своем излете уходящий 2016 год удивил сенсационным антикоррупционным делом: за руку был пойман не кто-нибудь, а действующий министр РФ Алексей Улюкаев (на секундочку, ответственный за экономическое развитие целой страны). И сразу воронежская уголовная хроника померкла и потускнела на этом фоне: не случилось нашим правоохранителям ловить птицу такого высокого полета. Тем не менее, традиционно подводить итоги уходящего года «Абирег» начинает с самых громких и значимых коррупционных (и не только) дел, случившихся в Воронежской области.
Коррупция в делах и цифрах
Как водится, в начале декабря воронежское управление СК отчиталось об успехах на нелегком поприще борьбы с коррупцией. Впрочем, цифры оказались несколько неожиданными. Если за девять месяцев 2015 года воронежские следователи возбудили целых 375 уголовных дел коррупционной направленности, то за нынешний период – всего 218, т. е. почти вдове меньше (-42%). Худший показатель за три года. Почему – непонятно. Ведомство в своем отчете причину не раскрывает. Проводить параллели у нас принято только тогда, когда статистика растет, а раз падает, то и акцентировать на этом внимание никто не будет. Тем не менее, до суда подопечные Кирилла Левита довели 104 дела (годом ранее – 113), на скамью подсудимых усадили 112 лиц, больше половины из которых попались на старом добром взяточничестве.
Чуть активнее, чем прежде, воронежские следователи стали «работать» с лицами особого правового статуса – адвокатами, главами муниципальных образований, депутатами и прочими «неприкасаемыми». За девять месяцев 2016 года уголовные производства были открыты в отношении 13 таких особ (11 в прошлом году), перед судом уже предстали четверо.
Интересную статистику воронежский СК приводит по поводу возмещения причиненного коррупционными преступлениями ущерба. В текущем году по оконченным делам его размер составил 48 млн рублей. А размер арестованного имущества и денежных средств обвиняемых – 55,8 млн рублей, что в 18 раз (!) больше, чем годом ранее. К слову, в прошлом году ведомство хвалилось, что количество дел, в рамках которых удалось наложить арест на активы мздоимцев, увеличилось в восемь раз. Остается сделать вывод, что в условиях экономического кризиса правоохранительные органы озадачены весьма утилитарной функцией наполнения бюджета. Копейка, как говорится, рубль бережет. Федеральный аппарат СК, кстати, отчитался об аресте имущества обвиняемых на 7 млрд рублей. И это без легендарных запасов полковника Захарченко.
По мнению управляющего партнера Ассоциации Адвокатское бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» Игоря Татаровича, статистический «провал» воронежских следователей может быть обусловлен процессом «декриминализации» мелкого взяточничества – с начала текущего года взятка меньше 10 тыс. рублей вышла из-под юрисдикции СК. «Теперь она рассматривается в рамках отдельного состава, который относится к подследственности дознавателей райотделов МВД. Ранее львиную долю статистики делали мелкие взятки: когда преподаватель берет за зачет 2 тыс. рублей, доктор за справку берет 3 тыс. рублей и т. д.», – пояснил господин Татарович. По его ощущениям, говорить о снижении антикоррупционной активности правоохранителей не приходится.
Зеленый блокнот и его обитатели
В начале мая все воронежские СМИ с подачи «источников в правоохранительных органах» обошла сенсационная новость: председатель областного суда Виталий Богомолов и его заместитель засобирались в отставку. Якобы и в Верховный суд уже явились, и соответствующие бумаги подписали. А причиной стала ни много ни мало разработка местного УФСБ, в ходе которой чекисты обнаружили коррупционную составляющую в деятельности высокопоставленных судей.
В течение последующей недели все написанное воплотилось в жизнь: господа Богомолов и Маслов действительно покинули областной суд. Ушли они при этом по-английски, никак публично не объяснив своей скоропалительной отставки, что окончательно уверило наблюдателей в достоверности «слитых» данных. В открытую, впрочем, никто их в коррупции обвинить не решался, однако упоминание «коррупционного скандала» стало обязательным атрибутом развивающейся ситуации.
К слову, суть претензий к бывшим судьям была незамысловата: они якобы способствовали вынесению решений в пользу определенных обвиняемых. Данная формулировка обычно сопровождалась двумя именами – предпринимателя Эдуарда Ельшина, на тот момент обвиняемого в резонансном убийстве у кафе Il Tokyo, и адвоката Алексея Климова, обвиняемого в сутенерстве и создании преступного сообщества. Оба они, несмотря на тяжесть вменяемых преступлений, стараниями судебных инстанций были отпущены из СИЗО.
Спустя считанные дни после «обезглавливания» облсуда ситуация кардинально изменилась: господин Ельшин получил 12 лет колонии, а господин Климов был возвращен в изолятор. Что, опять же, только уверило общественность в причастности господина Богомолова и его бывшего заместителя к коррупционным схемам. Казалось, публика вот-вот станет свидетелем очередной «показательной порки» по-воронежски. Но не случилось. До претензий в адрес бывших судей дело почему-то так и не дошло.
Зато параллельно развернулась вторая не менее интригующая история – о «зеленом блокноте». Как гласит легенда, излагаемая устами все тех же «источников в правоохранительных органах», буквально накануне отставки председателя облсуда и его заместителя в руки чекистов попалась «решальщица» в статусе адвоката. При ней помимо взятки в 350 тыс. рублей правоохранители обнаружили некий зеленый блокнот, содержащий подробную информацию о коррупционных потоках в судейском сообществе. Грубо говоря, кому и сколько нужно «заносить».
Доподлинно неизвестно, чьи фамилии содержит злополучный молескин, однако спустя некоторое время при схожих обстоятельствах были задержаны еще два адвоката –сотрудник адвокатской конторы «Жеребятьев и партнеры» Артур Бесов и представитель областной коллегии адвокатов Алексей Громов. Оба – бывшие силовики, оба обещали за мзду «порешать» вопросы своих клиентов, но оба, как утверждает следствие, подобных полномочий в реальности не имели и в результате получили обвинение в покушении на мошенничество. И не более того. Господин Бесов уже даже успел ответить по всей строгости: в конце августа Левобережный райсуд приговорил его... к штрафу в 150 тыс. рублей. Рассмотрение дела господина Громова пока только началось (в том же суде, между прочим).
Что в сухом остатке? Остросюжетный детектив потенциально федерального масштаба закончился сменой верхушки судебной системы региона (кто ее возглавит, кстати, до сих пор не ясно, кресло председателя после отставки господина Богомолова пустует уже семь месяцев) и смехотворными санкциями в адрес нескольких попавшихся адвокатов. Возникает чувство недосказанности, словно вся шумиха была не более чем частью подковерной борьбы. Остается разве что обратиться к недавнему посланию президента Владимира Путина к Федеральному Собранию. «Борьба с коррупцией – это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества».
Кто стучится в дверь ко мне?
Чуть более прозаично выглядит история злоключений теперь уже бывшего руководителя воронежского филиала ФГУП «Почта России» Юрия Бесхмельницына. Всего за каких-то полгода он умудрился стать фигурантом сразу четырех уголовных дел и потерять высокую должность. Впрочем, обстоятельства и перспективы преследования господина Бесхмельницына пока также вызывают вопросы.
Напомним, беды главного воронежского почтальона начались в мае этого года, когда в ГУ МВД по региону сообщили о разоблачении мошенничества в особо крупном размере с использованием служебного положения. По версии правоохранителей, Юрий Бесхмельницын предоставил в бухгалтерию возглавляемого предприятия фиктивные документы по оплате служебной квартиры, аренду которой он прекратил несколько месяцев назад. Ущерб составил 350 тыс. рублей.
Спустя две недели «Почта России» приняла решение отстранить незадачливого руководителя от должности – «до вынесения соответствующего судебного решения». Однако сам господин Бесхмельницын с таким ходом вещей оказался не согласен. Да настолько, что пошел возвращать себе должность через суд. Логично предположить, что в подобной ситуации человек должен быть или на 100% уверен в своей невиновности (как в конкретном деле, так и в целом по службе), или же – в своей безнаказанности.
Одно из двух воронежские чекисты (ну куда ж без них) решили во что бы то ни стало опровергнуть. И словно снежный ком Юрий Бесхмельницын начал обрастать уголовными делами. В октябре стало известно, что главк МВД возбудил против него еще одно производство – о злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, осенью-зимой 2011 года господин Бесхмельницын заключил два договора подряда на укладку асфальта с нарушением нормативов. Ущерб составил 1,4 млн рублей.
А в ноябре в адрес экс-руководителя (суд он благополучно проиграл и в конце месяца был официально уволен) «прилетело», пожалуй, самое серьезное обвинение – в злоупотреблении на 36 млн рублей. Согласно сообщению полиции, в 2013 году господин Бесхмельницын «без обязательного согласования с руководством» оформил 60 месячных договоров с двумя местными организациями «по уборке помещений и прилегающих территорий». В декабре 2015 года дополнительно были заключены еще три аналогичных договора. По данным правоохранителей, документы были оформлены без проведения закупочных процедур и без регистрации в головном офисе. Более того, тарифы, по которым происходила уборка, более чем в два раза превышали нормативные. Как итог, ущерб составил 21,4 млн рублей.
Только слепой не увидит, что силовики всерьез «взялись» за Юрия Бесхмельницына, будто стремясь доказать – при желании «накопаем» еще. И ведь, кстати, «накопали»: якобы руководитель заправлял свой личный автомобиль бензином по служебной карточке, что также наносило ущерб предприятию. Это – еще одно, четвертое по счету уголовное дело против господина Бесхмельницына. Вот только публичной огласке силовики решили его не предавать. Вероятно, посчитали уж слишком смехотворным.
Что в сухом остатке? «Копилка» уголовных дел против бывшего руководителя воронежской «Почты России» полнится, его положение становится все менее прочным. О подковерной борьбе говорить не приходится – игра, что называется, «в одни ворота». На данный момент господин Бесхмельницын находится под подпиской о невыезде.
Фонд капитального обогащения
Как известно, Фонд капремонта Воронежской области является одним из самых успешных в стране. Собираемость взносов близится к идеальным значениям, а качество реализации программ позволяет чиновникам раз за разом подниматься на пьедестал почета в федеральных рейтингах. Одно неприятно – за последний год уже два топ-менеджера фонда оказались под следствием. Велик соблазн, надо полагать.
Дело против первого – заместителя директора Михаила Гольцова – было заведено еще в конце 2015 года. Как уверяет следствие, господин Гольцов попался на взятке в 180 тыс. рублей от руководителя строительной фирмы ООО СК «Строй-Холдинг Воронеж» Андрея Обиденко. Деньги чиновник получил за помощь в получении подряда и общее покровительство. Уже в процессе следствия выяснилось, что ранее господин Гольцов получил еще одну взятку от предпринимателя – в виде забора за 316 тыс. рублей.
На данный момент расследование дела завершено, бывший топ-менеджер знакомится с его материалами. Андрей Обиденко при этом уже успел предстать перед судом – за дачу взятки бизнесмен получил три года условно.
Сделать очевидных выводов из злоключений бывшего коллеги в фонде не смогли – буквально спустя полгода «погорел» еще один заместитель директора Вадим Коробков. Силовики заподозрили его в превышении должностных полномочий: якобы господин Коробков вмешивался в конкурсные процедуры и убеждал членов комиссии отдать подряд в пользу конкретной компании. За что и поплатился должностью. На данный момент расследование уголовного дела в отношении чиновника продолжается, публично о его результатах в следственном комитете не распространяются.
Стройка с яблочным послевкусием
Однако не только государственные мужи пополняли своими «успехами» уголовную статистику уходящего года. Пожалуй, одна из самых интересных ситуаций сложилась вокруг попытки местного застройщика ООО «Выбор» разместить свой новый жилой квартал на территории яблоневых садов по Московскому проспекту.
Впервые о планах застройщика стало известно еще в середине прошлого года, когда мэрия поручила компании разработать проект планировки соответствующего квартала площадью более 27 га. В бетон предполагалось закатать примерно половину многолетних посадок. Впрочем, никакого резонанса эта новость тогда не вызвала, вероятно, просто ускользнув из поля зрения общественности. Между тем настоящая буря негодования поднялась под конец года, когда стало ясно, что городская администрация не против отдать под застройку яблоневый сад целиком – более 52 га.
Тут же начались многочисленные сборы подписей, обращения к властям и прочие «прелести» традиционной борьбы с застройщиками. В основном давили на жалость: и деревья жалко, и останки солдат под ними лежат, и «бетонные коробки» никому не нужны. Однако у чиновников на все был ответ: участок, дескать, в собственности застройщика, а потому что он захочет, то и наворочает.
Многие уже тогда задавались вопросом: а с какой это стати федеральные земли вдруг оказались в собственности ООО «Выбор»? Представители компании, в свою очередь, поясняли: земли были выкуплены у коммерческих структур, подробности – коммерческая тайна. И все тут. Бульдозеры начали потихоньку выравнивать землю под будущую стройку.
Однако в апреле текущего года обстоятельства перехода прав собственности на скандальный участок неожиданно стали предметом уголовного расследования. Как оказалось, земля была приватизирована мошенническим путем. При рыночной стоимости в 69 млн рублей (по данным СК) ушлые дельцы умудрились приобрести участок по кадастровой стоимости – всего за 2,5 млн рублей. Ущерб посчитать несложно.
Между тем, если верить следствию, застройщик ООО «Выбор» прямого отношения к мошеннической схеме не имел. С 2012 года участок находился в субаренде у некой коммерческой фирмы, которая взялась за него для «проведения работ по расчистке» сада и строительства на его территории водопровода «в целях ухода». В течение последующих нескольких лет мошенники добились оформления несуществующего объекта в госорганах (строить на деле водопровод они не собирались) и на основании фиктивных документов воспользовались правом выкупить участок без торгов по кадастровой стоимости.
Ни названий юридических лиц, ни конкретных подозреваемых в следственном комитете не раскрывают. Однако согласно данным Росреестра, приватизировать землю в начале 2015 года удалось ООО «Спартан». Именно с ним, надо полагать, сейчас работают правоохранительные органы. Но что интересно: собственником это ООО выступало всего каких-то 17 дней, после чего участок перешел в собственность ООО «Выбор». «На вполне законных основаниях», настаивают в следственном комитете и почему-то даже не подвергают этот постулат сомнению. Просто удивительное совпадение.
На данный момент вся земля под яблоневыми садами на Московском проспекте (чуть позже следователи «обнаружили» еще один участок, приватизированный по той же мошеннической схеме) находится под арестом на время следствия. И вроде как, ее правовой статус пока остается под вопросом. Быть новому кварталу на 13 тыс. человек или не быть – непонятно. В «Выборе» ситуацию не комментируют. Впрочем, есть основания полагать, что от своих планов застройщик не откажется. Так, в августе «РВК-Воронеж» согласовало цену для подключения нового квартала к техсетям. А на кадастровой карте, если внимательно присмотреться, яблоневый сад уже заботливо разбит на небольшие участки – аккурат по границам будущих новостроек.