27 ноября 2024, 11:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

ИТОГИ ГОДА – Мэр Воронежа Александр Гусев: «В этом году явных провалов у городской администрации не было»

23.12.2016 13:58
Автор:

Воронеж. 23.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Активная часть воронежской общественности и средств массовой информации этой осенью буквально «заболела» темой отмены прямых выборов мэра города. В ходе обсуждений соответствующих поправок в устав облцентра наблюдатели не раз обращались к фигуре действующего главы администрации Александра Гусева (4-е место в Рейтинге влиятельности Воронежской области в 2016 году), которая – в суетливых выкриках с трибун и страниц соцсетей – нередко превращалась то в аргумент «против» отмены всенародного избрания градоначальника, то в аргумент «за». К сегодняшнему дню страсти улеглись и «Абирег» решил узнать, какие реальные итоги работы в уходящем 2016 году действующего воронежского мэра остались в тени жарких битв по поводу процедурных вопросов. О возможностях городской казны в 2017-ом, кредитной нагрузке на город, судьбе многострадальных МУПов, о собственных планах и мечтах в эксклюзивном интервью изданию рассказал последний (на данный момент) избранный народом глава Воронежа Александр Гусев.

– Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, с какими результатами город заканчивает этот год и по каким направлениям администрации удалось сработать лучше всего?

– Год прошел в достаточно стабильной и спокойной обстановке. Все намеченные планы, с учетом известных бюджетных ограничений, мы исполнили. Самыми масштабными мероприятиями стали переселение из ветхого и аварийного жилья и ремонт дорог. Несомненно, программа переселения идет по тем планам и показателям, которые мы для себя обозначили, и я надеюсь, что в будущем году закончим ее первый этап. В 2016 году удалось провести ремонт многих городских дорог. Честно скажу, что администрация могла бы больше сделать в части дорожного хозяйства. Так, к сожалению, у нас не состоялось несколько аукционов на общую сумму примерно в 200 млн рублей. Причины объективные – деньги из вышестоящих бюджетов поступили поздно. Впрочем, отложенные проекты не принесли критического улучшения или ухудшения ситуации на дорогах.

Добавлю, что непотраченные деньги никуда не пропадут, они вернутся к нам в следующем году. Надеюсь, масштабы следующей пятилетки в сфере дорожного хозяйства будут более весомыми. Но сейчас задел сделан – помимо ремонта мы подготовили часть объектов к проведению капремонта весной будущего года. Так что нельзя не согласиться с тем, что в этом направлении явные сдвиги у администрации есть.

Что касается конкретных показателей, хочу отметить хорошие результаты сбора налогов на доходы физических лиц. Тенденция поступления этого вида налога в бюджет в 2014-2015 годах характеризовалась отрицательной динамикой. Только в 2016 году демонстрируется прирост. По состоянию на 1 ноября поступления налога на доходы физических лиц превысили 3,57 млрд рублей, что на 6% больше поступлений аналогичного периода прошлого года.

– Какими результатами гордитесь?

– Если говорить о презентационной части работы администрации, то нужно отметить реконструкцию парка «Динамо». В этом году мы закончили первую очередь проекта, и он наконец-то оформился в таком виде, в каком мы его проектировали. Надеюсь, для населения парк стал «местом притяжения». В наших планах – продолжать развитие территории «Динамо». Так, в 2017 году начнем проектирование второй очереди и, возможно, само строительство.

Также напомню, что за последнее время несколько улучшилась ситуация с общественным транспортом. Может быть, в этой сфере и не произошло революционного изменения, но ее подспудное развитие и совершенствование постепенно продолжается. Во-первых, успешно идет замена подвижного состава. За два года перевозчики и муниципалитет вложили в автопарк около 900 млн рублей. Серьезно обновились маршрутные такси. Правда, мы ожидали результатов повыше по итогам замены автобусов большой вместимости, но 30% старого состава все-таки заменили. Работу эту продолжим. В будущем году администрация также будет сотрудничать по замене устаревшего транспорта с частными перевозчиками и муниципальными активами. Помимо этого я – сторонник введения безналичного расчета в общественном транспорте. Безусловно, эта мера имеет как положительные, так и отрицательные меры. С одной стороны, мы получим прозрачность в экономике работе местных предприятий. С другой – система может принести неудобства тем, кто не умеет пользоваться карточками. Поэтому мы будем комбинировать наличный и безналичный расчет.

Кроме этого, гордимся окончанием программы по обеспечению дошкольным образованием детей от трех до семи лет. Сейчас у нас очередей нет. Прямо скажем, на ближайшую перспективу актуальность этой задачи снижается, поскольку мы входим в демографическую яму. Поэтому у нас в приоритете привлечение частных операторов для организации детских садов в местах квартальной застройки. Строить сами мы не перестанем: в этом году, кстати, заложены два объекта. Но искать приемлемую для города схему муниципально-частного партнерства в этой сфере продолжим.

– Может быть, за год в администрации обсуждались планы, которые в итоге реализовать так и не удалось?

– Как раз одной задачей, не реализованной до конца, стало привлечение частных операторов в развитие дошкольного образования. Понимание, как будет действовать механизм поступления бюджетных денег в эту сферу, есть. Но запустить его мы так и не смогли. Причина в том что, рынок еще не развит: частных организаций в городе пока недостаточно много, так что администрация ищет участников более широкого – даже федерального – масштаба. Надеюсь, что в следующем году эта тема будет активно развиваться. Нам это нужно, так как бюджет не будет тратиться на капитальное строительство детских садов. Деньги придется расходовать только на содержание детей у частных операторов. Надеюсь, этот механизм будет востребован жителями города.

В целом хочу сказать, что явных провалов у воронежской администрации в этом году все-таки не было. Конечно, нельзя забывать, что существует некая ограниченность по бюджетным средствам, которые направляются на развитие городской инфраструктуры. Тем не менее, эффективность использования бюджетных средств – удовлетворительная. Ко всему прочему у нас есть резервы и понимание, как их использовать. Надеюсь, в 2017 году городские чиновники продолжат повышать эффективность расходования бюджета.

– А как же проект строительства платных парковок? Он ведь перенесен на будущий год. Как вы считаете, есть ли шанс организовать парковочное пространство до конца 2017-го?

– Мы, честно говоря, не спешили стартовать с этим проектом. За это администрация впоследствии подвергалась критике от наших коллег из областного правительства. Ну и часть жителей тоже, наверное, недовольны тем положением, которое сложилось в центре города. Однако решение мы приняли – платные парковки делать в любом случае будем. Сейчас мы дошлифовываем техническую часть – вопросы количества машино-мест и варианты их размещения. Предварительно рассчитываем 8 тыс. мест. Возможно, их станет больше. Также в ближайший месяц мы должны утвердить механизм проекта – будет ли это договор концессии с подрядчиком или будет реализован за бюджетные средства.

Есть примеры обоих подходов. Небольшие города чаще используют подрядчиков – из-за низкой бюджетной обеспеченности. В свою очередь крупные города, в частности Москва, идут по пути госинвестиций. Я встречался с руководителями специализированного государственного автономного учреждения столицы, и в разговоре они достаточно откровенно делились экономическими и социальными сложностями при строительстве платных парковок. Мы постараемся их опыт учесть и минимизировать проблемы. В 2017 году такая работа будет проведена и платные парковки в городе появятся.

– Об ограничении въезда в город планов нет?

– Я не думаю, что такая мера правильна, ведь ограничение въезда в центр можно добиваться разными способами. Москва, например, ввела в пределах Садового кольца парковку за 200 рублей в час. Это жесткое ограничение – кому захочется платить такие деньги за стоянку в центре? Мы такого делать не будем. Я думаю, что у нас все-таки щадящий режим – по подсчетам администрации в среднем тариф на парковку будет составлять 40 рублей в час.

– Как вы в целом охарактеризуете возможности городской казны на будущий год? Будут ли пущены «под нож» какие-то значимые, на ваш взгляд, расходы?

– Конечно, нам хотелось бы иметь московские масштабы бюджетного обеспечения на одного жителя, которые, кстати, в десять раз превышают наши. Понятно, что в силу объективных причин мы не можем добиться такой картины. Однако, в целом параметры бюджета 2017 года почти на 2 млрд рублей больше, чем было в бюджете 2016-го. Здесь положительную роль сыграли средства дорожного фонда, которые теперь являются «окрашенными» и будут расходоваться только на нужды ремонта и содержания дорог. Поэтому мы запланировали капремонт 60 улиц и двух крупных путепроводов, а также начало строительства развязки на пересечении улиц 9 января и Антонова-Овсеенко. Кстати, к концу 2017-го, когда начнется массированное возведение объекта, мы постараемся максимально укоротить трудный для дорожного движения период. Мне кажется, люди должны понимать, что без этого не обойтись.

Что касается социально значимых расходов, то все они будут исполнены в полной мере. Более 65% бюджетных расходов – это затраты на социальные нужды, с ними проблем нет. Все, что связано с зарплатами работников бюджетной сферы, без учета чиновников, будет исполняться по всем нормативам и, в том числе по указам президента. Мы видели, что со стороны профсоюза работников образования возникали некоторые претензии, которые урегулировали на областном уровне, и в итоге дополнительные средства на эти цели запланированы. К нам они придут полным рублем в виде субсидий.

– За последние несколько лет практически будничной стала ситуация, когда власти берут коммерческие кредиты в банках для погашения дефицита бюджетов различного уровня. В том числе к подобным заимствованиям прибегает и Воронеж. И речь идет о миллиардах и миллиардах рублей. Но разве это не путь в долговую яму?

– Нет, это не так. Дело в том, что кредитная нагрузка на бюджет Воронежа в данный момент не растет, а даже – наоборот – снижается. Приведу конкретный пример: город в 2014 году имел общий долг на уровне 8-8,5 млрд рублей. Сегодня он составляет 8 млрд рублей, 4 млрд рублей из которых – это займы в коммерческих банках, а остальные 4 млрд рублей – это беспроцентные кредиты вышестоящих бюджетов и деньги, которые мы берем на покрытие кассовых разрывов в федеральном казначействе. Никакого падения в долговую яму, как видите, у нас нет. Тем более по бюджетному кодексу нельзя налаживать размер долга в размере большем, чем 90% доходов. У нас этот показатель значительно ниже.

– А как же все эти многомиллиардные кредиты, которые привлекла мэрия в этом году?

– Мы перекредитовываемся на более выгодные для города условия. На сегодняшний день у нас основная масса коммерческих кредитных договоров заключена по ставке чуть более 10% годовых. Это хорошие результаты. Получается, что за минувший год благодаря новым кредитам мы сэкономили порядка 100 млн рублей на обслуживании муниципального долга. В будущем году мы также приложим все усилия, чтобы не допустить роста кредитной нагрузки на казну.

– Есть ли подвижки в процессе поиска инвестора для муниципального казенного предприятия «Воронежтеплосеть»?

– В работе над судьбой этого предприятия рассматривается вариант концессии, который принесет нам массивный объем инвестиций в короткие сроки. Деньги инвестора, таким образом, помогут быстро привести в порядок инфраструктуру «Теплосети» и внести технологические изменения, что впоследствии благотворно отразится на экономической жизни предприятия. Сейчас администрация почти закончила разработку технического задания концессии. Мы рассчитываем уже будущей весной через конкурс начать поиск заинтересованных сторон.

Понятно, что процедура поиска обязательно будет конкурентной. Тем не менее, мы очень рассчитываем, что концессией «Воронежтеплосети» заинтересуется «Квадра». Интерес к этому компания проявляет – на недавней встрече с губернатором ее новое руководство рассказало, что рассматривает возможность участия в конкурсе. Я считаю, что сотрудничество с ней было бы целесообразно по двум причинам. Во-первых, по чисто экономической: некоторые устаревшие котельные «Теплосети» можно легко заместить ресурсами «Квадры». Во-вторых, «Квадра» – это надежный и, самое главное, опытный поставщик тепла, имеющий квалифицированных специалистов. Но так как процедура конкурсная, возможны и другие потенциальные инвесторы. Так, например, мы и с «Газпромом» общаемся на тему концессии «Теплосети». Между тем с малыми участниками рынка администрация конкретных переговоров не вела, хотя периодически кто-то из представителей иных профильных компаний заявлял о возможном участии в концессии.

– А что насчет «Горэлектросети»? Депутаты на днях согласовали продажу ее имущества.

– Да, по «Воронежской горэлектросети» иная ситуация. Не так давно мы приступили к акционированию предприятия для последующей продажи пакета акций инвестору. Но из-за того, что процедура оформления всех необходимых документов оттягивала процесс приватизации, мы приняли решение о продаже имущества. В скором времени на торги выставят основную часть объектов МУПа. Ранее была проведена их оценка. Кстати, первую оценку провело само предприятие. Мы с ней не согласились и провели еще одну. Ее результаты находятся на проверке в Госэкспертизе. Как только это будет сделано, мы объявим конкурс.

Я считаю, что продажа «Горэлектросети» – правильное решение. От сделки по продаже этого МУПа мы рассчитываем получить более 1,5 млрд рублей. Эти деньги помогут нам решить проблему долгов «Теплосети» и частично уменьшить кредитную нагрузку на городскую казну. Дело в том, что сейчас «Горэлектросеть» для бюджета не приносит прибыли, хотя она сама по себе зарабатывает порядка 150 млн рублей в год. Но все ее средства идут на развитие сетевого хозяйства. Администрация, даже имея возможность изымать 50% прибыли, не делает этого, чтобы не снижать поддержку городских электросетей.

– А есть те, кто интересуется покупкой МУПа?

– Безусловно. К примеру, есть МРСК. Не так давно ее головная компания – «Россети» – поставила задачу перед своими структурами по консолидации сетевых активов в регионах. Этим, собственно, воронежские энергетики и занимаются. Но несмотря на то, что они проявляют интерес, сейчас непонятно, согласятся ли они с ценой и другими условиями продажи, и не предложат ли другие потенциальные покупатели «Горэлектросети» лучшие условия. Впрочем, я в любом случае надеюсь, что МРСК хотя бы примет участие в торгах.

– Депутаты все-таки отменили прямые выборы мэра. Что вы думаете по поводу конечного решения о внесении поправок в устав?

– По моим данным, 46% населения даже не слышали об инициативе депутатов об отмене прямых выборов мэра. Знакомые с поправками в устав города люди считают, что отсутствие привычной процедуры сделает вопрос о выборности градоначальника кулуарным. Я считаю, что кулуарности допущено не будет. Претендентов на участие в конкурсе смогут выдвигать все политические силы, а самим кандидатам все равно в итоге придется отвечать за предвыборные обещания. К тому же средства массовой информации смогут подробно освещать процесс.

На мой взгляд, избрание сильного мэра комиссией не разрушает систему муниципального управления. Полномочия ведь у будущего градоначальника будут те же, а процедура выборности хоть и трансформируется, но все равно останется. Единственное, на что я хочу обратить особое внимание, – факт того, что у нас сложилась очень удачная выборная ситуация в городе. Через два года после выборов мэра у нас избираются депутаты гордумы. На мой взгляд, если человека выберут и назначат на должность главы парламентарии, а он не будет исполнять свои обязанности, то у них впоследствии появятся сложности с переизбранием. Этот факт станет мотивировать депутатов к большей ответственности при проведении процедуры.

– Какие основные задачи ставите перед собой на 2017 год?

– Своей главной задачей на будущий год я вижу формирование полноценного кадрового резерва администрации. В моем понимании улучшение ситуации с точки зрения отношения чиновников мэрии к своим обязанностям уже произошло. Теперь надо готовить кадровый резерв. Мы уже заложили средства на эти цели и в 2017-ом объявим конкурс на подбор подрядчика для обучения проектному управлению. Рассчитываем, что этим заинтересуется крупные образовательные учреждения – такие как Академия народного хозяйства и госслужбы.

Процесс обучения будет проходить по двум программам. Первую посвятят подготовке людей, способных работать непосредственно в условиях проектного управления. Вторую – личностным компетенциям лидеров и руководителей. Программы будут чуть более чем полугодичные. На выходе мы будем получать подготовленных специалистов, не имитирующих процесс проектного управления.

Я надеюсь, мне лично удастся запустить этот проект. Я буду его главным заказчиком, буду участвовать во всех обучающих процессах. Тем более, вижу, что заинтересованность в его реализации у наших молодых коллег есть: сейчас уже более 100 человек заявили желание пройти отбор на обучение. Так что у нас есть возможность понять, из какого состава будут выбраны люди для кадрового резерва.

Добавлю, вопрос формирования кадрового резерва является очень важной проблемой, так как результаты любой работы зависят не от того, какими методами и за сколько она делается, а от того, кто ее делает. Исправим здесь – и дальше будет гораздо проще самым эффективным способом реализовывать задачи, которые перед собой ставим.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2