Воронеж 29.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Сегодня бензин и дизель остаются фактически монопольными видами моторного топлива в России. Отсутствие диверсификации по его видам для автомобильного транспорта может привести к существенным рискам, и здесь власти должны стремиться к стимулированию иных видов топлива. Однако в России пока наблюдается обратная тенденция. О том, что тормозит рынок газомоторного топлива, и почему законному бизнесу приходится расплачиваться за «грехи нелегалов», рассказал руководитель «ИНТРАНСГАЗ» Игорь Татаринов.
– Как изменились объемы потребления газомоторного топлива в 2016 году в целом по России и по Воронежской области в частности?
– Ситуация особенно не изменилась. Росту объемов препятствовало несколько факторов одновременно. Во-первых, влияние кризиса, которое отразилось на благосостоянии людей, и средний чек заправки стал меньше. Газом в основном стали пользоваться для заправки пассажирского транспорта и на длительные расстояния
Во-вторых, изменились правила оформления документов на газомоторное топливо. На сегодняшний день в Воронежской области пакет документов стоит порядка 8 000 рублей. Это тоже способствовало торможению развития рынка.
– А как обстоит ситуация с ценами на газомоторное топливо по сравнению с прошлым годом?
– Цены существенно выросли – до 19,5 рублей. Такого никогда не было. Дело в том, что российский газ активно скупает Украина. Там за один только год 60% транспорта перевели на газомоторное топливо, а мы работаем с тем, что остается. Хорошо, что у нас есть такой надежный партнер как СИБУР, который остается верен условиям заключенных договоров.
Я считаю, что сначала российский газовый рынок должен быть урегулирован, но у нас нет соответствующей политики властей. Если на Украине из-за слабой экономики всех переводят на газ, в Европе снижают транспортный налог и вводят другие льготы, то в России в этом направлении не предпринимаются никакие действия.
– Получается, в основном на газ переходят из-за экономии?
– Да, экономия остается в числе главных причин. Топливо почти в два раза дешевле бензина, плюс экологически чистое. Это отражается и на состоянии автомобиля: двигатель дольше остается чистым, масло реже меняется. Я по своему опыту говорю, видел «Газели», которые проезжали 120 000 км без ремонта.
– Появились ли какие-то новые разработки в газовом производстве и оборудовании?
– Я бы не назвал это разработками, просто меняются поколения оборудования. Инновации есть, но они незначительные. Здесь опять же затрагиваю тему политики государства. Складывается впечатление, что нас как будто специально в угол загоняют, повышая цены на установку оборудования. Хотя, если раньше были баллоны только одного вида, то сейчас уже появились и новые баллоны, и придумали, куда их удобнее устанавливать, заправок в целом стало больше. В Черноземье Воронежская область – безусловный лидер по количеству заправок. Больше, наверное, только на Кавказе. На каждой нашей заправке продается газомоторное оборудование – и не потому, что мы хотим заработать, а для удобства людей.
– Сколько в этом году вы открыли заправок в Воронежской области?
– Шесть заправок. Таким образом, сейчас у нас уже 30. Причем все прошли модернизацию, 11 заправок мы привели в абсолютно новое состояние, везде появились магазины, на сайте все также отражается – где какие заправки расположены и что там есть. Все сделано для людей, но политики данными вопросами не занимаются. Усугубляет проблему ситуация с незаконными заправками: за прошедший год ничего не изменилось.
– Какой регион Черноземья лидирует по количеству нелегальных АГЗС?
– Воронежская область. Проблема никак не решается, несмотря на прогремевшие взрывы и пожары. Начали проверять законопослушные заправки, которые зарегистрированы в Ростехнадзоре, а «левые» никто, естественно, не проверяет и не контролирует. Поэтому в проигрыше оказываются те, кто работает по закону.
– Как изменилась конкурентная среда на рынке в целом? В этом году появился Shell, где также можно заправиться газом. Это отразилось на вас?
– Нет, так как у нас своя база и закрытый процесс. Мы являемся основным поставщиком, имеем большой процент на рынке и работаем для себя. В России заняли второе место по поставкам. Могу сказать, что качество газомоторного топлива у нас высокое, возможно даже лучшее, так как мы добавляем в него пропан в нужной пропорции. На заводе зачастую содержание пропана занижено, нет четкого контроля за этим. Так, объем пропана в процессе выработки газа в одной цистерне может быть 38%, а в другой – 55%. А мы специально покупаем пропан, добавляем его в нужных пропорциях, и качество газа стараемся сделать приближенным к идеальному.
У нас своя лаборатория, где все контролируется. При сливе, переливе или наливе идет очистка газа, колонки проверяются раз в три дня, и процесс этот – постоянный. Директор базы круглосуточно этим занимается. Поэтому мы со своей стороны сделали все возможное, остальное зависит от людей. Ведь, можно, к примеру, дополнительно сэкономить, самому отрегулировав расход топлива, что позволяет сделать газовое оборудование, но мало кто это делает.
– Какие задачи ставите перед собой в наступающем году?
– Это зависит от предложений, которые будут поступать. Вообще, очень тяжело планировать, ведь ситуация может измениться в любой момент. Например, в том году мы вообще ничего не планировали, а в итоге к нам пришел прежний конкурент и продал все свои заправки вместе с оборудованием.
Поэтому если будут интересные предложения в этом году, конечно, рассмотрим. Но глобальных планов по строительству нет, будем ориентироваться на предложения и тактику: нужен нам участок в конкретном регионе, или нет.
– Что бы вы хотели пожелать читателям «Абирега» в 2017 году?
– Чтобы и в 2017 году, и во всех последующих, у нас царил мир, не было передряг, кризисов, чтобы была ровная дорога впереди. Конечно, здоровья, счастья, семейного благополучия.