Воронеж. 29.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Традиционно «Абирег» подводит итоги года с закоренелым оптимистом по развитию региональной экономики – руководителем УФНС по Воронежской области Сергеем Дукановым. Он и в разгар кризиса был уверен, что сборы налогов не упадут, и что удивительно – они не падали. В 2016 году вообще произошел рост на 10,8% (за 11 месяцев) по сборам в консолидированный бюджет – на территории Воронежской области собрано 79,6 млрд рублей, хотя за весь 2015 было собрано 79.
Как налоговые органы установили стандарты для строителей и кто им соответствует, почему поступления от налога на прибыль увеличились на целых 15,9%, а имущества – на 16%, в эксклюзивном интервью ведущим деловым изданиям Черноземья рассказал Сергей Дуканов:
– В целом я считаю, что у нас хорошие показатели работы в этом году, и налоговые поступления имеют хорошую тенденцию. Налог на прибыль показал самый большой темп роста – почти 16%, а в 2015 году был 12,5%. Налог на имущество вырос на 16%, а в прошлом году рост составил 7,3%. Показатели хорошие, но прибыль во многом выросла за счет финансового сектора (в 3 раза), который в 2015 году провалился, но в этом прирос (вероятнее всего основной прирост произошел за счет серьезного увеличения чистой прибыли Сбербанка – прим. «Абирега»).
В лидерах по росту налогов – агропромышленный комплекс. Рост налоговых поступлений превышает 40%, причем в производстве сельхозпродукции рост более чем в 2 раза. Химическое производство дало снижение налоговых поступлений (в основном из-за прекращения скачков курсов валют ПАО «Минудобрения» – прим. «Абирега»), а так по всем отраслям есть положительная динамика, включая торговлю, имеющую большую долю налоговых поступлений, и строительство.
В АПК производители сахара показывают очень хорошие финансовые показатели («Продимекс» – крупнейший производитель сахара в Воронежской области – прим. «Абирега»). Сумма налогов ежегодно прирастает, в прошлом году это был рекорд в почти 2 млрд. рублей. Производство и переработку сахара я бы назвал основным драйвером поступлений в сфере АПК и вообще в экономике региона. В этом году – такие же показатели.
Хотя и у сахарных производителей есть проблемные вопросы. Одно из крупных предприятий, которое я не могу называть, серьезно, на наш взгляд, недоплачивает налоги. Думаю, налоговой проверкой удастся исправить ситуацию (возможно, входящий в группу АСБ Грибановский сахарный завод, к которому в последние году возникает много вопросов – прим. «Абирега»).
– В прошлом году вы собирались провести анализ строительных компаний – насколько обоснованно они снизили платежи по налогам...
– Более 5 млрд рублей налогов поступило от строительного сектора. Это рост почти на 8% за 11 месяцев 2016 года. С основными крупными организациям пришлось провести работу по сверке данных налоговых органов и налогоплательщиков. Мы пришли к выводу, что не все компании исполняют свои налоговые обязательства в полном объеме.
Большинство добровольно уточнили свои налоговые обязательства в сторону увеличения, а кто нет – тот попал на выездные налоговые проверки в этом году и в следующем.
Для оценки работы строительных компаний с точки зрения добросовестности по уплате налогов использовались два критерия: сколько платится налогов с одного квадратного метра вводимого жилья, и сколько один работник строительной компании строит квадратных метров. Выведено, что оптимально – более 800 рублей налогов, и на одного строителя – до 250 кв. м построенного жилья. Если меньше 800 руб, есть вероятность, что компания не доплачивает налог на прибыль или НДС. Если работник производит больше 250 кв. м, значит, используется «конвертная схема», и работает не один, а больше работников. Мы составили рейтинг строительных компаний, и кто не вписался, с тем была проведена работа по легализации налоговой базы. Критерии сделаны с большим запасом в пользу строителей, но ряд компаний, которые на слуху, в них попали. Все крупнейшие игроки вписались.
В целом сохраняются достаточно высокие темпы ввода в эксплуатацию жилья, темпы строительства имеют положительную динамику, а отрицательную – цены на жилье. Многие игроки, особенно с большими объемами производства, начинают снижать цену под видом акций.
На сегодняшний день много квартир не продано, многие компании работают «на склад». Это бизнес, который стоит на том, что если вы его остановили – вы лишились производственной базы, распустили работников и больше не запуститесь. Резервы для развития строительства на 2017 год есть, заключаются они в поиске оптимальной цены и баланса между спросом и предложением. Скорее всего, этот поиск будет в пользу покупателей, цены будут снижаться, пусть и незначительно.
Второе – с 2015 года жилье перестало иметь инвестиционный характер. Раньше растущая цена стимулировала покупку, чтобы перепродать, а сегодня на фоне стагнации цен – нет. Покупка жилья с целью сдачи в аренду также стала менее привлекательна. И льготы убрали, налоговая составляющая за вторую квартиру больше. Если раньше покупали и оформляли инвестиционные квартиры на родителей-пенсионеров, то сейчас освобождается от налога только одна квартира. В текущем году был отмечен рост налога на имущество физических лиц в связи с отменой льгот на коммерческую недвижимость и вторую и последующую квартиру, принадлежащие пенсионерам.
Всё большее значение для строительного бизнеса будет иметь ипотечное кредитование. Если в прошлом году ипотека составила чуть более 12 млрд руб. по Воронежской области, то в этом – за 10 месяцев более 15 млрд. Думаю, она будет и дальше оказывать существенное влияние на поддержание спроса. Спрос может подрасти, если ипотека станет доступнее. С точки зрения имущественных вычетов, которые получили жители области (за 2014 год – менее 2 млрд, за 2015 – 2 млрд 600 млн, в 2016 превысил 3 млрд.), можно сделать вывод о существенном влиянии государственной (налоговой) поддержки покупателя, как следствие – строительной отрасли.
Еще одна составляющая влияния на строительный сектор – областной закон, который ввел налогообложение жилых домов и помещений, числящихся за строительными компаниями. С 2017 года эти объекты будут облагаться налогом на имущество, исходя из их кадастровой стоимости. Например, непроданные квартиры. Ставка в следующем году будет составлять 1%, в 2018 – 1,5%, а с 2019 – 2%. Безусловно, эти факторы будут влиять на соотношение баланса интересов строителей, продавцов и покупателей, и в ближайшее время мы увидим изменения. Стимулирование продаж начнется, держать жилье станет затратно.
– Какие угрозы для развития строительной отрасли вы видите?
– Самая большая угроза для строителей – это изменение менталитета населения страны. Сегодня приобретение жилья является самоцелью для большинства молодых семей. Для европейцев, например, первостепенной задачей является работа, а жилье приобретается в собственность только в более зрелом возрасте, когда появляется достаток и отпадает потребность в мобильности (где работа – туда и еду). При таком подходе к жизни спрос на жилье, в первую очередь арендованное, формирует иную модель строительного бизнеса. Строится больше апартаментов разной ценовой категории, доходных домов, гостиниц, домов престарелых. Жилье не есть самоцель, это средство. В нашем сознании превалирует иная парадигма: где родился, там и пригодился.
– Кто больше всех платит налогов? Какова ваша роль?
Тут много факторов. 2,5 млрд руб. поступило по доначислениям в ходе контрольной работы налоговиков, еще 5 млрд рублей было взыскано принудительно.
– Как меняется топ-10 налогоплательщиков этого года? Кто-то из крупняков ушел в минус?
– На первом месте в 2016 году – финансисты (Сбербанк – прим. «Абирега») с 3,9 млрд рублей. Производители пива оказались в этом году на втором месте – с ростом на 25% до 3,8 млрд рублей (воронежский филиал «Балтики» - прим. «Абирега»). Замкнули тройку лидеров атомщики – 1,8 млрд рублей. Далее идут производители минеральных удобрений с ростом в 1,5 раза до 1,8 млрд. рублей. Снизили свои объемы железнодорожники (РЖД) и производители оборудования связи и производители гранита. Выпали из топ-10 авиастроители.
– Вы активно поддерживали более серьезный подход и анализ инвестиционных льгот. Какие результаты?
– На сегодняшний день налоговые льготы по-прежнему имеют большинство предприятий, внесенных в перечень особой экономической значимости для региона. В первую очередь – предприятия сельского хозяйства и переработки. Отмечается негативная тенденция в части предоставления налоговых льгот устойчивым компаниям, имеющим выручку свыше 10 млрд рублей. Им предоставляются налоговые льготы для реализации новых инвестиционных проектов. Хотя социальный и экономический эффект составляет всего 2-3%, выпадающие доходы бюджета колеблются от 40 до 60 процентов. Эта непропорциональность мер господдержки и отдачи, экономической, социальной, бюджетной, вызывает сомнения.
– В конце прошлого года в «панамских списках» всплыли основатель «Аксиомы» Алексей Журавлев и основатель «Выбора» Александр Цыбань. Чем закончился анализ этого досье?
– Проанализировали. Всех идентифицировали, чиновников в списке не выявили, связи с чиновниками также не установили. Из «панамского списка» 15 человек идентифицированы. С каждым налогоплательщиком Воронежской области проведены контрольные мероприятия. Налоговые показатели по ним в 2016 году улучшились более, чем на 30%.
Продолжается работа со всеми компаниями, имеющими офшорную подконтрольность. Если раньше в поле нашего зрения были организации с офшорным участием в первом или втором звене, то теперь выборка расширена до третьего и четвертого звена, то есть проверяются юридические лица, у которых офшорное происхождение имеют «бабушки» и «прабабушки». В этом году проведено 33 проверки таких компаний, доначислено 213 млн. рублей. Можно утверждать, что в Воронежской области интерес к компаниям с офшорной подконтрольностью сокращается. Налоговый надзор в отношении таких налогоплательщиков является усиленным. Большинство бизнесменов забросили свои офшорные компании и не поддерживают их в работоспособном состоянии, свое участие в них объясняют ошибками молодости.
– Закон о банкротстве физлиц прозвали законом для богачей, которые когда-то набрали кредитов, а сейчас очищаются. Сильно налоговая составляющая страдает?
– Пока нет. С точки зрения налоговых обязательств таких должников мало. На территории области 251 человек находится в процедуре банкротства, 147 граждан имеют задолженность по налогам в общей сумме 15 млн. руб. Налоговые органы сами подали всего 22 заявления о банкротстве, и уже пять дел прекращено в связи с погашением в бюджет 6 млн. налогов. Заявление мы подаем при сумме более 500 000 рублей, значительная часть налоговых долгов погашается на стадии судебного рассмотрения. Кто пользуется процедурой – имеет плюсы и минусы. Кто-то говорит – это социальная гарантия решения проблемы с долгами перед банком, кто-то говорит – палка о двух концах. Я считаю, что лицо, которое решило обанкротиться, должно соизмерить плюсы и минусы. Возможность списания долгов наступает только при условии, что процедура сопровождалась добросовестностью этого гражданина. Сам подал заявление, не скрывался и в его отношении не было вынесено решений по административным правонарушениям или уголовным делам.
– Если назвать топ-3 основных достижений налоговых органов, то какими они будут?
– Можно сказать, что нам удается где-то, по вопросам налоговых льгот, сохранять на уровне области баланс интересов, при которых налоговые льготы имеют экономический, социальный и бюджетный эффект.
Область занимает девятое место в РФ по добросовестности граждан по уплате налогов – более 82% поступило от начисленных сумм.
Еще заслуга в том, что нам удалось работать более предметно с фирмами-однодневками. Впервые в этом году стали вносить записи о недостоверности сведений о руководителе и месте нахождения: внесено 1620, ежемесячно, начиная с октября, – по 500 единиц. Не просто осуществляем удаленный контроль, но и фактически выезжаем на место, общаемся с директорами, проверяем адреса, часто выявляем лиц, которые не имеют отношения к учредительству компании и к ее управлению, вносим записи об этом. Такие записи в реестр юридических лиц имеют правоустанавливающее значение. Фирма-однодневка перестает быть опасной, информация о ней раскрыта, она уже не может называться добросовестной компанией. Исключили из реестра более 4000 «мертвых» организаций, не осуществляющих деятельность, и впервые смогли вместе с правоохранителями добиться возбуждения уголовных дел по организациям, созданным на подставных лиц. Направлено 49 материалов, вынесено 35 постановлений о возбуждении уголовного дела и 9 приговоров.
– Какой ваш позитивный прогноз на 2017 год?
– Экономика Воронежской области, как я говорил и в предыдущих интервью, хорошо сбалансирована, поэтому я считаю, что будет позитивный рост. Начинают работать новые крупные предприятия, проходят инвестиционную стадию, начинают платить налоги.