Воронеж. 30.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – По итогам уходящего 2016 года губернатор Воронежской области Алексей Гордеев вошел в топ-10 лучших региональных управленцев по версии ЦИК «Рейтинг», обогнав при этом всех остальных черноземных коллег. Выше – только главы двух российских столиц, Чечни, Татарстана, Краснодарского края, Ямало-ненецкого АО, а также Тюменской и Ленинградской областей. Очевидно, что приятное «соседство» говорит не только о высоком политическом «весе» господина Гордеева, но и об успехах социально-экономического развития возглавляемого им региона. О том, с какими показателями Воронежская область встречает новый 2017 год, о необходимости оптимизации структуры областного правительства, о проблеме субсидирования сельского хозяйства и о многом другом Алексей Гордеев рассказал в эксклюзивном интервью «Абирегу».
– С какими показателями Воронежская область завершает 2016 год? Какие отрасли наиболее отличились? Кто, напротив, не сумел проявить себя должным образом? Считается, что Воронежская область – это передовик и показательный пример для остальных регионов Черноземья. Удалось ли сохранить этот статус в 2016 году?
– 2016 год не стал исключением – Воронежская область сохранила позитивную динамику и лидерские позиции по основным показателям социально-экономического развития.
Так, по итогам десяти месяцев (общие итоги за весь год будут подведены позже) в промышленной отрасли зафиксирован рост до 4,6 процента, в то время как по стране в целом он составил всего 0,4 процента. Кстати, по индексу физического объема промышленного производства мы – первые в Черноземье и опережаем ближайших соседей – Белгородскую и Курскую области – почти на 0,8 процентных пункта.
При этом положительная динамика сохранится во всех основных отраслях специализации региона: в добыче полезных ископаемых (108,2 процента), в обрабатывающих производствах (102 процента), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (113,1 процента).
Наша область успешно участвует в решении задач импортозамещения в стране. В регионе реализуются шесть федеральных отраслевых планов Минпромторга РФ в сфере гражданского авиастроения, кабельной, электротехнической и станкоинструментальной промышленности, тяжелого и лесного, а также сельскохозяйственного и нефтегазового машиностроения. В последних двух отраслях, в которых к тому же наблюдается довольно высокий уровень зависимости от импорта (60 и 56 процентов, соответственно), воронежские предприятия обладают уникальными возможностями. По этим направлениям у нас есть позитивный опыт реализации импортозамещающих проектов общероссийского масштаба.
Что касается сельского хозяйства, то здесь мы не только полностью обеспечиваем потребности жителей края по всем основным группам продуктов питания, но и поставляем их в другие регионы страны и ближнего зарубежья.
Начиная с 2012 года, Воронежская область прочно обосновалась в пятерке крупнейших аграрных центров России, и мы сохраняем лидерские позиции, даже несмотря на негативное воздействие объективных факторов в экономике страны. На данный момент рост производства сельхозпродукции составляет 4,2 процента.
Одним из главных направлений АПК региона является животноводство. Впервые в новейшей истории области мы преодолели спад и добились высоких темпов развития этой отрасли. Во всех категориях хозяйств сейчас наращиваются объемы производства мяса, молока, яиц.
Воронежская область занимает первое место в Российской Федерации по приросту молока в сельхозорганизациях и второе – по приросту поголовья коров.
Говоря об отраслях, которые наиболее отличились в текущем году, нельзя не отметить динамичное развитие строительного сектора. Область стабильно входит в первую тройку регионов ЦФО по объему ввода жилья, после Москвы и Московской области. В 2016-м, как и в предыдущие годы, планируется сдать более полутора миллионов квадратных метров жилья.
В уходящем году у нас продолжился рост инвестиций, хотя в целом по РФ мы наблюдаем спад. На территории региона по-прежнему реализуются все запланированные инвестиционные проекты. В числе резидентов индустриальных парков – крупнейшие отечественные и международные компании.
Крайне важно, что в 2016 году нам удалось вывести инфляцию на докризисный уровень. Будем надеяться, что и в наступающем году мы продолжим все тренды позитивного развития области.
– Летом президент России Владимир Путин притормозил процесс создания в стране особых экономических зон, в том числе и воронежской. Как отреагировали потенциальные инвесторы? Насколько известно редакции, о желании вступить в проект заявлял целый ряд компаний. На прошедших недавно Днях Воронежской области в Совете Федерации прозвучали заявления, которые позволяют надеяться, что проект все же будет реализован. Какие усилия для этого прикладываются?
– Мы уже не раз обсуждали эту тему. Напомню, что заявка на создание в Воронежской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа была направлена в адрес Минэкономразвития в декабре прошлого года. Считаю, что в этом отношении мы сделали все от нас зависящее. К нам нет никаких претензий в плане соответствия документации требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, пока мы не получили распоряжение министерства о создании в регионе ОЭЗ.
Объясняется это действием объективных факторов, а именно тем, что в апреле 2016 года по поручению зампреда правительства РФ Д. Н. Козака Минэкономразвития приостановило подготовку решений о новых особых экономических зонах. Сейчас идет работа над внесением изменений в федеральное законодательство о создании и функционировании ОЭЗ.
Поэтому дальнейшая судьба этого проекта в Воронежской области напрямую зависит от того, когда будут приняты конкретные решения на уровне федерального центра, устанавливающие новые правовые нормы.
– Под конец года Вы инициировали процесс оптимизации структуры областного правительства. Какие цели он преследует – банальную экономию ресурсов или же текущая структура не показывает должных результатов? Какие подразделения наименее эффективны и что в первую очередь нужно менять?
– Оптимизация органов государственной власти области – это продолжение общих процессов реформирования системы госуправления, которые сейчас происходят в стране. Главная цель – заставить бюрократический аппарат работать по принципам и нормам, которые диктует время. Чтобы добиться этого, мировая практика и опыт нашей страны предлагают внедрять в систему государственного и муниципального управления основы проектного менеджмента. Переход от «ручного» управления к проектному позволяет более эффективно взаимодействовать с федеральными органами власти, сокращать время для принятия важных решений, конкретизировать сферу ответственности за исполнение проектов, вырабатывать четкие критерии оценки работы служащих, а также решать другие значимые вопросы.
– Еще одной злободневной темой является решение городской Думы Воронежа об отмене прямых выборов мэра. Как Вы сегодня относитесь к такому нововведению? Не ущемляет ли это права воронежцев?
– Судите сами, выборы мэра в Воронеже давно перестали выражать мнение большинства жителей города. В среднем, только 20 процентов воронежцев приходят на избирательные участки. А когда нет искренней заинтересованности и активного участия людей в выборах, можем ли мы считать, что этот демократический инструмент работает и приносит пользу? Ведь в такой ситуации победить может претендент на основании решения 3-4 процентов населения.
Воронеж – современный мегаполис, который интенсивно развивается. Чтобы эффективно решать задачи, стоящие перед муниципалитетом, нужен талантливый, ответственный и профессиональный руководитель с большим управленческим опытом. Ошибка в данном случае может дорого стоить и городу, и региону.
– Какие приоритетные задачи стоят перед губернатором и правительством региона на следующий год? Какие ожидания и надежды с ним связываются?
– Если говорить в целом, то задача у нас одна, и она не меняется на протяжении всех последних лет, – это продолжить формирование в регионе благоприятной среды для жизни и предпринимательской деятельности.
Конечно, время вносит свои коррективы. На будущий год мы будем стремиться в первую очередь удержать макроэкономические показатели в зоне положительных изменений и обеспечить все принятые социальные обязательства.
Наряду с этим больше усилий направим на формирование и поддержку таких форм социального партнерства населения и власти как территориальное общественное самоуправление. Мы продолжим реализацию комплекса мер, нацеленных на повышение эффективности деятельности органов власти, сокращение административных барьеров, на привлечение представителей бизнес-сообщества к выработке решений органов власти.
Однако в силу объективных обстоятельств реализацию каких-то крупных проектов, которые были запланированы, возможно, придется перенести на последующие годы. В тоже время, например, всё, что касается благоустройства и социальной инфраструктуры на селе, будет продолжено – и даже не исключаю, что в больших масштабах.
В целом обеспечение социальной поддержки населения по-прежнему будет в приоритете работы правительства области.
– В конце текущего года достаточно острой стала тема государственной поддержки сельского хозяйства. На федеральном уровне была предложена новая модель субсидирования, в результате чего процесс возмещения процентов по многим аграрным инвесткредитам оказался в подвешенном состоянии. Кроме того, из-за нового принципа софинансирования федеральных субсидий в перспективе может серьезно возрасти нагрузка на областной бюджет. Как Вы оцениваете эти нововведения? Не рискует ли регион потерять крупные аграрные проекты? В соседней Тамбовской области, например, ГК «Русагро» уже отказалась от своего крупнейшего тепличного проекта. Чего ждать нам?
– Действительно, с 2017 года будет действовать новый механизм субсидирования АПК. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в целом он предоставляет более широкие возможности оказания поддержки значимым для региона инвестпроектам. В отличие от действующего порядка субсидирования, не должно возникать задержки при перечислении кредитных ресурсов на счета предприятий. Предприниматели смогут получить субсидии непосредственно в кредитной организации под льготную ставку не выше 5 процентов.
Как это будет действовать в реальности, нам еще предстоит оценить. В настоящее время Комиссия по координации вопросов кредитования АПК Министерства сельского хозяйства РФ приостановила отбор инвестиционных проектов, по которым предусмотрено субсидирование. Решения Комиссии ждут 153 инвестиционных проекта Воронежской области на общую сумму порядка десяти миллиардов рублей. По информации Минсельхоза, они будут рассмотрены, как только поступят бюджетные ассигнования на их субсидирование.
Что касается суммы поддержки, в 2017 году из федерального бюджета на развитие АПК Воронежской области предусмотрено выделение более 3 миллиардов рублей. Это даже на 400 миллионов рублей больше, чем в этом году.
Изменится ли нагрузка на региональные бюджеты по новым правилам? Пример Воронежской области говорит, что нет. Так, в текущем году средства Воронежской области составляют более 22 процентов от общего лимита консолидированного бюджета субсидий. Судя по информации, размещенной на официальном сайте Минсельхоза России, в 2017 году нам не потребуется увеличивать долю регионального бюджета.
Хочу подчеркнуть, что сейчас на территории Воронежской области ни один проект АПК не остановлен и не отменен, все реализуются в штатном режиме. Ведется строительство современных крупных животноводческих и растениеводческих комплексов.
Будем надеяться, что наступающий год даст старт новым значимым проектам.