WorldClass

04 октября 2024, 08:20
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

BMW 5

Бизнес-путь воронежско-московского градостроителя Петра Вьюнова – сына разведполка

26.09.2018 14:37
Автор:

Воронеж. 26.09.2018. ABIREG.RU – Расследование – «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет 28. За ним бежал беспризорный». Перефразируем классиков: «В марте с севера, со стороны Москвы, в Воронеж вошел молодой человек лет 34. За ним бежала местная пресса». Пресса подхватывала каждый чих: выиграли хоккеисты золото Олимпиады – наш герой комментирует, как будто это он голевой пас отдал. Купил картинку на благотворительной выставке – пресса ахает, словно заложен первый камень воронежской Третьяковской галереи. Наш герой спонсировал одновременно футбол и дзюдо, военизированные забавы «реконструкторов» и церковь. Вроде, вразнобой, а присмотришься – всё патриотичненько. А еще памятник обещал поставить – четырехметровый, за 50 млн рублей, вот-вот привезут. Поскольку никаких активов в нашей губернии у молодого человека не было, пресса окрестила его меценатом. Меценат Петр Вьюнов. Петр Михайлович. Отчество имеет значение. Корреспондент «Абирега» задался вопросом, чего хочет от малой родины московский сын знаменитого воронежского чекиста, и понял, что одним господрядом родная губерния вряд ли отделается. «Я часть той силы, что вечно хочет... и вечно совершает благо». Не сам по себе, а «именем пославших мя».

Сын за отца

В ходе изучения вопроса, who is Петр Вьюнов, выяснилось, что отец и дед Петра Вьюнова – Михаил и опять же Петр Вьюновы – были известными в Воронежской области деятелями. Так, основатель медицинской клиники «Олимп здоровья», экс-банкир Александр Соловьев вспомнил заместителя начальника ГИБДД (а вероятно, в те времена еще заместителя начальника ГАИ) Петра Вьюнова. Получается, деда героя расследования. Он стоял у основ формирования данной службы в Воронежской области, и чуть ли не он отвечал за строительство здания службы на улице Обручева и даже гаишного аттракциона в парке «Танаис» в Юго-Западном районе.

Полковник Михаил Петрович Вьюнов, почетный сотрудник госбезопасности, руководитель местной организации ветеранов спецподразделения «Вымпел», скоропостижно скончался 9 апреля 2000 года, когда его сыну Петру было всего 15 лет.

Экс-начальник воронежского УФСБ, а ныне руководитель Союза промышленников и предпринимателей Воронежской области Александр Андреев признался, что хорошо знал Михаила Вьюнова. «Михаил Вьюнов – заслуженный офицер, участник многочисленных операций в Афганистане. В частности, известной спецоперации советских войск на территории дворца Амина (Кабул, Афганистан). Был награжден орденами в первых рядах, после военного дела продолжительное время числился в службе безопасности, был очень порядочным и честным офицером», – вспоминает он.

Уже на пенсии, на гражданке Михаил Вьюнов защищал от поглощения Воронежский алюминиевый завод. Это был один из крупнейших бизнес-конфликтов конца 1990-х в Воронеже, и, несмотря на то, что владелец завода Анатолий Наумов подставил бывшего офицера, он его не оставил. Завод был потерян через два месяца после скоропостижной смерти Михаила Вьюнова.

Про воронежское детство и молодость Петра Вьюнова известно немногое: родился в 1984 году, семья жила в Северном районе. Отец – по боевым командировкам, мать всю жизнь работала методистом в детском саду, скорее всего, чтобы иметь достаточно времени для воспитания сына. Семья Вьюновых – потомственные военные до прадеда включительно, стало быть, начинали служить еще при царе. Как из царской охранки можно было попасть в НКВД, когда главным критерием отбора было классовое происхождение? Спросите что попроще. Но, как говорят сослуживцы, Михаил Вьюнов категорически не хотел, чтобы сын продолжал династию контрразведчиков. Отец мечтал, чтобы сын получил образование юриста и экономиста. Собственно, почти так и получилось. С той поправкой, что Петр Вьюнов стал юристом по диплому, окончив в 2006 году воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности «юриспруденция». А финансистом – по деятельности.

Наём или собственный бизнес

В 2006 году Петр Вьюнов попадает в «улановский» «Директ-холдинг» (де-юре владели и руководили компанией другие физлица) на позицию рядового юриста, через несколько месяцев поднимается до должности начальника отдела. Фактически молодой человек занимался обеспечением деятельности компании. Неплохой стартовый опыт.

Сам Николай Уланов, ныне владелец авиакомпании «Руслайн», говорит, что не видел «талантливого молодого человека» уже 10 лет, после того как он покинул его фирму и перебрался в Москву. Куда, кстати, чуть позже перебрался и сам Уланов. Впрочем, за эти 10 лет Вьюнов-младший стал вполне самостоятельной фигурой. И от Уланова уж точно не зависит.

Вьюнова той поры характеризуют как открытого доброжелательного человека с хорошими манерами. Тем не менее через два года Вьюнов уходит из компании, вероятно, студенческие годы работы на себя, а не на дядю возымели верх.

Вот что писал «Абирег»: «ЗАО «Директ-холдинг» – маркетинговое агентство, обслуживающее промышленные и сырьевые предприятия в формате B2B. Основные пользователи услуг – участники алкогольного рынка (более 10 компаний). Существует с 2005 года. Является официальным представителем брендинговой компании Lindstrom в России. Издает журнал «Вестник «Директ-холдинга». Выручка в 2007 году составила 8,62 млн рублей. Более свежие финпоказатели публично не раскрываются. Гендиректор – Андрей Марков. Участники рынка считают, что ЗАО контролирует воронежский бизнесмен Николай Уланов, являющийся совладельцем группы «Новые строительные технологии». Сам он отрицает причастность к спиртовому бизнесу». Позже, в 2016 году, пробегала информация, что консолидировавший алкогольные активы партнер Николая Уланова Валерий Яковлев продал восемь заводов «Директ-холдинга» Росспиртпрому за 4,5 млрд рублей.

Надо сказать, что «Директ-холдинг» был своего рода супермаркетом для алкогольного бизнеса. В разные годы под управлением команды Уланова находилось до 20 спиртзаводов и ЛВЗ. Покупались и модернизировались для дальнейшей перепродажи недооцененные активы, создавались новые. Руководил «Директ-холдингом» в это время Михаил Окунев, ставший впоследствии одним из самых знаменитых рестораторов города: созданные им «Барак Омама», Mesto, «KinZa-Dза» или Burger House знакомы даже тем воронежцам, кто по ресторанам в принципе не ходит. Окунев далеко не единственный, кто вышел из «школы бизнеса имени Уланова» той поры. Мало кто потерялся. Вероятно, поэтому у господина Вьюнова остались многочисленные доверительные контакты в воронежской предпринимательской среде.

Не очень, правда, понятно, в какой период Петр Вьюнов стал очень религиозным человеком, но это чувство в дальнейшем будет играть значительную роль в мотивах его поступков.

Миллионер в 24, банкрот в 25

2007 год для российского бизнеса был временем наивысшего подъема. Зная, как строится бизнес, и имея связи в деловых кругах, зарабатывать можно было быстро. В эти годы в Воронежской области шла консолидация земельных активов, гремел запуск завода «Бунге СНГ», процветали ЛВЗ «Висант» и «Бутурлиновский» еще не попал в водоворот кризисных долгов «Амтел-Черноземье». На поставках дефицитного сырья для местных гигантов типа «Воронежсинтезкаучука» или минеральных удобрений можно было зарабатывать миллионы. Про такие годы говорят: вставляешь черенок от лопаты в землю, и он начинает зеленеть и плодоносить.

После «Директ-холдинга» герой нашего расследования Петр Вьюнов продолжает оставаться в Воронеже и заниматься «упаковкой бизнесов»: созданием и повышением капитализации компаний и дальнейшей продажей. Покупали и перепродавали крупным игрокам и недооцененные объекты.

На удачных сделках Петр Вьюнов заводит связи с банкирами Москвы, Санкт-Петербурга начинает заниматься кредитованием бизнеса. В этот момент (примерно 2008-2009 годы) происходит фатальное невезение: пока Вьюнов находится в заграничном отпуске, его компания вступает в «супервыгодную» сделку и попадает в одну из крупнейших в регионе афер. Общий ущерб достиг 4 млрд рублей, в числе пострадавших оказалось много сильных мира сего. Эта история многих сломала. Разные были финалы: кто-то застопорился на том, что ему должны, и окончательно застрял на этой теме, доходило и до самоубийств. Всё это наложилось на кризис 2008 года, когда люди с большими деньгами стали резко выходить из сделок и многие бизнес-схемы, не успев окупиться, оборачивались убытками.

«Москва, почем твои златые купола?»

В 2008 – начале 2009 года Вьюнов перебирается в Москву (по слухам, на его становление и укрепление связей в компании повлияло знакомство с бизнесменом Антоном Фетисовым) на работу в компанию «Электролайн» (поставщик крупнейшего электрохолдинга России МРСК). В каком именно «Электролайне» работал Вьюнов, идентифицировать сложно: два десятка одноименных компаний, половина из которых что-то продает в МРСК. По некоторым данным, этот «Электролайн» занимался участием в господрядах и дальнейшей перепродажей выигранных тендеров. В сущности, та же «переупаковка» бизнесов, ведь главное в господряде – это документально зафиксированный опыт работ по профилю, наличие лицензии и банковских гарантий. Ну и конечно, срок подачи заявки: при прочих равных выигрывает тот, кто подал первым. Всё это Вьюнов уже знал и умел, поэтому и пришелся ко двору на столичном уровне.

В общем, наш герой попал в серьезную команду с очень широкими связями во властных и силовых структурах и в деловой среде в придачу. Первое, что понял Вьюнов в Москве, – ничего нельзя делать на доверии. Это не провинция. Хотя ему и пригодился воронежский опыт деятельности, в «нерезиновой» Вьюнову пришлось долго выстраивать новые взаимосвязи.

«А мы монтажники-высотники и с высоты вам шлем привет»

К 2011 году, набравшись опыта, Петр Вьюнов ушел в инжиниринговый бизнес. Компания, кроме воронежского офиса, обустраивает второй офис в Москве и в течение короткого времени получает внушительный опыт работы в сфере строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а также впервые принимает участие в выполнении корпоративных инвестиционных программ ОАО «РЖД» и ОАО «ФСК ЕЭС».

В 2013 году у уже состоявшегося бизнесмена Вьюнова начался новый этап. Можно сказать, ренессанс. Если раньше сделки заключенных им госконтрактов измерялись суммами с восемью или реже девятью нулями, к этому времени добавился десятый нолик.

Компания Вьюнова строила для РАО «ЕЭС» различные энергетические объекты по всей стране. В том числе 10 энергообъектов в Южной Осетии. Вообще строительство энергообъектов в Южной Осетии вылилось в более широкую тему – пришлось восстанавливать инфраструктуру и социальные объекты, пострадавшие во время войны 2008 года. Цена контракта – внушительные 3 млрд рублей и три года работы. Также Вьюнов и ко участвовали в инфраструктурных проектах по госпрограмме «Чистая вода» в Воронежской и Тамбовской областях.

Еще одним успехом стало участие в 2013-2014 годах в масштабной реконструкции набережной Ростова. «Левый, левый, левый берег Дона» – это теперь то, к чему приложил руку воронежский бизнесмен. Первый удачно сданный объем работ потянул за собой и новые госконтракты, где-то на 1 млрд рублей. Там, кстати, были не только господряды, но и спонсорские деньги «Газпрома», что впоследствии, надо полагать, обернулось полезными знакомствами.

Выходец из Воронежа получил серьезный опыт строительства инженерии для «РЖД»: ливневка вдоль действующих ж/д путей (это когда работаешь по точному графику до минуты, в паузе между движением поездов), путепроводы, развязки и даже реставрация и приспособление для современного использования памятника архитектуры «Круговое депо» (середина XIX века) на Ленинградском вокзале Москвы (цена госконтракта – 1 млрд рублей). Так что к «созвездью вокзалов» Комсомольской площади наш герой тоже успел приложить руку. Понять, как изнутри устроена работа такого госмонополиста, как «РЖД», Вьюнову помогал всё тот же бизнесмен и бывший управленец ЮВЖД Антон Фетисов, близкий знакомый (не исключим, что родственник) последнего «советского мэра» Воронежа и экс-начальника ЮВЖД Виктора Атласова.

Нам не до конца понятно, участвовал ли в дальнейшем Фетисов в проектах Вьюнова, связанных с железнодорожными стройками, или его функции ограничились, так сказать, вводным экскурсом. Но их пути, очевидно, пересекались еще не раз. Например, как нельзя кстати, Фетисов – страстный любитель смешанных единоборств. Поэтому, когда Вьюнов (по утверждению воронежских любителей единоборств, симпатизирующий этому спорту, кроме того, сын Петра занимается борьбой) ударился в меценатство, проекты Фетисова получили помощь одними из первых.

Среди составляющих успеха компаний Петра Вьюнова стоит отметить умение сдавать все работы в срок вне зависимости от финансирования; не бояться строить за свой счет и за счет банковских кредитов и ждать по несколько месяцев денег из бюджета. По предоплате – и дурак сумеет.

В 2014-2015 годах в Воронежской области компания занималась строительством и оснащением очистных сооружений в Масловской индустриальной зоне в Новой Усмани мощностью 5 тыс. кубометров в сутки, оснащенных насосами немецкой фирмы Homa. В работу над сложнейшим объектом входило несколько видов разноплановых работ: строительство и канализационной насосной станции, и линии электропередач, и отрезка автомобильной дороги, да еще 18 км напорных коллекторов для сточных вод. Один из уникальных инфраструктурных проектов в масштабах России – такая система позволяет менять параметры очистки онлайн, основываясь на химическом анализе сточных вод. Объект стоимостью хоть и в восемь ноликов – около 300 млн рублей – принимал и открывал лично воронежский губернатор Алексей Гордеев.

С февраля 2018 года Петр Вьюнов начинает развивать личный проект «ВПМ Капиталъ» (уставный фонд – 50 млн рублей), где он является единоличным собственником. Как нетрудно догадаться, название фирмы составлено по первым буквам инициалов Петра Михайловича. Как писала Gazeta.ru, «задачами холдинга становятся поставки мостовой стали и сложных нетиповых металлоконструкций, а также инвестиции в развитие современных технологий, инноваций в IT и интернет-стартапов». «В 2018 году «ВПМ Капиталъ» совершит поставки десятков тысяч тонн мостовой стали на объекты МКЖД, «РЖД» и департаментов Москвы и Московской области. В том числе на такой масштабный проект, как станция Окружная Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД), которая будет объединена со строящейся одноименной станцией метро Люблинско-Дмитровской линии Московского центрального кольца», – анонсировало федеральное издание.

«Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо...»

Активность Вьюнова в Воронеже и его нежелание идти на публичный контакт (Интервью бизнесмен принципиально не дает. Пока? Хотя, возможно, это лишь способ подогреть интерес к своей персоне.) заставляют гадать: а чего он все-таки хочет? Возможность попасть на госслужбу отметем сразу. Представить энергичного и одновременно аскетичного человека занимающим, а точнее толкающимся локтями, чтобы занять какую-то должность, довольно сложно. Чиновничья работа отличается от деятельности бизнесмена ритуалами несвободы и отсутствием видимых результатов работы (ну если вы не губернатор или мэр).

Вторая, гораздо более прозаическая версия – участие в инфраструктурных господрядах. Таковых в Воронеже намечается два – развязка на Остужева (начало строительства – второе полугодие 2019 года, цена – 3,4-4,3 млрд рублей) и строительство воронежского метро (начало строительства не определено, цена – 30-45 млрд рублей – о, вот это нам подойдет).

Идея воронежского метро уже несколько лет обсуждается на российско-японском межправительственном уровне – японцы будут основными партнерами и соинвесторами проекта. Конечно, далеко не все «деньги метро» уйдут на создание инфраструктуры (надо ведь будет и электропоезда у японцев покупать), но развернуться есть где.

Если остужевская развязка по мере приближения к началу строительства лишь дорожала (плюс 900 млн от первоначального варианта), то метро, в перспективы которого пока верят очень немногие, наоборот успело «подешеветь» на треть. Воронежский губернатор Александр Гусев в августе оценил затраты на подземку в 45 млрд рублей и пообещал окупаемость в течение 10 лет, а месяц спустя замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис пообещал построить метро «всего» за 30 млрд рублей. «Я угадаю эту мелодию с трех нот» – «А я с двух». Разброс цифр говорит лишь о том, как далеко пока до начала реализации проекта. Но оно неизбежно наступит, ведь за идеей воронежского метро негласно стоит пробивная фигура вице-премьера Алексея Гордеева, который и после ухода из региона интересуется продвижением этого, пожалуй, самого масштабного из задуманных им проектов.

Противников у воронежского метро много – от федерального блогера Варламова (который, надо полагать, «уничтожает» его вряд ли бескорыстно) до «маршруточного короля» и депутата Дмитрия Крутских. Долго, дорого, нереально. А если все-таки реально?

И тут снова возникает фамилия Вьюнова. В 2014-2016 годах Петр Вьюнов стал поставщиком основных подрядов небольшой воронежской проектной компании «Киносарг» (владелец – Игорь Березин, годовая выручка за 2016 год – 1,2 млн рублей). У семейства Березиных оказалось одно небольшое хобби. С 2010 года они пытаются на коленке подручными средствами делать проект строительства метро в Воронеже. Отметим, что сам Игорь Березин в разговоре с корреспондентом «Абирега» сначала отрицал свое знакомство с Вьюновым, а потом изменил легенду и стал утверждать, что Вьюнов «увел» у него команду проектировщиков. В ходе изучения этого факта выяснилось, что команда проектировщиков ушла во главе с сыном самого Березина (кстати, о некоей влиятельности Вьюнова как личности косвенно говорит то, что явно знакомые с ним люди делают вид, что ни при чем – пламенный привет модному фотографу Ольге Табацкой, которой Вьюнов организовал выставку).

В 2016 году, после того как Игорь Березин не выполнил свои обязательства по проектным работам, совместная деятельность Петра Вьюнова с «Киносаргом» прекратилась. Может быть, именно поэтому, не имея серьезных покровителей, «Киносарг» и пролетел с проектом метро. Да, в нужный момент, в 2017 году, когда властям потребовался проект метро, он был, но это был устаревший труд, и для создания полноценного проекта необходимо было минимум 30 млн рублей. «Киносарг» выиграл конкурс по проектированию за 11,5 млн рублей.

Но ценность ведь не в бумажных рисунках, а в том, что цена в разы возрастет, когда их придется воплощать в бетоне и металле. И вот грянул гром: «безальтернативный», казалось бы, «Киносарг» спустя более чем год после победы в конкурсе не смог пройти госэкспертизу, мэрия подала в арбитраж на возврат 10 млн рублей. Сумма на фоне предполагаемой цены проекта ничтожная. Но мы-то понимаем, что началась серьезная подковерная борьба, ведь проектировщик и застройщик в таком сложном проекте в идеале должны работать в паре, и кто контролирует проектировщика, тот имеет гораздо больше шансов на победу в господряде на строительство.

30-40-60-миллиардный проект вполне может оказаться тем лакомым кусочком, ради которого успешный выходец из Воронежа, вероятно, очень состоятельный человек обратил внимание на родной регион. Конкуренция за очень «жирный» и перспективный госзаказ – ничего криминального, запасаемся попкорном.

«Православие, самодержавие, народность» незримо рядом с нами?

Об установке памятника Иоанну Кронштадтскому стоит сказать отдельно. Автор монумента скульптор Салават Щербаков в представлении не нуждается – это зодчий № 1 современной России, его работы в буквальном смысле слова бросают тень на Кремль. Князь Владимир на Васильевском спуске, император Александр I и патриарх Гермоген в Александрийском саду. А ведь еще есть Михаил Калашников, Сергей Королев, Павел Мельников, Владимир Шухов – это мы только часть московских памятников Щербакова перечислили. Памятники везде и всегда – политика в градостроительстве. Это вам не лужковский Церетели, это Собянин и его реновация.

Памятник святому Иоанну в Воронеже планируется установить на церковной земле, поэтому воронежские мирские власти никакого участия в этом вопросе не принимают и помешать процессу, если что, вряд ли смогут. Так что обращение Вьюнова к церковным властям в этом вопросе достаточно символично – Богу Богово, кесарю кесарево. Копию памятника Иоанну планируется «продублировать» на средства Вьюнова на земле православных общин в США и Германии. И тут уже думаешь не о Собянине, а о том, что чекисты, любители зарубежных памятников, не забыли Павлика, сына полка.

А ведь любая благотворительная деятельность что-то да говорит о том, кто ее вершит. В российской истории святой праведный Иоанн Кронштадтский, канонизированный в 1990 году, – фигура противоречивая. Для одних он безусловный чудотворец, к мощам которого не прекращается паломничество православного люда. Для других – не только главный хулитель и борец с «еретиком» Львом Толстым, но и учредитель, пламенный член и идеолог Союза русского народа (давшего миру семерых святых, в том числе и будущего патриарха Тихона). Для третьих отец Иоанн – это символ верноподданичества, искреннего и всепоглощающего служения не только Богу, но и трону.

Фото предоставлены сайтом Viperson.ru

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 7