Воронеж. 11.10.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Работники прокуратуры Тамбовской области считают, что ведомство в надежных руках: Владимир Торговченков может быть и строг, но всегда справедлив. По словам Владимира Ивановича, дверь в его кабинет никогда не бывает закрытой. Наш собеседник всегда сохраняет за собой позицию наставника – оказывает поддержку и помощь не только коллегам, но и каждому, кому важно его мнение как прокурора или эксперта по проблемам региона.
— Владимир Иванович, как вы оцениваете ситуацию с соблюдением законодательства в регионе? С какими нарушениями чаще всего приходится сталкиваться?
— Ситуацию с исполнением законодательства в Тамбовском регионе в целом можно считать стабильной. Применяя меры прокурорского реагирования в тесном взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами и общественными организациями, мы стремимся к минимизации последствий нарушений закона, реальному восстановлению нарушенных прав граждан и интересов государства. Число нарушений норм действующего законодательства из года в год практически остается на одном уровне. В первом полугодии прокурорами выявлено 26 тыс. нарушений закона, по инициативе прокуратуры региона более 6 тыс. виновных привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, в суды направлено более 7 тыс. исковых заявлений, большая часть из которых касается восстановления прав и свобод человека и гражданина.
На стадии предварительного следствия установлено свыше 10 тыс. нарушений закона. Выявлены и зарегистрированы в установленном порядке 305 сообщений о преступлениях, в которых ранее правоохранительными органами не усматривалось признаков преступления. Инициировано возбуждение 86 уголовных дел по результатам прокурорских проверок.
Безусловно, вниз тянет статистика выявления таких преступлений, как мошенничество, незаконный оборот наркотиков, их раскрываемость остается низкой. В современной действительности такие преступления совершаются с использованием трудноконтролируемых средств и ресурсов – по телефону, через Интернет и соцсети. Раскрытие этой категории преступлений – сложный и трудоемкий процесс. Однако нами прикладываются все возможные усилия к обеспечению принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления. Это подтверждается стабильно высокими на протяжении последних лет показателями раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений против личности: убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью граждан, посягательств на половую неприкосновенность, разбоев, грабежей и т. д. В целом уровень противодействия преступности позволяет относить Тамбовскую область к ряду наименее криминализированных территорий Российской Федерации.
Особое внимание уделяем проблемам дольщиков. Сейчас в области осталось лишь пять домов, включенных в реестр проблемных жилых объектов, два из которых будут исключены из этого реестра до конца года. Также пристальное внимание уделяется защите прав предпринимателей, в первую очередь соблюдению муниципальными и государственными заказчиками контрактных обязательств по оплате выполненных предпринимателями работ. Вопрос очень серьезный, так как любая работа должна оплачиваться в полном объеме и в установленный срок, что делает тамбовский регион максимально привлекательным для инвестиций.
— Какие меры предпринимает прокуратура для улучшения инвестиционного климата в регионе?
— Если речь идет о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности, в прокуратуре с целью оперативного реагирования на такие факты с 2008 года действует Общественный совет по защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства, в который входят представители бизнес сообщества Тамбовской области. Аппаратом прокуратуры области совместно с уполномоченным по защите прав субъектов предпринимательской деятельности проводятся выездные приемы предпринимателей в городах и районах области. Во взаимодействии с инвесторами может идти речь о нарушениях со стороны органов контроля при проведении проверочных мероприятий. Также разрешаются обращения о нарушении прав со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в связи с ненадлежащим оказанием государственных и муниципальных услуг.
— От бизнеса и частных инвестиций перейдем к государственным средствам. Были ли прецеденты, связанные с хищением бюджетных средств в Тамбовской области?
— Не секрет, что бывший глава Тамбова привлечен к уголовной ответственности. Государственное обвинение доказало, что не только были похищены деньги, но и работы по заключенному контракту не производились. Дороги, на строительство которой выделялись бюджетные средства, не существует, а договор полностью оплачен. С такими фактами мы столкнулись и при строительстве школы в Мичуринске, сейчас проводятся следственные действия. Контрагенты использовали стройматериалы более низкого качества, чем предусмотрено контрактом, и сейчас приходится предпринимать экстренные меры, чтобы привести учебное заведение в надлежащее состояние.
— Но ведь речь шла не только о региональном, но и о федеральном финансировании?
— Конечно. Например, сейчас сдан в эксплуатацию перинатальный центр, финансирование которого осуществлялось в рамках федеральной программы. Несмотря на то, что есть акт приемки объекта, прокуратура продолжает производить проверки, так как в практике нередки случаи, когда по госконтрактам поставляется оборудование ненадлежащего качества или несоответствующее условиям договора и т. д. Все эти нюансы требуют нашего пристального внимания.
— Владимир Иванович, а как обстоят дела с выплатой заработной платы в тамбовском регионе?
— В числе приоритетных направлений правозащитной деятельности прокуратуры по-прежнему остается надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе за своевременной выплатой работникам заработной платы. Только в текущем году благодаря нашему вмешательству работодатели погасили более 32 млн рублей долгов по оплате труда. В целом ситуация с выплатой заработной платы в нашем регионе, если так можно сказать, достаточно позитивная. Статистику портит санаторий «Инжавинский», находящийся в стадии банкротства и имеющий задолженность перед сотрудниками порядка 7 млн рублей. Руководитель, теперь уже бывший, привлечен к уголовной ответственности. Кроме того, нами предъявлен иск о взыскании с него всей суммы задолженности в пользу работников. К сожалению, это не помогло в полном объеме погасить имеющуюся задолженность и сейчас предпринимаются иные меры реагирования.
— Как ведомство выстраивает взаимодействие с местными властями?
— Я работаю в Тамбовской области уже восемь лет, и могу сказать, что взаимодействие прокуратуры с законодательной и исполнительной властью выстроено исключительно конструктивно. Органы власти действительно нацелены на создание лучших условий для жителей региона, принятие законов, которые не только соответствовали бы требованиям Конституции, федерального законодательства, но и способствовали бы их безусловному исполнению.
— Возникают ли разногласия с коллегами из Следственного комитета? По каким вопросам позиция прокуратуры и правоохранительных органов может разойтись?
— На моей памяти разногласий, которые могли бы повлиять на законность решений по уголовным делам, с коллегами из Следственного комитета у нас не возникало, поскольку в этой сфере мы решаем общие задачи охраны прав и свобод граждан, собственности, общественного порядка и безопасности.
На расширенных коллегиях прокуратуры области, координационных совещаниях, на которые мы приглашаем заинтересованные ведомства, обсуждаются ошибки и прокуроров, и сотрудников правоохранительных органов. Мы вместе ищем пути решения проблемы. Я всегда призываю к тому, чтобы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела проявлялась абсолютная скрупулезность.
— Много ли возвращено уголовных дел следователям и дознавателям для проведения дополнительного расследования в этом году?
— Количество возвращенных дел некритично. Для производства дополнительных расследований прокурорами правоохранительным органам в текущем году возвращено 80 уголовных дел из 3,3 тыс. направленных, а из 3 тыс. уголовных дел, рассмотренных судами, возвращено 23. Цифры в целом не большие, но обольщаться не стоит. Ибо за каждым из этих дел стоит человек.
— В каком последнем деле вы лично выступали обвинителем?
— В среднем в год я поддерживаю обвинение по 4–5 уголовным делам. Это соответствует требованиям федерального законодательства о том, что прокуроры обязаны поддерживать государственное обвинение не менее одного раза в квартал. В основном это дела об особо тяжких преступлениях, вызвавших общественный резонанс. Например, мной поддерживалось обвинение по уголовному делу об убийстве женщиной своего мужа на почве личных неприязненных отношений. Суд назначил ей 7,5 лет лишения свободы с учетом наличия несовершеннолетних детей на попечении.
— А бывают ли такие уголовные дела, где вы понимаете, что по закону человек виноват, но, как говорится, по совести он был вынужден так поступить? Бывают ли у вас внутренние сомнения?
— Нет, у меня не было таких случаев. Вот противоположные были, когда я понимаю, что не могу попросить более тяжкого наказания, хотя человек этого заслуживает. Помните, в августе 2014 года на набережной пьяный водитель сбил ребенка? Он ехал с такой скоростью, что вылетел на тротуар, где шли мама с дочкой. Я поддерживал обвинение, ориентируя суд на максимальный срок лишения свободы. Однако единственное, что могли назначить, – это колония-поселение, а это, если можно так сказать, «пионерский лагерь» для тех, кто совершил преступление по неосторожности и впервые.
— Как вы выстраиваете отношения со своими подчиненными? Может ли к вам сотрудник обратиться за советом?
— Я для своих сотрудников в первую очередь наставник. В противном случае, на мой взгляд, невозможно решать те задачи, которые стоят перед коллективом прокуратуры. Ведь в нем работают не только умудренные опытом юристы, но и специалисты, у которых пока еще отсутствует достаточный опыт практической работы.
— А в целом работой своих подчиненных вы довольны?
— Работой доволен, но хотелось бы проявления большей инициативы. Люди склонны выбирать легкие пути. Даже в документах на подпись порой иногда отражается: как бы и правильно написано, но очень казенно и равнодушно. А ведь нередко та же информация, но изложенная простым, доступным языком, выводы в которой подтверждены установленными фактами либо предусмотрены действующим законодательством, позволяет человеку быстрее разобраться в сложившейся ситуации, не давая повода для повторных обращений.