22 ноября 2024, 11:05
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

КОЛУМНИСТИКА – Свято место бывает пусто

30.11.2018 15:23
Автор:

Воронеж. 30.11.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Более года в Воронеже развивается примечательный конфликт. Городские и областные чиновники через областной арбитраж добиваются сноса четырех заведений группы компаний «Русский аппетит» депутата облдумы Андрея Прытыкина. Пока что счет идет в пользу бизнесмена: первая инстанция уже уберегла от ликвидации кафе «Вермишель» на проспекте Революции и кафе-паб «Гвозди» на Хользунова. Однако недавно суд удовлетворил иск Департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) о сносе «Гвоздей» у храма на улице Маршала Жукова. Решение вызвало резонанс, который вынудил «Русский аппетит» впервые публично прокомментировать разбирательство. Оказалось, группа Андрея Прытыкина обеспокоена тенденцией и констатирует «появление неуверенности в завтрашнем дне». Если – без преувеличения этого слова – холдинг известного общепита не уверен в завтрашнем дне, то какие ощущения испытывает владелец небольшого бизнеса, стоящего на грани сноса?

Чтобы понять это, стоит обратиться к истокам проблемы. Самовольные предпринимательские точки возникали в Воронеже не только по причине бессовестных бизнесменов, пытавшихся заработать на каждом подконтрольном им квадратном метре, но и благодаря бюрократическому мареву, которое их окружало. Так бывает, что получение разрешения на строительство воспринимается коммерсантами как большая проблема. Взять, например, дело, о котором писал «Абирег». Компания ООО «Стройфинанс» Андрея Мороговского уже пять лет добивается разрешения на строительство дома на собственном небольшом земельном участке рядом с остановкой «Улица 60-летия ВЛКСМ» на севере Воронежа. Чиновники вовсю упираются, хотя суд уже обязал их выдать предпринимателю разрешение. Земля простаивает, налог на нее начисляется. Спрашивается, для чего существуют такие правила?

Страх оказаться в подобной ситуации, вероятно, издавна влиял на настроения многих владельцев торговых павильонов по городу. Их «точки» в конце 1990-х – начале 2000-х устанавливались с разрешительной документацией на временные сооружения, которые строились из быстровозводимых конструкций. Шло время, город менялся, и предприниматели обустраивали на их местах полноценные здания с кирпичными стенами, капитальными перекрытиями и всей необходимой инженерной инфраструктурой. В эксплуатацию они, правда, вводились как временные объекты, но власти с легкостью закрывали на это глаза и не предпринимали резких телодвижений против коммерсантов.

Таких историй много. Как напоминает представлявший интересы Андрея Прытыкина в судах с властями юрист Сергей Кардашов, масштаб проблемы отражает тот факт, что в 2001 году городские депутаты поручили комитету главного архитектора разработать целое положение о порядке перевода временных сооружений в капитальные. В итоге, как это часто бывает, безупречный механизм для легализации подобных объектов так и не был найден.

Более чем через десяток лет у властей серьезно изменилось настроение. На зачистку еще не измученного архитектурным бандитизмом города было брошено управление административно-технического контроля, подчиненное вице-мэру Алексею Антиликаторову. Оно развило методичную работу по выявлению самовольных построек и стимулировало судебную практику мэрии и ДИЗО по их устранению. Относительно молодая структура занимается довольно старыми делами. Под ее прицел попадают такие объекты, как «Вермишель» на проспекте Революции, чей «скелет» появился более 10 лет назад.

До проблем с вполне цивильными точками «Русского аппетита», хорошо освещавшихся в СМИ, с лица Воронежа исчезло множество торговых объектов. На сайте мэрии несколько раз в месяц обновляется график их принудительного сноса. В списки попадают предприятия под брендами «Пятое колесо», «Робин Сдобин», «Славянка» и др. Зачастую предприниматели и их представители видят коррупционный корень в судебных разбирательствах о сносах объектов. Ведь свято место окажется пусто, если кто-то не прочь его занять. С другой стороны, по словам одного из участников рынка, в свое время они соглашались с определенным ценником, чтобы разместить свои точки в городе, а теперь им приходится соглашаться с ценниками, чтобы их сохранить. Также возможно, целенаправленный снос объектов заказан крупными ретейлерам, которым не нужны мелкие конкуренты, торгующие едой и товарами первой необходимости в формате «у дома».

В любом случае это всего лишь догадки, и пролить свет на реальную суть вопроса осмелятся лишь отчаявшиеся единицы. Но ведь под угрозу попадают не только они – снос стучится в двери крупного бизнеса депутата облдумы.

Юристы признаются, что сейчас в судах на различных стадиях находится немало споров о сносах торговых точек. Один из юристов отмечает, что арбитражный суд для таких разбирательств является просто ангельским местом, служители которого относятся к закону более трепетно, чем их коллеги из общей юрисдикции. Суды последних, в которых власти не спорят с юрлицами и ипэшниками, для бизнесменов порой оказываются заведомо проигрышными площадками, а областной суд – и вовсе местом крушения даже скромных мечтаний. В практике можно найти случаи, когда первые инстанции отказывали в признании построек самовольными, а судьи облсуда отменяли их решения. Так было с автомойкой на пересечении улиц Тимирязева и Ломоносова, о которой писал «Абирег».

Время от времени ответчики по искам о сносе «самоволок» при помощи судебных экспертиз доказывают, что постройка либо соответствует по своим параметрам временным сооружениям, либо может быть приведена в соответствие к ним при незначительных финансовых затратах. Как и в случаях с «Русским аппетитом», бизнесмены могут применить сроки исковой давности, доказав, что чиновники давно знали о нарушениях, а сами постройки никому не вредят. Но в общей картине перевес в счете в таких спорах все-таки у властей.

Как рассказал Сергей Кардашов, сейчас он активно ссылается в судах на свежее постановление Верховного суда от 25 сентября. Оно содержит любопытный вывод: раз снос «самоволки» не должен создавать дисбаланса между публичным и частным интересами, приводящего к нарушению устойчивости хозоборота и убыткам, то и отсутствие разрешения на строительство не может быть единственным основанием для уничтожения строений.

То есть сносить здания нужно не только из-за отсутствия бумажки. Этого не стоит делать, если ларьки никому не вредят, не нарушают чужие права и удовлетворяют потребностям местных жителей. Иными словами, чиновникам следует смотреть дальше бюрократической пелены, которая в свое время не охватила значительную часть бизнеса в Воронеже. Желательно – хотя бы в сторону людей.

Тем более наличие бумажек, как показывает новейшая история Воронежа, не гарантирует появление законных и никому не угрожающих зданий.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2