WorldClass

29 марта 2024, 01:39
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Директор дивизиона экспортного потенциала воронежской УК «Эфко» Алексей Гаврилов: «Производители подсолнечного масла всё чаще призывают остановить вывоз «винограда вместо вина»

29.07.2019 17:55
Автор:

Воронеж. 29.07.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Увеличение экспорта масла продиктовано перенасыщением внутреннего рынка. Одним из крупнейших в России производителей этого продукта является ГК «Эфко». О том, какие страны готовы покупать излишки отечественной продукции, какие барьеры приходится преодолевать в условиях санкций и почему маслоэкстракционные заводы в России сегодня загружены не на полную мощность, рассказал директор дивизиона по развитию экспортного потенциала ГК «Эфко» Алексей Гаврилов.

– Какой по величине экспортный потенциал масложировой продукции страны и, в частности, компании «Эфко»?

– C годовым оборотом свыше 3 млрд долларов масложировая продукция занимает второе место после зерновых в экспорте АПК. Большая часть этой продукции представлена подсолнечным маслом, экспортируются также соевое, рапсовое масло, шроты, различные жиры и маргарины.

При этом надо отметить, что внутренний рынок уже давно насыщен маслом и шротами местного производства, отрасль вывозит из страны именно излишки. Причем не сырья, а переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью: не семечки, а масло. Образно говоря, не виноград, а вино.

Если говорить о перспективах в масштабах страны, то в течение следующих шести лет планируется увеличение экспорта масложировой продукции практически в три раза – до 8,6 млрд долларов, или до 15,6 млн тонн в натуральном выражении.

Что касается нашей компании, мы готовы перевалить на своем терминале 2,8 млн тонн масложировой продукции, в том числе 1,7 млн тонн растительных масел.

– Планы Минсельхоза увеличить к 2024 году экспорт масложировой продукции до 8,6 млрд долларов – почти в три раза – реалистичны или излишне оптимистичны?

– Если коротко, то – да, такие планы могут стать реальностью, но только в том случае, если Минсельхоз обеспечит соответствующее увеличение валового сбора масличных. А если более развернуто, то для достижения намеченных горизонтов принципиален комплексный сбалансированный подход. Тут и в самом деле, как на весах: на одной чаше – увеличение посевных площадей под масличные и, как результат, рост валового сбора масличных культур, а на другой – соответствующее наращивание сбыта полученной таким образом дополнительной продукции на новые рынки.

Если планы Министерства по наращиванию валового сбора масличных в РФ до 35 млн тонн будут выполнены, можно однозначно говорить о реалистичности увеличения экспорта масложировой продукции в три раза. В самом деле, за последние 6-7 лет экспорт растительных масел уже удвоился за счет увеличения валового сбора масличных на 7 млн тонн. Министерство сельского хозяйства не так давно озвучило намерение ввести в сельскохозяйственный оборот 10 млн гектаров пашен в течение ближайших пяти лет, передача даже половины этой земли под масличные решила бы вопрос валового сбора.

Теперь рассмотрим вторую чашу весов – куда продавать. На совещании, проведенном в этом году Минсельхозом, крупнейшие компании АПК, и ГК «Эфко» в том числе, подтвердили готовность обеспечения порядка 80% целевого показателя экспорта отрасли. Основными направлениями развития экспорта РФ должны стать страны «большой воды», такие как Китай, Индия и страны Персидского залива.

И если закончить эту аналогию, обе чаши должны держаться на «коромысле», и такой опорой, конечно же, служит логистика – как складская, так и транспортная: ключевыми параметрами здесь являются пропускная способность железных дорог и морских терминалов Азовско-Черноморского бассейна и достаточные мощности по хранению масла и шрота. При достижении такого равновесия выполнение плановых показателей к 2024 году реально.

– Как по долям распределяется экспорт различных видов продукции компании?

– Компания в 2019 году экспортирует 900 тыс. тонн масложировой продукции в 50 стран. Как и в случае со статистикой по РФ, примерно половину этого объема составляет экспорт подсолнечного масла наливом, а с учетом соевого и рапсового масла, экспорт наливом составит свыше 60% всего экспорта компании. Второе место занимают растительные шроты, совокупная доля которых составляет 18-20%. Далее идут промышленные жиры и маргарины – это около 12-15%. Остальное приходится на экспорт брендовой продукции.

За три сезона мы смогли увеличить в три с половиной раза объемы экспорта подсолнечного масла наливом – с 97 тыс. тонн в 2015 году до 343 тыс. тонн в 2018 году, то есть мы обеспечиваем тот темп роста, который правительство ждет от масложировой отрасли. В текущем году наши объемы экспорта подсолнечного масла наливом составят около 430 тыс. тонн, а всех растительных масел – около 530 тыс. тонн. Если разлить весь этот объем растительных масел по литровым бутылкам и выстроить их в ряд, то его протяженность будет как две с половиной Великие Китайские стены.

– Основными покупателями российского масла считались Турция и Египет. Растет ли доля российского экспорта в этих странах? Какие факторы – экономического или политического характера – больше на это повлияли?

– Действительно, Турция и Египет занимали около 40-50% от российского экспорта подсолнечного масла, так как являются странами «ближней воды» со стабильным спросом на продукцию из РФ. Увеличения потребления на этих рынках не прогнозируется, а в Турции спрос даже снижается в связи с проводимым в этой стране частичным импортозамещением. Турки нарастили валовый сбор подсолнечника более чем на 500 тыс. тонн за два сезона, активно импортируют его и развивают собственное масложировое производство. А кроме того, Турция потеряла иракский канал реэкспорта подсолнечного масла. В связи с этим особый статус для России приобретают новые, азиатские, направления.

– Вы верите в «азиатский сценарий» развития экспорта масложировой продукции? Приняли ли в Индии и КНР российский товар? Удалось ли «подтянуть» качество, необходимое для этих рынков?

– Чтобы вы поняли, насколько рынки перспективны, давайте приведу всего четыре цифры: потребление подсолнечного масла в Китае в сезоне-2010/2011 составило 360 тыс. тонн, а в текущем сезоне-2018/2019 оценивается в 1,5 млн тонн, в Индии в сезоне-2010/2011 потребляли 900 тыс. тонн подсолнечного масла, а потребление текущего сезона – 2,9 млн тонн. Подсолнечное масло становится всё более популярным в Азии, а аппетиты по импорту будут только расти.

Рост доходов в Азии меняет потребительские предпочтения, нишевые рынки «бутиковой» еды и здорового питания становятся мейнстримом. А ведь в Азии подсолнечное масло – элитный продукт для обеспеченных людей. Например, у жителей Поднебесной высокие требования к продуктам питания, и они готовы платить больше за хорошее качество. Требования китайских властей к ввозимым в страну растительным маслам повышенные в сравнении с европейскими.

ГК «Эфко» стала первой в стране, кто осуществил прямую поставку подсолнечного масла в Индию в позапрошлом сезоне. Мы втрое увеличили поставки в Китай по сравнению с прошлым сезоном, а всего за два сезона поставили в КНР более 220 тыс. тонн растительных масел, в том числе более 150 тыс. тонн подсолнечного.

Отмечу, что нам не пришлось «подтягивать» качество нашей продукции под китайский рынок, так как задолго до того, как начать экспортную деятельность, мы строили в России заводы, соответствующие мировым стандартам.

В целом, если Россия в этом сезоне обеспечила китайский рынок подсолнечным маслом уже на четверть, то по индийскому рынку доля пока еще невелика, есть куда развиваться.

– Кто ваши основные конкуренты на мировом рынке? И что мешает открывать новые, в том числе европейские, рынки?

– Среди российских компаний на мировом рынке конкурируем с компаниями «Астон», «Юг Руси», «Каргилл», «НМЖК». Скорее всего, в уходящем сезоне «Эфко» и «Астон» разделят первое место, у нас по 20% рынка. А главными мировыми конкурентами являются Украина и Аргентина с объемами годового экспорта подсолнечного масла 5,2 млн тонн и 0,6 млн тонн против 2 млн тонн экспорта из РФ. Украина является лидером на азиатском и европейском рынках, Россия – на арабском.

Что мешает? Каждый из рынков имеет свои особенности и трудности, «барьеры» входов. Основным «барьером» являются заградительные импортные пошлины, которые вводятся для защиты и поддержки местных производителей и рассчитываются от цены импортируемой в страну продукции.

Например, ежегодно наша компания отправляет морем 20 тыс. тонн шрота в Италию и Испанию, но ни тонны масла. Почему? Потому что в странах ЕС импортная пошлина на нерафинированные растительные масла российского происхождения составляет 6,4%, на рафинированные – 9,6%, а для Украины эти пошлины отсутствуют. В Индии на те же масла пошлина составляет 35% и 45% соответственно, а на растительные шроты –15%. В странах Персидского залива (Иран, Саудовская Аравия), помимо импортных пошлин существуют высокие риски неплатежей.

Сейчас решить проблему тарифного регулирования с ЕС сложно по политическим соображениям, в то время как по другим рынкам при помощи правительства РФ и Российского экспортного центра (РЭЦ) эта задача выполнима, и мы уже совместно работаем в этом направлении. Так, например, Россия и Иран подписали соглашение о Зоне свободной торговли, которое предусматривает взаимовыгодные тарифные преференции на ряд товаров. Также Россия на пути создания аналогичного соглашения с Китаем.

Текущий кризис глобальной экономики, как и любой кризис, – в том числе и возможность для развития. Именно сейчас, когда мировые рынки «трещат по швам», можно войти в них и занять достойное место.

– СМИ писали, что для существенного увеличения экспорта масличных и растительных масел в России пока слабая инфраструктура и есть только один терминал в Тамани, принадлежащий компании «Эфко». Строительство портовых мощностей пока не предусмотрено. Почему?

– Действительно, сегодня ключевую роль в этом вопросе играют порты Азово-Черноморского бассейна, на долю которых приходится 80% экспорта растительных масел из РФ.

При этом с экспортом в ближние страны справляются мелководные Ростов и Ейск, а отправка больших партий продукции в Юго-Восточную Азию осуществляется через глубоководные морские порты – Новороссийск и Тамань. Порт в Новороссийске на сегодня достиг естественных пределов пропускной способности из-за перегруженности авто- и железнодорожных путей. Активно развивается порт в Тамани, где расположен единственный в России специализированный терминал по перевалке растительных масел. Перевалку масложировой продукции в Тамани осуществляет не только наша компания, но и другие крупные игроки рынка, такие как «Артис-агро», ТД «Черноземье», «Каргилл», ED&F MAN. Мы открыты к сотрудничеству и в состоянии оперативно расширять свои мощности под потребности отрасли.

– Как вы видите решение вопроса нехватки сырья для перерабатывающих предприятий в связи со снижением пошлин на масличные? Ведь экспортировать семечки стало выгоднее, чем масло.

– Даже богатые урожаи последних сезонов не могут полностью загрузить мощности российских маслоэкстракционных заводов. Это усугубляется оттоком сырья из страны после снижения экспортных пошлин в 2016 году. В текущем сезоне экспорт подсолнечника из РФ может превысить 350 тыс. тонн, что равносильно годовой мощности крупного маслоэкстракционного завода. Неудивительно, что российские производители подсолнечного масла и шрота всё чаще призывают власти остановить вывоз «винограда вместо вина» и ввести тарифные и нетарифные меры против вывоза семян подсолнечника из страны.

Ведь экспортировать не сырье, а продукты более высокого передела гораздо выгоднее, причем в этом случае выгоду получают все – и производители, и государство. Несырьевой экспорт дает стране валютные поступления, рост влияния на мировой арене, рост занятости населения, он пополняет государственную казну, без него немыслим рост экономики.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1