Up

Резиденции Галереи Чижова

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж
USD EURO

Богдаша

Главная Эксклюзив Директор дивизиона экспортного потенциала воронежской УК «Эфко» Алексей Гаврилов: «Производители подсолнечного масла всё чаще призывают остановить вывоз «винограда вместо вина»

29.07.2019, 17:55

Директор дивизиона экспортного потенциала воронежской УК «Эфко» Алексей Гаврилов: «Производители подсолнечного масла всё чаще призывают остановить вывоз «винограда вместо вина»

Директор дивизиона экспортного потенциала воронежской УК «Эфко» Алексей Гаврилов: «Производители подсолнечного масла всё чаще призывают остановить вывоз «винограда вместо вина»

Воронеж. 29.07.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Увеличение экспорта масла продиктовано перенасыщением внутреннего рынка. Одним из крупнейших в России производителей этого продукта является ГК «Эфко». О том, какие страны готовы покупать излишки отечественной продукции, какие барьеры приходится преодолевать в условиях санкций и почему маслоэкстракционные заводы в России сегодня загружены не на полную мощность, рассказал директор дивизиона по развитию экспортного потенциала ГК «Эфко» Алексей Гаврилов.

– Какой по величине экспортный потенциал масложировой продукции страны и, в частности, компании «Эфко»?

– C годовым оборотом свыше 3 млрд долларов масложировая продукция занимает второе место после зерновых в экспорте АПК. Большая часть этой продукции представлена подсолнечным маслом, экспортируются также соевое, рапсовое масло, шроты, различные жиры и маргарины.

При этом надо отметить, что внутренний рынок уже давно насыщен маслом и шротами местного производства, отрасль вывозит из страны именно излишки. Причем не сырья, а переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью: не семечки, а масло. Образно говоря, не виноград, а вино.

Если говорить о перспективах в масштабах страны, то в течение следующих шести лет планируется увеличение экспорта масложировой продукции практически в три раза – до 8,6 млрд долларов, или до 15,6 млн тонн в натуральном выражении.

Что касается нашей компании, мы готовы перевалить на своем терминале 2,8 млн тонн масложировой продукции, в том числе 1,7 млн тонн растительных масел.

– Планы Минсельхоза увеличить к 2024 году экспорт масложировой продукции до 8,6 млрд долларов – почти в три раза – реалистичны или излишне оптимистичны?

– Если коротко, то – да, такие планы могут стать реальностью, но только в том случае, если Минсельхоз обеспечит соответствующее увеличение валового сбора масличных. А если более развернуто, то для достижения намеченных горизонтов принципиален комплексный сбалансированный подход. Тут и в самом деле, как на весах: на одной чаше – увеличение посевных площадей под масличные и, как результат, рост валового сбора масличных культур, а на другой – соответствующее наращивание сбыта полученной таким образом дополнительной продукции на новые рынки.

Если планы Министерства по наращиванию валового сбора масличных в РФ до 35 млн тонн будут выполнены, можно однозначно говорить о реалистичности увеличения экспорта масложировой продукции в три раза. В самом деле, за последние 6-7 лет экспорт растительных масел уже удвоился за счет увеличения валового сбора масличных на 7 млн тонн. Министерство сельского хозяйства не так давно озвучило намерение ввести в сельскохозяйственный оборот 10 млн гектаров пашен в течение ближайших пяти лет, передача даже половины этой земли под масличные решила бы вопрос валового сбора.

Теперь рассмотрим вторую чашу весов – куда продавать. На совещании, проведенном в этом году Минсельхозом, крупнейшие компании АПК, и ГК «Эфко» в том числе, подтвердили готовность обеспечения порядка 80% целевого показателя экспорта отрасли. Основными направлениями развития экспорта РФ должны стать страны «большой воды», такие как Китай, Индия и страны Персидского залива.

И если закончить эту аналогию, обе чаши должны держаться на «коромысле», и такой опорой, конечно же, служит логистика – как складская, так и транспортная: ключевыми параметрами здесь являются пропускная способность железных дорог и морских терминалов Азовско-Черноморского бассейна и достаточные мощности по хранению масла и шрота. При достижении такого равновесия выполнение плановых показателей к 2024 году реально.

– Как по долям распределяется экспорт различных видов продукции компании?

– Компания в 2019 году экспортирует 900 тыс. тонн масложировой продукции в 50 стран. Как и в случае со статистикой по РФ, примерно половину этого объема составляет экспорт подсолнечного масла наливом, а с учетом соевого и рапсового масла, экспорт наливом составит свыше 60% всего экспорта компании. Второе место занимают растительные шроты, совокупная доля которых составляет 18-20%. Далее идут промышленные жиры и маргарины – это около 12-15%. Остальное приходится на экспорт брендовой продукции.

За три сезона мы смогли увеличить в три с половиной раза объемы экспорта подсолнечного масла наливом – с 97 тыс. тонн в 2015 году до 343 тыс. тонн в 2018 году, то есть мы обеспечиваем тот темп роста, который правительство ждет от масложировой отрасли. В текущем году наши объемы экспорта подсолнечного масла наливом составят около 430 тыс. тонн, а всех растительных масел – около 530 тыс. тонн. Если разлить весь этот объем растительных масел по литровым бутылкам и выстроить их в ряд, то его протяженность будет как две с половиной Великие Китайские стены.

– Основными покупателями российского масла считались Турция и Египет. Растет ли доля российского экспорта в этих странах? Какие факторы – экономического или политического характера – больше на это повлияли?

– Действительно, Турция и Египет занимали около 40-50% от российского экспорта подсолнечного масла, так как являются странами «ближней воды» со стабильным спросом на продукцию из РФ. Увеличения потребления на этих рынках не прогнозируется, а в Турции спрос даже снижается в связи с проводимым в этой стране частичным импортозамещением. Турки нарастили валовый сбор подсолнечника более чем на 500 тыс. тонн за два сезона, активно импортируют его и развивают собственное масложировое производство. А кроме того, Турция потеряла иракский канал реэкспорта подсолнечного масла. В связи с этим особый статус для России приобретают новые, азиатские, направления.

– Вы верите в «азиатский сценарий» развития экспорта масложировой продукции? Приняли ли в Индии и КНР российский товар? Удалось ли «подтянуть» качество, необходимое для этих рынков?

– Чтобы вы поняли, насколько рынки перспективны, давайте приведу всего четыре цифры: потребление подсолнечного масла в Китае в сезоне-2010/2011 составило 360 тыс. тонн, а в текущем сезоне-2018/2019 оценивается в 1,5 млн тонн, в Индии в сезоне-2010/2011 потребляли 900 тыс. тонн подсолнечного масла, а потребление текущего сезона – 2,9 млн тонн. Подсолнечное масло становится всё более популярным в Азии, а аппетиты по импорту будут только расти.

Рост доходов в Азии меняет потребительские предпочтения, нишевые рынки «бутиковой» еды и здорового питания становятся мейнстримом. А ведь в Азии подсолнечное масло – элитный продукт для обеспеченных людей. Например, у жителей Поднебесной высокие требования к продуктам питания, и они готовы платить больше за хорошее качество. Требования китайских властей к ввозимым в страну растительным маслам повышенные в сравнении с европейскими.

ГК «Эфко» стала первой в стране, кто осуществил прямую поставку подсолнечного масла в Индию в позапрошлом сезоне. Мы втрое увеличили поставки в Китай по сравнению с прошлым сезоном, а всего за два сезона поставили в КНР более 220 тыс. тонн растительных масел, в том числе более 150 тыс. тонн подсолнечного.

Отмечу, что нам не пришлось «подтягивать» качество нашей продукции под китайский рынок, так как задолго до того, как начать экспортную деятельность, мы строили в России заводы, соответствующие мировым стандартам.

В целом, если Россия в этом сезоне обеспечила китайский рынок подсолнечным маслом уже на четверть, то по индийскому рынку доля пока еще невелика, есть куда развиваться.

– Кто ваши основные конкуренты на мировом рынке? И что мешает открывать новые, в том числе европейские, рынки?

– Среди российских компаний на мировом рынке конкурируем с компаниями «Астон», «Юг Руси», «Каргилл», «НМЖК». Скорее всего, в уходящем сезоне «Эфко» и «Астон» разделят первое место, у нас по 20% рынка. А главными мировыми конкурентами являются Украина и Аргентина с объемами годового экспорта подсолнечного масла 5,2 млн тонн и 0,6 млн тонн против 2 млн тонн экспорта из РФ. Украина является лидером на азиатском и европейском рынках, Россия – на арабском.

Что мешает? Каждый из рынков имеет свои особенности и трудности, «барьеры» входов. Основным «барьером» являются заградительные импортные пошлины, которые вводятся для защиты и поддержки местных производителей и рассчитываются от цены импортируемой в страну продукции.

Например, ежегодно наша компания отправляет морем 20 тыс. тонн шрота в Италию и Испанию, но ни тонны масла. Почему? Потому что в странах ЕС импортная пошлина на нерафинированные растительные масла российского происхождения составляет 6,4%, на рафинированные – 9,6%, а для Украины эти пошлины отсутствуют. В Индии на те же масла пошлина составляет 35% и 45% соответственно, а на растительные шроты –15%. В странах Персидского залива (Иран, Саудовская Аравия), помимо импортных пошлин существуют высокие риски неплатежей.

Сейчас решить проблему тарифного регулирования с ЕС сложно по политическим соображениям, в то время как по другим рынкам при помощи правительства РФ и Российского экспортного центра (РЭЦ) эта задача выполнима, и мы уже совместно работаем в этом направлении. Так, например, Россия и Иран подписали соглашение о Зоне свободной торговли, которое предусматривает взаимовыгодные тарифные преференции на ряд товаров. Также Россия на пути создания аналогичного соглашения с Китаем.

Текущий кризис глобальной экономики, как и любой кризис, – в том числе и возможность для развития. Именно сейчас, когда мировые рынки «трещат по швам», можно войти в них и занять достойное место.

– СМИ писали, что для существенного увеличения экспорта масличных и растительных масел в России пока слабая инфраструктура и есть только один терминал в Тамани, принадлежащий компании «Эфко». Строительство портовых мощностей пока не предусмотрено. Почему?

– Действительно, сегодня ключевую роль в этом вопросе играют порты Азово-Черноморского бассейна, на долю которых приходится 80% экспорта растительных масел из РФ.

При этом с экспортом в ближние страны справляются мелководные Ростов и Ейск, а отправка больших партий продукции в Юго-Восточную Азию осуществляется через глубоководные морские порты – Новороссийск и Тамань. Порт в Новороссийске на сегодня достиг естественных пределов пропускной способности из-за перегруженности авто- и железнодорожных путей. Активно развивается порт в Тамани, где расположен единственный в России специализированный терминал по перевалке растительных масел. Перевалку масложировой продукции в Тамани осуществляет не только наша компания, но и другие крупные игроки рынка, такие как «Артис-агро», ТД «Черноземье», «Каргилл», ED&F MAN. Мы открыты к сотрудничеству и в состоянии оперативно расширять свои мощности под потребности отрасли.

– Как вы видите решение вопроса нехватки сырья для перерабатывающих предприятий в связи со снижением пошлин на масличные? Ведь экспортировать семечки стало выгоднее, чем масло.

– Даже богатые урожаи последних сезонов не могут полностью загрузить мощности российских маслоэкстракционных заводов. Это усугубляется оттоком сырья из страны после снижения экспортных пошлин в 2016 году. В текущем сезоне экспорт подсолнечника из РФ может превысить 350 тыс. тонн, что равносильно годовой мощности крупного маслоэкстракционного завода. Неудивительно, что российские производители подсолнечного масла и шрота всё чаще призывают власти остановить вывоз «винограда вместо вина» и ввести тарифные и нетарифные меры против вывоза семян подсолнечника из страны.

Ведь экспортировать не сырье, а продукты более высокого передела гораздо выгоднее, причем в этом случае выгоду получают все – и производители, и государство. Несырьевой экспорт дает стране валютные поступления, рост влияния на мировой арене, рост занятости населения, он пополняет государственную казну, без него немыслим рост экономики.

Светлана Горбачева
(473) 212-02-88
Комментарии на Facebook.com
Добавьте «Абирег» в свои избранные источники
Вопрос недели
Какой из «экзотических» бизнесов, на ваш взгляд, наиболее эффективен в Черноземье?
Зимние клубничные теплицы (Тамбов)
Ювелирный завод (Белгород)
Завод по обжарке кофе (Липецк)
Страусиная ферма (Тамбов)
Производство колоколов (Воронеж)
Оленья ферма (Тамбов)
Кожевенная фабрика (Воронеж)
Осетровая ферма (Тамбов, Воронеж)
Завод по разведению, выращиванию и переработке личинок мух (Белгород)
 4952 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
падение конкуренции не есть хорошо. какой бы магазин не был.
Николай, 20.02.2020, 14:31:42
"В частности, господин Кустов приводит в пример такие футуристические пищевые разработки, как жиры без калорий и чрезвычайно сладкий белок, который, в...
Сяо Мяо, 20.02.2020, 14:24:23
«Вывозить» в значении «справляться», «тянуть». Андрей 86 лет, чтобы было понятнее, поставили кавычки.
Ольга Ламок, 20.02.2020, 14:09:19
Простите, куда не вывозят, и почему они должны вывозить?
Андрей 86 лет, 20.02.2020, 13:51:59
в Белгороде всего за несколько месяцев добились 70 % безналичной оплаты благодаря хорошей разнице в 5 рублей и далее будет 95-99% что позволит быстро ...
Инна, 20.02.2020, 13:39:21
при небольшом ветре зона увеличивается до 5 км. Крематорий действительно нужен, мест на кладбищах нет, но крематорий должен быть в 15-20 км от города.
Инна, 20.02.2020, 13:27:36
какой кошмар......
Занозина, 20.02.2020, 12:11:46
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru