Up

Резиденции Галереи Чижова

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж
#лучшедома
USD EURO

Главная Аналитика Руководитель группы продаж департамента «Решения для сельского хозяйства» BASF в Черноземье Артем Видусов: «В конкурентной среде почти все крупные игроки имеют семена в своих портфелях»

07.08.2019, 12:39

Руководитель группы продаж департамента «Решения для сельского хозяйства» BASF в Черноземье Артем Видусов: «В конкурентной среде почти все крупные игроки имеют семена в своих портфелях»

Руководитель группы продаж департамента «Решения для сельского хозяйства» BASF в Черноземье Артем Видусов: «В конкурентной среде почти все крупные игроки имеют семена в своих портфелях»

Воронеж. 07.08.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Тема импортозамещения активно обсуждается уже не первый год, но радикальных перемен достичь не удается. И это неудивительно, потому что о такой инициативе имеет смысл говорить, когда есть крепкая научно-производственная база. К примеру, в семеноводстве похвастаться ею мы не можем. Наращивание темпов сельскохозяйственного производства можно было бы обеспечить за счет привлечения иностранных компаний-инвесторов, готовых предоставлять и внедрять свои ноу-хау на длительной основе, однако нестабильная среда российского рынка затрудняет этот процесс. Руководитель региональной группы продаж немецкого химического концерна BASF Артем Видусов рассказал, в чем специфика работы в Черноземье и как в целом развивается бизнес в стране.

– Как вам работается в России?

– Вскоре после того, как открылся первый завод компании BASF в Германии (154 года назад), BASF основал свое первое производственное предприятие за пределами Германии (это было в 1877 году) – именно в России. Поэтому интерес к нашей стране в компании всегда был повышенный.

– А начинали с чего?

– Как вы знаете, BASF – это Баденская анилиново-содовая фабрика (Badische Anilin & Soda Fabrik), поэтому начинали с анилиновых красителей. И всегда это была компания, производящая химические продукты. Это было масштабное химическое производство, даже тогда, когда выпускали магнитофонную пленку.

– Получается, у вас вместе с эпохой кассетных магнитофонов ушло целое направление бизнеса?

– Да. Как в любом бизнесе: если он перестает приносить пользу или прибыль компании, от него отказываются, инвестируют в другие, более перспективные.

– Вовремя сориентировались и переключились на что?

– Не переключились. Магнитофонная пленка не была основой бизнеса, это был только один из немногих продуктов, доступных конечному пользователю под брендом BASF, и, возможно, самый широко известный наш товар. BASF всегда объединял в себе много направлений. Это и краски, и катализаторы, и химические продукты для бытовой химии и парфюмерии, и продукты, используемые в кормлении животных, и сельскохозяйственная химия, и технологии для добычи и переработки нефти и газа, и многое другое.

– В России собираетесь развивать производство?

– В России уже работают порядка 10 производственных площадок концерна. В сфере средств защиты растений в настоящий момент мы работаем по схеме толлинга с местным партнером. То есть мы сами поставляем сырье, а наш партнер для нас производит продукцию по нашей технологии, под нашим контролем. В частности, значительную часть продукции сельскохозяйственной химии на сегодняшний день мы производим на заводе в Кирово-Чепецке. Качество произведенных там препаратов BASF соответствует нашим стандартам. В ходе производства локальных формуляций важно точно соблюсти все нюансы технологии. Действие препаратов определяется не только содержанием ключевого действующего вещества, также важную роль играют дополнительные компоненты, которые улучшают действие препарата и гарантированно доносят его до проблемы внутри растения. Если не соблюдать определенные пропорции при добавлении допкомпонентов, препарат не даст требуемого эффекта или с ним будет неудобно работать: вспенится, расслоится, будет неустойчив к осадкам и т. п.

– У нас в стране большие пробелы в области семеноводства. Не осваивали эту нишу – кому, как не вам, крупному бизнесу, поднимать эту глыбу?

– В прошлом году BASF заключил крупную сделку по приобретению активов, в которую вошел и семенной бизнес. Таким образом, наше предложение для аграрного сектора пополнилось новым направлением, в частности семенами рапса, овощей, хлопка, пшеницы и сои. Всё с самого начала. Генетика, исследования, выращивание...

– Сумму сделки можете назвать?

– Порядка 5,7 млрд евро. Это очень большое и значимое приобретение в мировом масштабе. Хлопок и соя более интересны на американском континенте, а в России бурными темпами увеличиваются посевы рапса. В этом году мы начали успешно продавать семена рапса в России.

– Земельные фонды каких стран используются для выращивания?

– Например, рапс выращивается на специальных фермах в Европе – во Франции, Германии. Соя и хлопок – в Америке. По семенам пшеницы мы находимся в начале пути, проводим испытания. Скорее всего, результат будет через пять лет. Но наши специалисты уже говорят о семенах с уникально большой урожайностью. По сути, это начало нового интересного пути, и наше будущее, уверен, тесно связано с семенным бизнесом.

– Компания выиграла в целом от сделки или пока судить рано?

– Конечно, выиграла. Это же расширение бизнеса. В принципе, в нашем бизнесе в конкурентной среде почти все крупные игроки на сегодняшний день имеют семена в своих портфелях: Bayer, Syngenta, Corteva. Когда покупатель приходит в супермаркет, ему удобнее всё купить в одном месте. Поэтому если мы приходим к клиенту, желательно предложить ему весь спектр, чтобы он мог приобрести у нас и семена, и средства защиты растений.

– Как у вас сложился по продажам прошлый год?

– Мы довольны результатами прошлого сезона. Мы выполнили задачи, которые перед нами стояли, что очень хорошо. Рост продаж по Черноземью составил свыше 30%. Отмечу, что год был довольно засушливый в некоторых регионах. От этого, как вы понимаете, сильно зависит спрос на средства защиты растений, особенно фунгициды. Таким образом, и наш бизнес, к сожалению, очень сильно зависит от погодных явлений. Например, в среднем по Центральной России можно сделать две фунгицидные обработки зерновых культур, в Калининграде их делают три, потому что там постоянно дожди, а в Черноземье в прошлом году и одной хватило. Также был сделан упор на комплексную работу с крупнейшими холдингами и хозяйствами. Мы на протяжении нескольких лет совместно испытывали наши препараты и сумели доказать на полях, что, применяя наши продукты, можно получить больше качественного урожая.

– Какие агропромышленные предприятия тратят средства на это направление?

– Разумеется, на рынке присутствуют разные бизнес-модели. Одни хозяйства охотно инвестируют в интенсивные технологии, стремясь к сбору максимальных урожаев с каждого гектара возделываемых земель. Для них современные средства защиты растений – неотъемлемая составляющая успеха. Другие – скорее удерживают баланс между оптимизацией затрат и получением прибыли, часто они нацелены на некий определенный уровень урожайности и стараются эффективно управлять своими издержками, в том числе расходами на средства защиты растений. Третьи – действительно возделывают культуры по экстенсивной технологии, что подразумевает минимальные инвестиции, в таких хозяйствах основной блок в структуре затрат, безусловно, составляют семена, на средства защиты растений они тратятся иногда лишь по остаточному принципу, что, впрочем, связано с большими рисками, вплоть до полной потери урожая.

Разумеется, состав этих групп гибкий за счет слияний, продажи бизнеса. В Черноземье более 20 холдингов и около 190 средних и крупных хозяйств – это передовые предприятия, стремящиеся получить максимальный урожай на любой культуре. C такими компаниями мы наиболее интенсивно сотрудничаем. При этом помогаем нашим дистрибьюторам вести такую работу в хозяйствах любого уровня и любой бизнес-модели. Даже для совсем небольших фермерских хозяйств у нас есть что предложить. И продукты, и сервис. Например, мы рассылаем актуальные рекомендации в течение сезона по обработке растений, приглашаем на тематические семинары, Дни поля.

Нам интереснее работать с теми производственниками, для которых количество урожая, его качество, безопасность важнее, чем себестоимость. BASF – инновационная компания, мы ежегодно выпускаем на рынок несколько новых препаратов. Поэтому те, кто хочет большого урожая, повышения устойчивости растений к стрессам, засухам и обезвоживанию, сотрудничают с нами.

– Вы не ответили. В целом холдинги увеличивают затраты на средства защиты семян и растений?

– Это, пожалуй, лучше спросить у них. Если мы говорим о первой группе холдингов, то как раз они могут увеличивать затраты, если им доказать на опытах, как это работает. Большинство холдингов на своих землях проводят опыты разных препаратов, выбирают лучшие, чтобы в следующем году использовать именно эти препараты. То есть считают и экономику, и урожайность. Но есть предприятия, у которых руководство или инвесторы находятся в Москве. Предположим, инвестор хочет вложить только 100 рублей и получить 150, и поверьте, его больше ничего не интересует: ни препараты, ни технологии, ни инновации, ни повышение в разы урожая.

Например, холдинг специализируется на свекле. У него, допустим, 100 тыс. га земли, из них под свеклу отводится 20 тыс. га. Это довольно небольшая площадь, но вы ведь знаете о севообороте: нельзя свеклу сажать на одном и том же месте каждый год. Поэтому доля свекольных площадей занимает 20-25%, всё остальное – другие культуры, которые должны как-то окупить себя. Они зарабатывают на свекле, а остальное – по остаточному принципу. Скажем, у них пшеница посеяна на 25 тыс. га. Для них главное, чтобы ее себестоимость не превышала 3,5 рубля за килограмм, потому что на рынке цена колеблется, к примеру, в районе 6 рублей. При таком раскладе их затраты будут компенсированы и всё равно, какая будет урожайность – 100 центнеров с гектара или 30.

А теперь представьте – выделяется, предположим, 100 млн рублей. Руководство хочет купить и комбайн, и семена, и топливо, и удобрения. И сэкономить при этом. Всё необходимое купили. Сколько осталось на средства защиты растений?

– У вас дороже, чем у конкурентов?

– Скажем так, продукт, в разработку и качественное производство которого вложены большие средства, не может стоить дешево, тем более дешевле продукции, которая только частично воспроизводит препараты, со временем вышедшие из-под патентной защиты. Концерн BASF вкладывает много денег в научные разработки. Соответственно, это отражается на цене продукции. Нужно понимать, что за эту цену аграрий получает качественные оригинальные средства защиты растений, которые не только полностью себя окупают, но и открывают возможности дополнительного дохода с гектара, экономии времени и средств на дополнительные операции в поле. Вместе с этим мы предлагаем эффективные решения в разных ценовых категориях.

– Почему-то принято считать, что дженерики – это плохо. Это заблуждение или нет, ведь о пострадавших от них ничего не известно?

– Не сказал бы, что плохо. Дело в том, что помимо самого действующего вещества в продукте еще много компонентов заложено, чтобы это вещество хорошо работало. Мы создаем новые продукты, кто-то должен производить хорошо себя зарекомендовавшие старые. Я ничего не имею против дженериковых компаний, тем более что это и российские компании. Их надо развивать, вкладывать средства в разработки. К примеру, BASF тратит на разработку средств защиты растений 3 млн евро в день. Представляете: порядка 1 млрд евро в год только на средства защиты растений, в том числе работу лабораторий и исследовательских центров, я не говорю про остальные бизнесы. В России, конечно, в настоящий момент нет таких предприятий с подобным масштабом инвестиций в разработку. Российские производители СЗР занимают значительные позиции на рынке, это крупные мощные предприятия, но свою науку они пока не могут так серьезно финансировать. Надеюсь, когда-то эта ситуация поменяется. Более 80% рынка средств защиты в Черноземье представлено продукцией порядка шести компаний. Среди них, помимо нас, Bayer, Syngenta, «Август», «Щелково Агрохим», «Агро Эксперт Груп». Согласно данным аналитической компании «Клеффманн», мы в Черноземье входим в первую тройку. Эта ситуация постоянно меняется: Россия большая, множество факторов влияет на лидерство в отрасли.

– Через сколько окупаются инвестиции в науку и инновации и окупаются ли вообще?

– Ну раз мы существуем уже 150 лет, видимо, не зря вкладываем.

– А у российской науки есть перспективы?

– При условии планомерных целевых инвестиций в нее, сотрудничества с ведущими компаниями-производителями перспективы, думаю, есть. Безусловно, та самая научная база, которая необходима для создания своих разработок, немало пострадала и потеряла за прошлые десятилетия. Что-то уже совсем непросто будет восстановить своими силами. Однако это не тупик, уверен, российская наука будет постепенно развиваться. Для этого, на мой взгляд, важно суметь привлечь лучшие кадры и ресурсы и ставить актуальные и достижимые задачи.

– Некоторые импортеры жалуются на ужесточение требований к регистрации новых продуктов и непрозрачные правила. Вы с этим сталкивались?

– Да. Действительно, механизм регистрации меняется: за последние пять лет уже трижды. Регистрацией занимаются различные подразделения Россельхознадзора, с которыми взаимодействуют наши московские специалисты. Сам процесс довольно сложный, может отодвигать разрешение применять новый продукт на годы. Смотрите: когда компания выпускает новую молекулу, то проводит с ней опыты в течение шести-семи лет у нас в компании, затем по ряду аспектов в течение двух-трех лет в России. Когда мы представляем все данные, нам разрешают ее использовать. Но после 10 лет использования препарат выходит из-под патентной защиты и мы обязаны разрешить выпускать аналогичный продукт другим компаниям. Он становится доступным для производства любой компанией. При этом мы имеем право не раскрывать секрет дополнительных веществ, которые присутствуют в оригинальном препарате. Но компании-производители экспериментируют, что с чем смешивать и в каких пропорциях, на свой страх и риск. Нам в этом плане, пожалуй, сложнее, потому что постоянно производим новые молекулы и исследуем каждую по 10 лет, прежде чем ее зарегистрировать.

– А с чем связаны постоянные изменения в процессе регистрации?

– Не знаю, видимо, это больше вопрос к Минсельхозу. Сама система контроля за этим процессом была всегда очень отлажена.

– Жизнь показывает, что чем вреднее продукт производит компания, тем чаще в ее стратегию вписывается «забота об экологии». Химия и забота об экологии – звучит как оксюморон. Самооправдание, что ли?

– У нас самый крупный завод в Германии, в Людвигсхафене, стоит на реке Рейн. Это в общем-то байка, но она как нельзя лучше и правдивее ответит на ваш вопрос. Используемая в производстве вода из Рейна на входе грязнее, чем на выходе. Потому что у нас стоят специальные очистные сооружения, я сам их видел. Наша безопасность, безопасность наших продуктов – это приоритет номер один. Сегодня дело даже не в гигантских штрафах за нарушение экологии, а в том, что компания понимает, что для нас в приоритете продолжительное, устойчивое развитие. Не только сейчас заработать, но обеспечить безопасность для себя и всего окружающего пространства и сегодня, и в будущем. Это одна из самых главных идей в нашем бизнесе.

Елена Дементьева
(473) 212-02-88
Светлана Горбачева
(473) 212-02-88
Комментарии на Facebook.com
Добавьте «Абирег» в свои избранные источники
Вопрос недели
Какие меры поддержки необходимы бизнесу сейчас?
Освобождение от налогов
Кредитные каникулы
Новые беспроцентные займы
Прямые субвенции
Отмена проверок
Всего вышеперечисленного будет мало
Никакой поддержки не нужно – пусть выживет сильнейший
 9948 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
Ждем от них, "олигархов" минимум по миллиарду долларов на борьбу с вирусом, финансовую поддержку населения и малого бизнеса, развитие медицины. Пусть ...
Егор, 08.04.2020, 03:46:13
Молодец Пирогов! Талантливый публицист. Неплохой в некоторых местах Фантазёр, вернее фантаст-интерпретатор... Много реальных фактов мягко перетолкован...
олег, 08.04.2020, 00:36:59
Стадо борзых, которые загадили Воронеж. Слишком много слов о недостойных гражданах.
Чиверс, 07.04.2020, 14:45:29
Уваркина при поддержке саксофониста собирает бесперспективный гарем....
leo, 07.04.2020, 08:40:16
Когда отсутствует честь-балом правит нечисть...
леонидЧ, 07.04.2020, 07:39:01
А когда за воронежских должников возьмутся? Пора
Алекс, 06.04.2020, 22:40:37
100%
Денис, 06.04.2020, 18:52:27
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru