Белгород. 10.09.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Мэр, пожалуй, самая нечиновничья должность среди высшего эшелона власти региона. Несмотря на многолетний опыт госслужбы, в Юрии Галдуне сохранен баланс менеджера, экономиста, хозяйственника и личности самого Галдуна. Он не подстраивается под ход беседы, не пытается быть комфортным. В эксклюзивном интервью «Абирегу» Юрий Галдун рассказал о своем видении административной реформы Белгорода, подборе кадров и о том, поставил бы он саундтрек к своей инаугурации на репит.
– В июне в СМИ проходила информация, что состав ваших вице-мэров укомплектован. Но некоторые уходят: например, Михаил Савченко, Владимир Ермолин. Что на данный момент с командой и кто нужен?
– Я вообще не очень люблю это слово – «команда». Лучше «коллеги», «партнеры по службе», в хорошем смысле слова «советники». Это организм, который всегда меняется, он не может быть постоянным.
Когда я пришел в мэрию, здесь уже существовал определенный коллектив. И я был знаком со всеми, кто здесь работал. У меня к ним, абсолютно ко всем – и к тем, кто ушел в первую волну, и к тем, кто уходит сейчас, – хорошее отношение. Я знаю их всех как хороших людей и специалистов.
Но у каждого руководителя есть свои тонкости, требования, особенности. С теми людьми, которые ушли или уходят, мы просто не придумали, что можно делать лучше. Мне хочется, чтобы делали по-моему. Я не судья себе, прав я или нет. Но думается, что прав. Я перепроверяю свои решения, убеждения, программы, планы – и понимаю, что этот человек на каком-то этапе меня не устраивает, не попадает в ритм. Вопрос, как правило, только в этом. Двое, кстати, ушли по собственному желанию. Это нормальный процесс. Да, в первый год он носит несколько интенсивный характер, но это естественно. Я считаю, что с нового года у нас все устаканится и будет работать.
– У вас есть понимание, кто должен прийти на появившиеся свободные места?
– На место Владимира Ермолина (экс-вице-мэр по безопасности – прим. ред.) я еще не подобрал человека. На место руководителя комитета по развитию территорий Вячеслава Сушенкова (также покинет мэрию – прим. ред.) есть несколько вариантов, я еще думаю, кто это может быть. Это самое важное сегодня направление. И здесь вообще по-другому нужно выстроить работу. Нужен человек, обладающий очень сильными лидерскими качествами, знанием того, как работает муниципалитет, всю кухню должен знать, что называется.
– В какой стадии сейчас история с переформатированием работы округов и управ?
– В стадии рождения, к сожалению. Если говорить языком ботаники – в стадии куколки. Это совершенно новый процесс. Приходится натыкаться на очень много подводных камней. Можно было бы сделать проще, чтобы не поднимать такой ажиотаж: оставить два округа, в каждом определить определенное количество людей, этот отвечает за эту территорию, тот – за другую, прямо в составе Западного и Восточного округов выделить отделы, пронумеровать их – и готово. Но это неправильно. Статус этих менеджеров должен быть выше. «Отдел №1 управляет территорией в границах избирательного округа такого-то», – звучит некрасиво, а, главное, воспринимается неправильно.
Глава управы – уже другое дело, это маленький вице-мэр. Со временем я вижу, что это будет юрлицо со своим бюджетом. И на местах будут четко знать, как его расходовать на подведомственной территории, и понимать, что это не один глава управы решает.
На территории каждой будущей управы уже сегодня есть три участковых, три семейных врача, два директора школы, представители малого бизнеса – тоже, как правило, два–три человека, иногда и представители крупного бизнеса, просто авторитетные жители, плюс местный депутат – второе, если не первое лицо округа. Те, кто живет на конкретно взятой территории, досконально знают все на своей земле. Они же образуют совет территории.
Даже я, будучи мэром, не могу знать все эти территории на сопоставимом уровне. Я специально езжу, стараюсь формировать маршруты поездок так, чтобы изучить конкретный район в совершенстве. Но территория огромная. И даже если я проеду на какую-то тупиковую улицу, согласитесь, я смогу там быть один – максимум два раза в году. А эти люди каждый свой день начинают с того, что обходят территорию управы. Представьте: если я сегодня точно знаю, что раз в сутки взгляд человека из администрации был в каждой точке города, – насколько повышается уровень контроля. Он знает, что в этом месте по вечерам собирается компания подростков (и надо обратить внимание, чем они занимаются). Вот за этой рощицей постоянно образуется свалка (организует ее вывоз, а главное, понимает, кто ее здесь мог «заложить»). Не так, как далекий чиновник городской администрации – получил заявку о свалке, зафиксировал, поехал, ликвидировал ее наскоком, а через неделю опять «снова-здорово». Представитель совета территории понимает первопричину локальных проблем.
90% обращений людей и в мэрию, и в округа – это повседневные вопросы: машина на газоне, кондиционер на фасаде, очередь на капремонт, благоустройство двора и так далее. Они должны решаться не на уровне округа, а ближе к народу. Тут не все жители знают, где находится мэрия, а спроси сейчас, где администрация Восточного округа, человек и вовсе может не знать, что такая есть. Офис управы мало того что находится в шаговой доступности – он будет работать с 8 до 20 часов. А в перспективе там появится и участковый пункт полиции.
– Такая схема управления городом была навеяна каким-то примером?
– Интуиция плюс подсказки губернатора. Началось все с Евгения Степановича. Он как-то сказал: вот бы в управу налогового инспектора добавить, семейного врача, полицейского… Теперь так и получается, только уже на уровне совета территории.
Сегодня мы по городу определили 24 промышленные площадки. Вот, смотрите (показывает на карте – прим. ред.): красные – это округа, желтые – промплощадки. Вот ИЖСные сектора, поэтому они такие большие. Управлять таким округом сложно в силу больших расстояний. Но вопросы типовые, связанные с содержанием жилья. А вот маленький округ, хотя численность везде примерно одинаковая – 10-12 тыс. человек. Соответственно, здесь преимущественно расположены МКД. Например, бедолагам с 13-го округа достались и ИЖС, и меловой карьер, и промышленная площадка. Там, действительно, очень сложно. И, возможно, мы еще раздробим эту территорию.
Сейчас мы начинаем составлять паспорта на каждую промышленную площадку. Чтобы точно знать, кто собственник земли, в каких границах, кто собственник сооружений, сам ли он занимается производством или сдает в аренду или субаренду. Налоговики, в свою очередь, смотрят, соответствует ли это их данным, как уплачиваются налоги. Вся эта работа также должна проводиться в рамках управы.
Дополнительно, естественно, глава управы должен быть авторитетным человеком, которому поверят – и если он пообещал, то сделает. Кадровый вопрос очень сложный. Здесь надо ставить человека с немецким педантизмом, перфекциониста. Таких мы и найдем. По некоторым кандидатам уже практически определились.
– А зарплата будет соответствовать образу немецкого менеджера-аккуратиста?
– Пока зарплаты будут 30 тыс. рублей, больше нет возможности в бюджете. Но я буду делать все, чтобы уже к концу следующего года это были как минимум 60 тыс. рублей. Помимо того, что хорошо показывающий себя начальник управы – это готовый вице-мэр, начальник управления в администрации. Оттуда, с земли, все кадры и будут. Да такие, что не исключено, что и ваш Воронеж еще за них захочет побороться.
– Если посмотреть на мобилизацию доходов городской казны, в чем вы видите здесь основные резервы?
– Основные резервы – это, прежде всего, наведение порядка. Искоренение серой зарплаты, взыскание всех долгов по аренде и налогам по земле и по имуществу, полная проверка всех долговых обязательств.
Естественно, второе направление — это инвестиционная привлекательность города. Белгород сам по себе достаточно развит промышленно. У нас два ведущих университета, при них работают многочисленные инновационные предприятия с очень серьезным оборотом, в общей сложности порядка до 10 млрд рублей в год.
Хорошие перспективы у промпарка «Северный». Он весьма востребован, несмотря на то, что находится на границе с Белгородом. Там сейчас готовятся к открытию второй очереди. Также заслуживает внимания промышленный парк «Восточный» – территория Витаминного комбината, он сегодня освоен на две трети.
Что надо любому инвестору? Помещение, где можно работать, инфраструктура – и в как можно более короткие сроки. Все это в городе есть, было бы желание. Через две недели максимум, – а если все гладко, то и в течение недели после обращения, – у человека уже есть понимание, одобрен ли его проект. Если все хорошо, то сразу, без каких-либо административных барьеров, начинается оформление документов, выдается разрешение на строительство – и вперед. Кто придет? По большому счету, нет смысла перечислять. Люди идут на готовое. И главная задача для города в этом отношении – максимально открыться.
– Основные вопросы, которые решают в мэрии, по крайней мере, на первый взгляд, типовые. Общественный транспорт, застройка, архитектурный облик, организация дорожного движения. Хватает ли вам горизонтального взаимодействия с другими городами?
– Вообще все нормальные люди при возможности не изобретают велосипед. Еще будучи заместителем губернатора, я посетил много регионов. Мне есть с чем сравнить. Опыт, безусловно, необходим. Нужно ездить и смотреть, только надо знать, куда.
– А если равняетесь, то на кого в первую очередь?
– В первую очередь, на Казань и Питер.
– У вас есть идеи по укрупнению городского округа?
– Одной из особенностей Белгорода является то, что город практически сросся с Белгородским районом. Отсюда вытекают очень высокие показатели маятниковой миграции. У нас огромный поток машин: утром – в город, вечером – обратно. Соответственно, есть проблемы с обеспечением инфраструктурой по окружным районам. Местные жители де-факто горожане: они работают в Белгороде, живут в ближайшем пригороде. Естественно, они переносят на свою территорию и городские требования к комфорту, хотя она де-юре сельская.
Размытость границы с агломерацией присутствует во многих городах, но у нас она особенно ярко выражена. Объединяться или нет – вопрос второстепенный, такой самоцели точно нет. Мы работаем в спайке с районом и областью, и это главное.
– В Белгороде еще остались свободные участки под строительство?
– Строители, как и любой бизнес, ищут, где поменьше вложить и побольше получить. И сначала занимают места, наиболее вкусные для себя. Наша главная установка – избегать точечной застройки. Но в целом место можно найти – и для МКД, и для ИЖС. Мне, например, очень нравится район на левом берегу у Северского Донца, он у нас как-то вообще не развит. Во всех городах река – это притягивающий фактор, образующий комфорт. Река живет вместе с городом, рядом с ней закладывают парки, скверы, зоны отдыха. А у нас совсем в городе живет Везелка, а Северский Донец касается города правым берегом, но остается незаслуженно обделен вниманием.
– Вы довольны структурой строительного рынка Белгорода, достаточно ли в нем игроков для поддержания разумной конкуренции?
– Я считаю, что вполне достаточно. У нас шесть-семь крупных игроков. Тем не менее, это такая среда, что, если завтра на рынке появится восьмой или девятый, с лучшими для горожан условиями, – ради Бога. Конкуренция – двигатель прогресса.
– У вас колоссальный управленческий опыт в ЖКХ. Какие глобальные проекты в этом направлении вы намерены реализовать на посту градоначальника?
– В концессию мы уже зашли везде, где это возможно. В ближайшее время по результатам торгов станет известен подрядчик, который будет обеспечивать повсеместное и круглосуточное наружное освещение.
– Емкость этих соглашений по деньгам уже ведь понятна?
– Речь идет о 170 млн рублей по поставке электроэнергии и о 50 млн по техническому обслуживанию. Сейчас мы выбираем, как будет построена эта работа – в рамках энергосервиса или через энерголизинг. И в первом, и во втором случае мы остаемся примерно в тех же рамках по затратам и уже через 7 лет на порядка 60% снижаем потребление электроэнергии с 3-летним гарантийным сопровождением.
Второе перспективное направление – это энергоэффективный ремонт многоквартирных домов. Причем, наряду с организацией работ, здесь важно изменить саму культуру ремонта, донести до жителей, почему и они тоже заинтересованы в энергоэффективности.
Сегодня по федеральному законодательству УК раз в год обязана предложить жителям проведение определенных работ и обозначить потенциальную выгоду. Например, вы можете привести в порядок коммуникации за 2 млн рублей и будете каждый месяц экономить по 300 тыс. рублей. Все дружно отказываются, и на этом общение заканчивается. Так было – и когда действовало 50%-ное возмещение затрат жителей, и после его завершения. Я вижу хорошие перспективы в этом направлении: во-первых, нужно найти резервы, чтобы вернуть софинансирование, а во-вторых, более качественно доносить до людей, что вложения в энергоэффективный ремонт достаточно быстро окупаются.
– Что бы вам хотелось изменить с точки зрения взаимодействия с городским бизнесом?
– В большинстве своем предприниматели находятся в хороших, рабочих отношениях с администрацией. По моему опыту, в Белгороде 95% населения и представителей бизнеса – нормальные, адекватные люди, которые понимают и разделяют справедливые решения. С ними просто надо разговаривать.
Приведу относительно свежий и очень простой пример. У нас на протяжении 10 лет существуют шероховатости во взаимодействии с владельцами лошадей – тех, что в парках возят детей. И за все это время с ними никто не встречался.
Мы их собрали в одном месте, поговорили. Во-первых, я сам держал когда-то конюшню, люблю лошадей и знаю в них толк. Если грамотно организовать их взаимоотношения с детьми, с людьми, это пойдет всем только на пользу. В итоге буквально за час-полтора беседы мы нашли общий язык. Сейчас отработаем общую программу, все под ней подпишутся и будут организованно выполнять.
– Вы сами работали и в бизнесе, и на госслужбе. Где лично вам комфортнее?
– Я не чувствую особой разницы. Разница в том, какие задачи ты выполняешь, получается у тебя или нет, какие ставишь перед собой задачи и как к ним идешь.
– За пределами региона склонны немного демонизировать историю с несменяемостью власти в Белгородской области. Вы для себя задумываетесь о каких-то новых ступенях в политической карьере или еще совсем мало времени прошло после инаугурации в качестве градоначальника?
– Нет, не задумываюсь совершенно. Более того, если бы, по мнению людей, у меня хорошо получалось работать в городе, я бы считал честью отсюда и на пенсию уйти.
– С музыкальным сопровождением вашего вступления в должность получился мегахайп. Если бы у вас была возможность, вы бы поменяли саундтрек? К слову, как пиарщику, мне кажется, что все хорошо зашло.
– Всему свое время и место. То, что я никогда не думал попасть на страницы The Times, – это, конечно, факт. Но, согласитесь, в той ситуации это было совершенно неуместно.