Воронеж. 21.11.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – За Воронежской областью давно закрепилось звание IT-Китая, этому способствовали логистическое положение и близость к Москве, большое число студентов и, не в последнюю очередь, низкие зарплаты. Именно это в свое время и привлекло в Воронеж крупных международных игроков, таких как DataArt, Atos, NetCracker, а также подтолкнуло местных предпринимателей к созданию собственных проектов. Однако пока уровень развития не позволяет говорить о реальной близости к Китаю. Секрет прост: основные инструменты в целом работают, но мало помогают конкретно этой отрасли.
В ходе торговых войн Китая с США оба государства не брезговали любыми возможностями воздействия друг на друга, самый распространенный вариант – введение санкций. Притеснение на глобальном рынке большого числа азиатских компаний заставило Китайскую Народную Республику не только подготовить зеркальный ответ, но и улучшить положение своих производителей, предложив им многочисленные субсидии в виде сниженных налогов, стимуляции свободной торговли и даже скидок на аренду офисов и производств. Это привело к развитию акселераторов, технопарков, особых экономических зон и технологических хабов.
У нас тоже со дня на день обещают прорыв в отрасли (особенно после очередного круглого стола или совещания), но реальность несколько разошлась с действительностью. Так, в Воронежской области массовой «заманухи» айтишников в уже действующую ОЭЗ «Центр» пока не наблюдается, однако власти в ближайшее время обещают все-таки поплотнее поработать с представителями отрасли. Тем более, с момента создания департамента цифрового развития минул уже год, а новостей, кроме уголовного дела о превышении должностных полномочий в отношении заместителя руководителя, собственно, и нет.
Как сообщили в департаменте, пока единственное, что в регионе могут предложить компаниям, ведущим деятельность в сфере IT, – это небольшие федеральные «плюшки», такие как льготные тарифы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ставки составляют 8, 4 и 2% соответственно). Кстати, для этого нужно пройти государственную аккредитацию, и, по данным на октябрь, в Воронежской области ее прошла 91 компания. На региональном уровне предоставление налоговых льгот IT-компаниям пока не предусмотрено.
Однако нельзя сказать, что от властей помощи совсем не дождаться: всегда можно воспользоваться тем, что предлагают объектам МСП и инновационным компаниям. Сильно соблазнительным это предложение назвать нельзя: небольшие кредиты (в региональном Фонде развития предпринимательства – до 5 млн рублей, в рамках программы «Молодежный бизнес России» – 400 тыс. рублей, да и те с нюансами в виде старта и 10% годовых) да гарантийный фонд за скромные 0,5-1% годовых, готовый поручиться за МСП на 25 млн рублей максимум. Кстати, по данным «Абирега», одна из компаний воспользовалась госсубсидией, но оказалось, что легче было заработать эти деньги самим, чем сдавать несколько лет отчетность. «Поживиться» можно бесплатными тренингами и семинарами от местного Центра поддержки предпринимательства и консультациями по выходу на иностранные рынки от Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП.
Также облправительство может предложить поехать «на село», простите, в моногород, где можно записаться в ряды социальных предпринимателей или инноваторов (кстати, в рамках 314-го постановления регионального парламента размер субсидий для них не будет превышать 800 тыс. рублей). На этом достаточно скромный перечень не заканчивается, но и продолжать его, собственно, смысла нет: другие инструменты работают в той же тональности.
Взаимодействие с IT-компаниями у властей выстраивается в рамках специализированного кластера, деятельности экспертного совета по цифровой экономике при департаменте цифрового развития, а также различных мероприятий. Преимущества вышеописанных инструментов также неочевидны. Например, сайт кластера написан на Tilda, и часть разделов пока не доступна. Как пояснил «Абирегу» директор кластера Владимир Бабкин, причина – в доработке ресурса, сейчас он находится в процессе наполнения. Задачи тоже весьма туманны: формирование экосреды, обмен компетенциями, создание кооперации, консолидация знаний, содействие в продвижении и GR. Вероятно, речь идет о «поговорить», а не о «делать». Подробнее узнать о целях кластера у господина Бабкина не удалось из-за высокой занятости руководителя. Известно лишь, что все входящие в кластер компании платят за членство порядка 10-15 тыс. рублей в месяц, и нельзя сказать, что результатов нет, но пока они очень скромные.
Сейчас департамент цифрового развития Воронежской области прорабатывает варианты посильной помощи айтишникам, например, размышляет о налоговых льготах в рамках «упрощенки» (налоговая ставка может быть снижена с 6 до 1%). «В настоящее время совместно с представителями департамента экономического развития и департамента предпринимательства и торговли области изучается влияние налоговых льгот в IT-отрасли на показатели государственных программ Воронежской области. Мы должны быть уверены в эффективности предпринимаемых мер, и эту эффективность нужно не только просчитать, но и в дальнейшем подтверждать ежегодно, как рост того или иного показателя», – поясняют в облправительстве.
В 2020 году планируется информационная поддержка конкурсов и грантов, программ льготного кредитования, конкурсов проектов по разработке, применению и коммерциализации «сквозных» цифровых технологий со стороны Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на территории Воронежской области. В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» тоже обещают подсобить, да и в целом, говорят, очень заинтересованы в сотрудничестве. Перспективы вполне осязаемы: ранее руководитель департамента предпринимательства, торговли и туризма Сергей Корчевников рассказывал, что региональная программа поддержки будет представлена уже к первому полугодию 2020 года.
Но пока это больше напоминает шоу «Пусть говорят», где все бесконечно совещаются друг с другом. Совещаются с подчиненными, совещаются с бизнесменами, только результатов либо вообще нет, либо они просто теряются в повестке. Диалог между бизнесом и властью важен, но все-таки важнее то, чтобы на нем все не заканчивалось, иначе собственных «единорогов» (а Китай, между прочим, обогнал по их числу США), нам не видать.