WorldClass

29 марта 2024, 18:42
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Глава «Россети Центр»: «Воронеж и Белгород – лидеры цифровой трансформации»

26.12.2019 11:12
Автор:

Воронеж. 26.12.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Госкорпорация «Россети» в этом году была одним из главных ньюсмейкеров в деловых новостях Черноземья. Чаще всего дочерняя структура монополиста – ПАО «Россети Центр» – упоминалась в связи с мероприятиями по цифровизации энергосетей и консолидацией сетевых активов в регионах. Генеральный директор «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» Игорь Маковский рассказал в интервью «Абирегу» о проделанной энергетиками работе, уделив особое внимание областям Черноземья.

– Чем запомнится этот год для энергетиков Центральной России? Вы довольны тем, как шла работа? Какие цифры и факты могут наглядно продемонстрировать ее результаты?

– На 15% удалось снизить аварийность. Это ли не самый важный показатель, характеризующий итоги нашей работы. Кроме того, нам удалось ввести в строй в текущем году солидный объем энергомощностей, новых сетей. Наши мощности приросли на 2 тыс. мегавольт-ампер – это в два раза больше, чем энергопотребление Калининградской области. Построено более 10 тыс. км линий электропередачи. Выполнено 72 тыс. договоров технологического присоединения. Отремонтировано 13 тыс. трансформаторных подстанций и 52 тыс. км воздушных ЛЭП. Расчищено 30,6 тыс. га просек и 1 тыс. га – расширена. Завершено строительство ряда крупных объектов электроснабжения на значимых для экономики регионов предприятиях. В периметре энергокомпаний созданы восемь цифровых центров управления сетями и городских диспетчерских пунктов, откуда в режиме онлайн осуществляется управление электросетевым комплексом регионов и крупных городов. В Белгородской области введена в строй первая в периметре «Россети Центр» цифровая подстанция «Никольское». В Воронежской области началось возведение подстанции «Спутник» – это будет первый в Центральной России цифровой центр питания, построенный с нуля. В Липецкой области завершены испытания уникального комплекса автоматического мониторинга состояния линий электропередачи с использованием беспилотных летательных аппаратов и зарядных станций. В Воронеже завершена сделка по приобретению акций АО «Воронежская горэлектросеть». В целом я удовлетворен проделанной работой.

– Это в основном текущая работа. А какие стратегические задачи решали в этом году сетевики?

– Главным приоритетом 2019 года являлась реализация программы цифровой трансформации. Мы строим ее на трех китах. Потребитель, безусловно, должен получить и ощутить эффект в виде нового качества услуг и надежности энергоснабжения. Государство – выстроить сбалансированные и прогнозируемые отношения с энергетиками. Сетевая компания – получить сокращение издержек, повышение эффективности и, как следствие, повышение производительности труда. В 2019 году нам удалось выполнить 30% работ, запланированных в рамках первого этапа цифровой трансформации, который по плану должен быть завершен в 2024 году. В целом же программа цифровой трансформации должна быть реализована в полном объеме к 2030 году. Сейчас нас интересуют три основные вещи – это консолидация сетевого имущества, внедрение активной цифровой электрической сети с дополнительными сервисами и получение нетарифной выручки в условиях ограничения роста тарифа.

В наступающем году мы планируем завершить строительство 19 центров управления сетями во всех регионах присутствия, завершить строительство еще четырех цифровых подстанций и центров питания с напряжением 35-110 киловольт, полностью ввести в работу проект «Цифровой электромонтер», технологию цифровой радиосвязи, системы контроля передвижения транспорта. Накопители электрической энергии из пилотного этапа перейдут в опытную и промышленную эксплуатацию.

По умным приборам учета удалось достичь показателя в 10%. В течение 10 лет мы должны установить 5 млн таких интеллектуальных счетчиков. В этом году выполнен монтаж 310 тыс. из них. Это не просто счетчики отпускаемого ресурса. Это интеллектуальный элемент сети, который контролирует и обновляет данные, имеет целый набор важных опций. Мероприятия по цифровой трансформации обошлись нам в этом году в сумму порядка 10 млрд рублей.

– Недавно, во время визита в Курск, вы обсуждали с властями региона возможности управления энергосетями Орловской области из соседнего региона. Как это будет происходить?

– Для этого нами выкуплено и введено в эксплуатацию четырехэтажное здание в Курске. Оно полностью готово к размещению диспетчеров и других подразделений, которые будут заниматься оперативно-технологическим управлением. Реализация этой задачи проводится исходя из принципов экономической целесообразности. Такие решения не являются новинкой. Уже около 10 лет госкорпорацией создаются диспетчерские пункты по управлению несколькими регионами. Это позволяет в два раза снизить капитальные расходы. Зачем строить два центра, если можно – один и создать там новые рабочие места? Мы снижаем эксплуатационные затраты за счет консолидации в одном структурном подразделении диспетчеров по управлению сетью. Мы планируем, что этот единый центр управления сетями начнет работать уже в конце первого полугодия 2020 года. Я думаю, он станет лучшим центром управления сетями в энергетической системе России.

– А что получит потребитель от цифровой трансформации в плане качества услуг?

– Нам бы хотелось уже в краткосрочной или в среднесрочной перспективе полностью исключить ситуации, когда потребитель говорит: «А у меня нет света». Перерывов в электроснабжении не должно быть вообще. Это возможно уже при сегодняшней архитектуре сети. Среди других наших целей – автоматизация сетевого комплекса и управление им с помощью нашего программного продукта, без участия человека. Автоматика переводит потребителей на резервные линии, купирует поврежденный участок, бригада выезжает к точке повреждения, уже зная его характер, и мгновенно восстанавливает штатную схему электроснабжения. Потребитель все это время запитан по резервным линиям к системе накопления электрической энергии. Такое решение сейчас реализовано в Белгороде и Владимире. Данные накопители способны снабжать потребителя электроэнергией до восьми часов.

Вторая задача, которую мы решаем, – это доступность сети. Клиент, приходя с целью получения дополнительной мощности, может в режиме реального времени получить разрешение, заменить прибор учета на более мощный и пользоваться электроэнергией. Это касается как частного потребителя, так и малого и среднего бизнеса. Крупным предприятиям, конечно, нужны дополнительные технические мероприятия. Третья наша задача – понятный обоснованный тариф. Раньше уровень тарифа зависел от того, насколько энергетики могли обосновать траты. Сейчас принцип меняется. Нужно дать возможность энергетикам экономить от верхней планки, а сэкономленные деньги дать им в распоряжение, а не обосновывать большие затраты, чтобы получить тариф. Цели цифровой трансформации – надежность, развитие, понятная стоимость услуг.

– Какие регионы из зоны присутствия «Россети Центр» лидируют в части цифровизации и за счет чего?

– Наибольшего успеха добились те регионы, с которыми нам удалось первыми заключить соглашение: Воронежская, Белгородская, Калужская, Владимирская области, Республика Удмуртия. Есть хорошие проекты и в регионах, с которыми не было подписано соглашение, например в Тульской области мы завершаем консолидацию активов, работаем с наружным освещением, делаем прекрасный центр управления сетями. Есть и филиалы, требующие дополнительного внимания: Орел, Смоленск, Ярославль, Тверь. Но это не от нежелания властей или энергетиков что-то делать. Просто таково текущее состояние сети, объем инвестиционной программы и выручки в этих регионах. Да, сегодня нет денег на центр управления сетями в Орле, но то, что мы делаем в Курске, позволит орловским потребителям получить то же качество услуг.

– Что еще происходило важного в энергетическом хозяйстве регионов Черноземья, помимо объединения диспетчерских центров Курска и Орла?

– Я бы выделил Белгородский регион, который для нас является пилотным по многим направлениям. Многое из того, что там сейчас делается, происходит впервые в России. Многое из белгородского опыта мы тиражируем на другие регионы. Это и системы энергомониторинга, и умные приборы учета, монтаж удаленно управляемого оборудования, которое сообщает о том, что происходит в сети, онлайн. В пяти районах Белгородской области действуют цифровые электрические сети. В регионе введены сразу три современных, интеллектуальных диспетчерских пункта. В следующем году мы намерены запустить здесь единый центр управления сетями.

– Недавно один из иностранных инвесторов, пришедших в Воронежскую область, – компания «Kuhn Восток» – пожаловался на сложности с техприсоединением. Известно ли вам об этой проблеме и как она решается?

– Я осведомлен о ситуации. Мы обсуждали этот вопрос с губернатором Воронежской области Александром Гусевым. Мной были даны поручения по урегулированию ситуации. Сейчас проблема решается в порядке взаимодействия с заявителем. Думаю, в ближайшее время вопрос будет решен. Подобные жалобы поступают периодически. Это абсолютно нормально. Каждый борется за свою экономическую эффективность, защищает свои корпоративные интересы. И мы здесь не исключение.

– Вы упомянули о планах консолидации сетей в будущем году. В чем они заключаются? Как вы намерены действовать в регионах, где высока доля сетей, не принадлежащих «Россетям», например, в Орловской области?

– Мы вышли с инициативой во все регионы, где существенная часть сетевого хозяйства не принадлежит «Россетям». Но принуждать мы никого не будем. Мы предлагаем на партнерских условиях провести инвентаризацию, аудит сетевого хозяйства, не важно, в чьей собственности оно находится. Через такие мероприятия мы просто оцениваем стоимость активов. Подобную работу мы проводили и в Орле, но встретили негативное отношение со стороны части игроков сетевого рынка. Мы намерены продолжать работу и вести дискуссию по этому поводу, в том числе и в Орловском регионе.

– Насколько выгодна консолидация активов потребителю?

– Представьте, на одном квадратном километре находится 5 офисов разных сетевых компаний. С директорами, с базами, с обслуживанием, дублирующими бригадами, обеспечением, складами. Я не за то, чтобы кого-то сокращать. Я за то, чтобы быть эффективными. Допустим, в Курске работает 10 сетевых компаний. У каждой свой директор с несколькими замами, офисные сотрудники. Их зарплаты – это уже десятки миллионов рублей в год. И это я еще не считаю производственный персонал. Если все это убрать, оставить только рабочие бригады, то за счет комплексного управления ресурсом и перевода на наши стандартные регламенты и требования мы получим выгодные эффекты: повысим надежность, обеспечим развитие, снизим операционные затраты примерно на 30%. Всю экономию мы направляем на развитие направлений, нужных региону.

– Цифровизация – важная задача, но она, наверное, не отменяет актуальности обновления техники для обслуживания сетей. Как обстоит ситуация с обновлением материально-технической базы?

– Нам удалось сохранить мастерские, ремонтные цеха. У нас достаточно свежий парк техники. Только в ноябре мы поставили 20 автомобилей «Тамбовэнерго». Это самый большой объем переданной техники филиалам. Мы проанализировали состояние нашего подвижного состава, распределяем внутри филиалов отдельные ресурсы, передавая их туда, где они больше нужны. Отдельные единицы техники загружены очень низко, и мы будем относиться к ее использованию более рационально.

– Часто отмечается, что успех цифровизации во многом зависит от квалификации и компетентности кадров. Как это влияет на критерии подбора сотрудников, систему мотивации?

– Самые большие изменения должны произойти в умах сотрудников, потому что любое нововведение в первую очередь наталкивается на отрицание. Все новое приводит к выводу из зоны комфорта. Мы трансформируем сознание и меняем компетенцию тех сотрудников, которые с нами уже давно. И все себя находят. У нас есть возрастные филиалы и возрастные специальности, но у этих людей глаза загораются еще раньше, чем у молодежи, им все интересно.

А что касается подготовки кадров, то у нас существует и корпоративная программа, и комплексная программа обучения и повышения квалификации наших специалистов. Действует более 20 соглашений с профильными учебными заведениями: как среднетехническими, так и высшими. Наши цифровые площадки – цифровые подстанции, центры управления сетями – мы открываем вместе с вузами. На практику в этом году мы приняли более 2,5 тыс. человек, из которых 400 остались у нас работать. Это очень важно. Мы сейчас готовим к открытию единый центр управления сетями, а у нас уже 100 студентов обучаются новой квалификации, профессии цифрового диспетчера в профильном вузе.

– Было бы логично завершить сегодняшний разговор ближайшими планами сетевой компании. Что будет приоритетным для «Россети Центр» в следующем году?

– В 2020 году «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» прежде всего нацелены продолжать ускоренную реализацию цифровой трансформации. В будущем году мы завершим строительство 19 цифровых центров управления сетями и четырех цифровых подстанций. Введем в эксплуатацию главный аналитический центр «Россети Центр», 30 цифровых РЭС и проект «Цифровой электромонтер» по учету электроэнергии и эксплуатации. Начнется опытная эксплуатация проекта «Программный метод выявления неучтенных объемов электроэнергии с использованием технологии Big Data». Таким образом, мы практически полностью завершим первый этап цифровой трансформации. Работа на опережение позволит нам в числе первых в отрасли в полной мере воспользоваться ее эффектами. Также в планах компании на 2020 год – приобретение электросетевых активов в Липецкой, Нижегородской, Ивановской, Брянской и Владимирской областях.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0