Тамбов. 28.02.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Технологии производства ремесленного шоколада непростые и дорогостоящие. Начать бизнес в этой сфере решится далеко не каждый. Одной из первых в России премиальный шоколад начала производить тамбовская бизнесвумен Мария Безбородова. О том, как давнее увлечение переросло в бизнес, с какими трудностями пришлось столкнуться и как господдержка помогает ее микропредприятию, «Абирегу» рассказала бывший историк и кадровик, а теперь креативный кондитер и успешная владелица мануфактуры.
– Мария Викторовна, расскажите, откуда пришла идея заняться производством шоколада?
– С рождением младшей дочери у меня все полностью перевернулось в жизни. В декрете у многих женщин появляется порыв к творчеству. Все приходят к совершенно разным идеям.
Была потребность найти что-то свое. Я многое перепробовала – готовила домашний йогурт, изучала состав продуктов, читала этикетки. Хотелось в первую очередь создавать правильное питание для детей. Мне еще с детства был интересен шоколад. Мама говорила во время учебы: «Съешь плитку шоколада, тебе будет легче». И, наверное, у меня сложился такой стереотип, что качественный шоколад – это статусно.
Я изучала состав того, что должно быть в шоколаде. Около года мое увлечение было просто хобби, уже позже оно перешло в бизнес. Кроме того, на тот момент, в 2011 году, у нас в Тамбове ремесленного шоколада не было вообще. Его производство в России только начинало развиваться. В 2013 году в стране появилась технология bean-to-bar (от боба к плитке), которая позволяет в мастерских небольших предприятий создавать премиальный качественный шоколад. До этого казалось, что хороший шоколад сделать самому невозможно, что это прерогатива крупных производителей, фабрик. Эта технология позволяет создавать уникальные вещи на небольшом предприятии и из очень качественного сырья. Крупным предприятиям так работать нерентабельно, в массовом производстве это очень дорого. А ремесленники могут себе это позволить.
– У вас очень необычная история. Вы до этого никогда не были профессионально связаны с кондитерской отраслью. Расскажите подробнее.
– По первому образованию я историк, успела поработать в школе. Потом судьба меня занесла в энергетику. До декретного отпуска я 13 лет работала в крупной энергетической компании. Начинала с инспектора по кадрам. В декретный отпуск уходила в должности начальника службы управления персоналом. Когда после декрета написала заявление об увольнении, все подумали, что со мной что-то случилось. Обычно с таких должностей просто так не уходят. Друзья были уверены, что я иду в неизвестность. А сейчас говорят, мол, молодец, что тогда ушла, рискнула.
Почему я сделала такой ответственный шаг? Потому что это творчество. Все, что я делаю, зависит исключительно от меня, от результатов моей работы. Но я уверена, что для успешного начала своего бизнеса нужно обязательно где-нибудь потрудиться, научиться подчиняться, работать в команде. Есть талантливые люди, самородки, которые в 10 лет начинают бизнес и становятся успешными предпринимателями, но таких единицы. А обычным людям, как я, нужен опыт работы в команде и умение организовать себя. Без этого начать бизнес очень сложно. Нужно пройти эту цепочку и понять, готов ты к этому или нет.
– Как за семь лет изменился ваш бизнес? Кто сейчас работает с вами в команде? Поменялись ли технологии, объем производства?
– К моменту открытия бизнеса у меня уже были свои клиенты. Мне пришлось снять специально оборудованное помещение, чтобы легально делать шоколад не в домашних условиях. Считаю, что случайности не случайны. Мне повезло – друзья помогли найти производственную кухню, на которой в тот момент было необходимое для первоначального этапа оборудование. Уже потом постепенно начала покупать все нужное.
Сейчас у меня в команде постоянно работают семь человек, из них четверо – в цеху. Плюс мы нанимаем людей, когда нужны дополнительные руки, например, в Новый год. Каждый год наши объемы производства увеличиваются где-то на 30 %. Когда мы только начинали, то могли производить 3 кг шоколада в неделю. Сейчас мы производим по 50-100 кг в день.
– Какие у вас планы по поводу масштабирования бизнеса, выхода на другие регионы, за рубеж?
– В 2013 году нам многие говорили, что мы разоримся, что такой дорогой продукт не будет востребован. Но сейчас 2020 год, и мы не планируем разоряться, у нас далеко идущие планы. Потребители понимают, что есть коньяк за 100 рублей, а есть за несколько тысяч. И есть шоколад за 30 рублей, а есть за 300. Разница становится понятна, когда люди вникают в состав, оценивают качество.
Я думаю, не весь бизнес можно масштабировать. И есть ли смысл это делать, не уверена. Нас покупают, мы уникальные, нас ищут – в этом и есть изюминка. Многие едут из Воронежа, Пензы и других регионов в Москву и специально заезжают в Тамбов, чтобы купить наш шоколад.
Я очень боюсь франшизы, хотя многие просят. В Тамбове у нас производство, здесь же свой магазин. Он необходим. Кроме этого, наш продукт представлен в 38 регионах страны. В основном это магазины здорового питания, бутики шоколада, магазины подарков, винотеки, фермерские рынки. Можно масштабировать франшизу магазина, а само производство – нет. У нас локальный и сложный продукт. На производстве шоколада задействованы специалисты, причем каждый занимается своим процессом. Но есть один момент, который я никому не отдаю, потому что это закладка вкуса. Речь о технологии обжарки какао-бобов. А именно по вкусу нас узнают.
– Наверняка ремесленное производство шоколада – недешевое удовольствие. Как вы справляетесь с ситуацией на рынке?
– Вы правы. Исходная стоимость какао-бобов высокая. Потому что в нее входит логистика, транспортировка в Россию. В среднем килограмм сырых необработанных какао-бобов стоит от 10 до 25 евро. Это дорого. Поэтому цена за плитку шоколада сравнительно дешевая. Это практически даром, недалеко от себестоимости продукта. Ремесленный шоколад – не очень высокомаржинальный продукт за счет многих составляющих. Это и дорогое оборудование, дорогое сырье, достаточно трудоемкий процесс производства, который практически невозможно автоматизировать. Кроме того, мы не можем поставить у себя такие цены, как ставят в Европе за bean-to-bar. Поэтому наши цены адекватны рынку, финансовым возможностям потребителей.
– С какими сложностями вы столкнулись на этапе становления бизнеса? Кто вам помогал?
– Когда в 2014 году я открывала ИП, нужны были средства на оборудование, сырье. Я получила грант на открытие предпринимательства от администрации области. Это была первая серьезная поддержка. Я смогла купить нужное мне оборудование и сырье на первоначальном этапе.
В центре «Мой бизнес», в «Геометрии бизнеса» мы постоянно получаем государственную поддержку для продвижения продукции, участия в межрегиональных и международных выставках. Когда мы раньше ездили на выставки, то огромную статью наших расходов составляли оплата стенда, дорога, проживание и прочее. Сейчас расходы по оплате стенда берет на себя Центр поддержки экспорта (ЦПЭ), АНО «Центр координации поддержки бизнеса Тамбовской области». Это существенная помощь. В прошлом году при поддержке ЦПЭ мы приняли участие в международных специализированных выставках Coffee & Tea Expo в Москве, Peterfood-2019 в Санкт-Петербурге, побывали на салоне шоколада в Париже.
Сейчас вернулись из Амстердама, где проходила самая масштабная выставка для производителей шоколада именно в сфере ремесленного шоколада bean-to-bar Chocoa 2020. Там были представители со всех регионов мира. Это мировая тусовка единомышленников. Я переживала, потому что мы развиваем это направление в России всего семь лет, а в Европе оно существует уже 20 лет. Однако оценка нашего продукта на выставке была очень высокая. У нас брали шоколад не только частные лица, но и европейские магазины для продажи. К нам подходили представители мишленовских ресторанов, пробовали наш шоколад и высоко оценили нашу продукцию. Интерес к нашему шоколаду за рубежом есть. Я очень довольна результатами выставки.
Хочу отметить, что если бы не помощь Центра поддержки экспорта, мы бы не выехали в Амстердам, потому что это очень дорого для небольшого предприятия. А у нас даже не маленький бизнес – у нас «нанобизнес», микроскопический. Для таких предпринимателей, как я, участие в выставках – это колоссальная поддержка. Когда ты выезжаешь в другие регионы, другие страны, идет продвижение продукта. Если сидеть локально в каком-то месте, то тебя не узнают. Выставка – это знакомство, продвижение. Когда я рассказываю коллегам в Европе, что нас поддержало государство, «Геометрия бизнеса», они удивляются, говорят, что у них такого не бывает. Они считают, что у нас все плохо, а у нас есть такие удивительные моменты.
– У вас очень специфичное производство. Где помимо выставок вы черпаете вдохновение, знания?
– Когда поняла, что мне не хватает глубоких знаний, получила профессиональное образование на кафедре сельского хозяйства Тамбовского государственного технического университета по направлению «растительные материалы», занималась разработкой темы «Тонкое дисперсное измельчение материалов на основе какао-бобов». Мы изучали, как действует давление жерновов, структуру какао-боба, его химический состав и т. д. Это безумно интересно, когда ты начинаешь погружаться и понимать тонкости технологий. Когда есть эти знания, то при работе с шоколадом ты видишь, какие процессы происходят на микроскопическом уровне, как формируется кристаллическая решетка и что можно сделать для того, чтобы это улучшить. Это интересно.
Идеи черпаю в иностранных источниках, поскольку в России эта культура только развивается. На данный момент в стране около 20 ремесленников. На нас смотрят, люди идут за нами, потому что мы первые. Когда мы начинали бизнес bean-to-bar, нас в стране было трое. Все, кто сейчас хочет заняться похожим делом, обращаются к нам, пишут, звонят. Сейчас мы открыли онлайн-школу по обучению. У нас на курсе люди отовсюду: с Камчатки, Калининграда, Владивостока, а также из Эстонии и Украины.
Хочу сказать, что я завидую начинающим предпринимателям, потому что сейчас существуют различные институты поддержки бизнеса, которые помогают с самого начала. Это очень важно. Знания в сфере экономики, финансов очень нужны для успешного развития. Теперь у нас есть «Геометрия бизнеса», центр «Мой бизнес», которые в этом плане очень сильно развивают, дают полезные советы, проводят встречи, семинары. Все очень конструктивно. Раньше этого не было.
– Что бы вы посоветовали людям, которые хотят начать свое дело, но пока не решились?
– Я всегда говорю, что не боги горшки обжигают. Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. Если есть потребность, нужно браться и делать!
На правах рекламы