Воронеж. 12.03.2020. ABIREG.RU – Рейтинг влиятельности – Каждый, кто приступает к реформе государственного здравоохранения, обречен на позицию вечного догоняющего. Слишком много накопленных проблем и неудовлетворенности в сочетании с постоянной нехваткой бюджета. «Абирег» обсудил с вице-губернатором Курской области Ириной Хмелевской (19-е место Рейтинга влиятельности) ситуацию с демографией, строительство новых лечебных учреждений и возможность изменения национальных особенностей отношения к своему здоровью.
– Ирина Григорьевна, с 1993 года вы полностью отдавали себя здравоохранению. Как вам дался переход в политику?
– Честно говоря, моя должность мало связана с политикой. Я занимаюсь практической деятельностью. Это конкретная работа, связанная с системами здравоохранения и социального обеспечения. Ведь независимо от возраста и политических взглядов людям всегда нужно, чтобы лечебные учреждения работали, в аптеках были лекарства, а социальные учреждения отвечали современным требованиям.
Признаюсь, этот год был одним из самых сложных в жизни, потому что с переходом на новую должность я столкнулась с множеством насущных проблем в социальной сфере. К сожалению, с ними знакомы практически все регионы. Поэтому и появились нацпроекты – власть, наконец, поняла, что необходимо реформировать систему здравоохранения, проводить комплекс мероприятий по улучшению демографической ситуации.
Сейчас уже сложилось понимание того, как должна работать система, однако существует ряд ограничений: временных, ресурсных, кадровых, – по причине которых не удастся в одночасье создать идеально работающий механизм. Но я благодарна коллегам из комитета здравоохранения, социального обеспечения, загса, с которыми мы работали и достигли абсолютного взаимопонимания: я вижу их желание работать на результат.
– Можете привести пример принятого решения, которым вы по-настоящему гордитесь?
– Я бы выделила ряд мер социальной поддержки для семей с детьми, в том числе многодетных. В Курской области в 2008 году был принят закон о социальной поддержке семей с шестью и более детьми. Речь идет о компенсационной выплате на школьную или спортивную форму. Но из-за недостатка финансирования закон не исполнялся. Благодаря личному участию губернатора Романа Старовойта с 2020 года многодетные семьи могут получать положенную компенсацию.
В 2019 году мы увеличили размер материальной помощи для семей с детьми, где оба родителя являются студентами. Не забываем и о создании новых мест в детских садах, особенно для детей до трех лет.
Особо я бы выделила акцию «Подарок новорожденному», которую мы проводим по инициативе губернатора. Мы обсуждали с молодыми мамами самый нужный подарок на рождение малыша. В итоге остановились на комбинезоне-трансформере. И с начала года наши новорожденные за счет областного бюджета уже получают его вместе со свидетельством о рождении в роддомах.
– На какую самую острую проблему вы обратили внимание как медик?
– В первую очередь, это демографическая яма, в которую падает все население страны. На сегодняшний день ожидаемая продолжительность жизни в России – 72,9 лет, в Курской области – 71,9 лет. Сохраняется естественная убыль населения с тенденциями незначительного роста рождаемости и снижения уровня смертности населения. Демографическая ситуация в регионе на протяжении последних пяти лет характеризуется отрицательным естественным приростом. В области прогрессивно увеличивается доля пожилого населения. К 2024 году Курскстат прогнозирует увеличение доли пожилого населения до 30,9%. Также отмечается высокая смертность лиц трудоспособного возраста в сельских населенных пунктах области. Поэтому особенно важна политика государства, направленная на повышение рождаемости.
– С какими наиболее острыми проблемами в здравоохранении вы столкнулись за год работы в должности вице-губернатора?
– Проблем, к сожалению, накопилось много. Основная – это недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения. Серьезной проблемой является низкая оснащенность медицинских организаций оборудованием и расходными материалами.
Остаются нерешенными вопросы подготовки медработников, ощущается дефицит врачей: анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, онкологов (включая детских), фтизиатров, особенно остро стоит проблема дефицита терапевтов и педиатров в первичном звене.
Сохраняются проблемы с обеспечением граждан лекарственными препаратами. Не в полной мере развита реабилитационная и паллиативная помощь, включая выездную патронажную службу, предоставление необходимых препаратов, медицинских изделий, предназначенных для восстановления и поддержания функций органов и систем организма человека.
В условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий в регионе ощущается отставание в цифровизации медицины. У курян так и не сформировалась потребность в ежегодном прохождении диспансеризации, отмечается формальный подход медицинских работников к ее проведению.
Чтобы разрешить все эти проблемы, нужен комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи, формирование здорового образа жизни населения Курской области.
– Что уже удалось решить?
– Мы начали реализацию региональных проектов, входящих в соответствующие национальные: «Здравоохранение» и «Демография». В частности, ввели в эксплуатацию шесть фельдшерско-акушерских пунктов, приобрели передвижные медицинские комплексы для оказания доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи в населенных пунктах, где проживают до 100 человек. Занимаемся оснащением регионального сосудистого центра областной клинической больницы, первичного сосудистого отделения Железногорской городской больницы №2. В рамках борьбы с онкологическими заболеваниями приобрели линейный ускоритель, позволяющий применять различные варианты лучевой терапии. В общей сложности на восемь направлений указанных проектов потребовалось 1,1 млрд рублей.
– Роман Старовойт объявил 2020 год Годом здоровья. Какие задачи поставлены и как они будут реализовываться? Планируется ли реорганизация системы здравоохранения?
– Мы нуждаемся в новой модели системы здравоохранения, что подразумевает реорганизацию работы поликлиник, сокращение времени ожидания в очереди, упрощение записи на прием к врачу, применение «бережливых технологий».
В рамках реализации региональных проектов мы расширяем кардиологическое отделение регионального сосудистого центра, формируем первичные сосудистые центры. Особое внимание в работе этих подразделений уделяется организации ранней реабилитационной службы. Также мы планируем открыть не менее четырех центров амбулаторной онкологической помощи, в которых будут наблюдаться онкобольные.
Кроме того, в этом году запланированы значительные бюджетные инвестиции по капитальному строительству многопрофильной областной детской клинической больницы. Ввод в строй этого лечебного учреждения позволит оказывать специализированную медпомощь детям, включая реанимационную и интенсивную терапию, паллиативную помощь и так далее.
Но все же главная цель Года здоровья – переход от медицины лечения больных к медицинскому сопровождению здоровых. Мы будем мотивировать курян вести здоровый образ жизни, отказываться от вредных привычек и беречь свое психическое здоровье.
– Как в регионе обстоят дела с паллиативной помощью, как организована подготовка персонала и как строится работа с родственниками таких больных?
– На территории области функционирует 169 паллиативных коек и 13 коек сестринского ухода. У нас 4,5 тыс. паллиативных больных, но эта цифра динамична, учитывая заболевания таких пациентов. В моей врачебной практике было много разных ситуаций, когда, казалось бы, совершенно безнадежные пациенты, несмотря на тяжелое заболевание, приходили в стабильное состояние. Я всегда говорю: понять это чудо может только тот, кто терял близких. Даже если больной уже пожилой человек, сколько бы ему ни было лет, важно быть рядом, держать его за руку, кормить из ложки. Кстати, в развитых странах чаще всего паллиативная помощь – негосударственная услуга. Там хосписы являются частными, существуют на благотворительные пожертвования. Верю, что мы к этому тоже придем.
В среднем количество посещений врачами на дому паллиативного больного составляет 3-4 раза в месяц, при необходимости чаще. Паллиативная помощь детям на дому осуществляется выездной патронажной службой, закрепленной за соответствующей территорией. Специалисты патронажных служб общаются с родителями, выясняют жалобы, определяют потребности ребенка, помогают в уходе, консультируют по вопросам применения лекарств, лечебного питания, использования медицинских изделий дыхательных аппаратов, мониторов. Конечно же, с мамами на постоянной связи профессиональные психологи. Психологическая поддержка очень важна в паллиативной медицине, в этом направлении нужно проводить дополнительное обучение медперсонала. В новом проекте областной детской больницы, который сейчас согласовывается, предусмотрен паллиативный хоспис, поскольку не каждая семья может осуществлять постоянный уход за больным на дому.
– Из каких источников складывается финансирование здравоохранения? На что хватает, а на что нет средств в рамках госпрограмм?
– Территориальная программа бездефицитна как в части ОМС, так и в части средств областного бюджета. Вместе с тем подушевой норматив финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи не покрывает расходов на содержание медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи. Администрация Курской области оказывает финансовую помощь медицинским организациям, работающим в системе ОМС, направляет субсидии на частичное погашение налога на имущество, субсидирует обеспечение прироста заработной платы медицинских работников. В прошлом году в отрасль поступило более 1,3 млрд рублей. Но даже с учетом финансовой помощи из федерального бюджета наблюдается дефицит средств на укрепление материально-технической базы. Невозможно одномоментно провести капитальный ремонт во всех медицинских организациях и закупить оборудование в соответствии с порядком оказания медицинской помощи. Поэтому мы действуем поэтапно, с учетом выстроенных приоритетов и возможностей бюджета.
– Насколько сбалансированно, на ваш взгляд, развивается сегмент частной медицины в Курской области?
– Численность частных медицинских организаций ежегодно увеличивается, сейчас это 463 учреждения. Частная медицинская организация самостоятельно выходит на рынок и определяет виды, объемы и стоимость услуг, предоставляемых населению. Данный процесс контролируется государством с точки зрения лицензирования и со стороны Росздравнадзора.
Сегодня рынок частных медицинских организаций в большинстве своем представлен стоматологическими услугами, их количество, на мой взгляд, превышает реальные потребности населения в этом сегменте медпомощи. Вместе с тем, услуги гемодиализа более чем на 90% оказываются частными организациями в рамках ОМС, исследования ПЭТ/КТ – только на базе коммерческих структур.
К сожалению, наши частные клиники, как и везде, не занимаются подготовкой кадров. Там часто по совместительству работает медперсонал из государственных лечебных учреждений, зачастую на постоянную работу переманиваются специалисты со стажем. Выход вижу только один: условия оплаты труда в бюджетных учреждениях должны быть такими же привлекательным, как и в частных структурах.
Кроме того, желательны предложения частных медицинских организаций по видам медицинских услуг, входящих в программу госгарантий, но не оказываемых в госорганизациях. Это позволит снизить очередность на отдельные виды медицинских услуг. Курянам интересно наличие медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, в новых районах областного центра.
– Сейчас много говорят о необходимости сместить акцент в здравоохранении с лечения на профилактику. Какие методы ее популяризации и реализации вы считаете самыми эффективными?
– Медицинская профилактика играет огромную роль в снижении заболеваемости и смертности населения, увеличении продолжительности жизни. Есть такая пословица: за рубежом начинают лечиться за три месяца до болезни, а в России – через 3 месяца после того, как заболел. Что скрывать, мы все этим грешим, откладываем визит к врачу, редко приходим к нему просто с профилактической целью и, к сожалению, запускаем те заболевания, которые излечимы на ранней стадии. Кстати, мы недавно провели акцию, получившую название «онкопатруль». Медики – участники патруля осмотрели около 300 сотрудников одного из курских предприятий. Это люди, которые регулярно ходят на работу и считают себя здоровыми. И у них было выявлено четыре случая онкозаболеваний. Подобные мероприятия необходимо продолжать.
Большинство заболеваний человека тесно связаны с социальной и культурной структурой общества. Уровень социально-экономического развития нашего региона, изменение демографической ситуации, меняющаяся окружающая среда формируют новые проблемы для укрепления здоровья. Да, роль инфекционных заболеваний уменьшается, однако это вполне компенсируют неинфекционные. Так, лидирующее место среди причин смерти занимают болезни системы кровообращения, онкология, хронические обструктивные болезни легких и сахарный диабет. Все эти заболевания сопряжены с неправильным питанием, недостаточной физической активностью, курением и чрезмерным потреблением алкоголя. Поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены на борьбу с этими факторами риска.
Я была во многих странах, и мне говорили, что наша система здравоохранения самая правильная и эффективная, но очень капиталоемкая. Действительно, система затратная, необходимо значительное количество средств, чтобы обеспечить диспансеризацию, профосмотры, переподготовку медперсонала.
Профилактика как тренд в предотвращении и лечении заболеваний требует не менее 5-10 лет при достаточно высоких затратах со стороны регионального и муниципального бюджетов на обеспечение условий для ведения здорового образа жизни и организацию непрерывной информационной кампании.
– Верите ли вы, что можно преодолеть самонадеянное отношение к своему здоровью среди россиян, или наше «авось» неискоренимо?
– Мировой опыт показывает, что основные неинфекционные болезни в значительной степени могут быть предупреждены. Исследования доказали, что борьба с факторами риска определяет 59% успеха в снижении смертности, новые лекарства и технологии – 36%.
К слову, мы в Курской области предварительно изучали значение факторов риска по неинфекционным заболеваниям (сердечно-сосудистая патология, диабет). Оказалось, что у нас на первом месте нерациональное питание, на втором – малоподвижный образ жизни. Одним из предложений рабочей группы была маркировка продуктов здорового питания в магазинах региона. У нашего населения сложился стереотип, что здоровая и полезная еда – это всегда дорого, а фастфуд доступен. Будем бороться с таким пищевым поведением.
Кроме того, нас окружает огромное количество информации, посвященной вопросам здорового образа жизни, однако очень трудно найти современные, научно обоснованные данные и рекомендации. Поэтому важным элементом региональной модели профилактики является информирование и мотивирование населения к ведению здорового образа жизни с привлечением СМИ, учреждений образования, культуры, спорта, общественных организаций и волонтерских объединений. Это длительный процесс, но уже сейчас мы можем говорить о формировании пула носителей новой культуры активного отношения к своему здоровью.
– Как вы снимаете стресс после трудовых будней?
– Лучший способ разгрузки для меня – это книги и, конечно, семья. У меня пожилые родители, дочь, внучка – всем хочется уделить внимание, но не всегда получается. По возможности стараюсь вести здоровый образ жизни. Например, на Новый год приобрела себе в качестве подарка тренажер.