WorldClass

28 марта 2024, 16:14
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Ректор ТГТУ (Тамбов): «Вместе с предприятиями мы готовим кадры «под ключ»

14.07.2020 11:41
Автор:

Тамбов. 14.07.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – Последние месяцы внесли корректировки в образовательный и научный процесс в вузах страны. На первый план вышло дистанционное обучение. Как ситуация с ограничительными мерами в период пандемии отразилась на деятельности Тамбовского государственного технического университета и какие тенденции в высшем образовании ждут нас в ближайшем будущем, «Абирегу» рассказал ректор ТГТУ Михаил Краснянский.

– Михаил Николаевич, последние три месяца внесли большие коррективы во всю систему образования. Как вы считаете, цифровые технологии, удаленное обучение – это временное решение проблемы или тенденция, к которой вузы придут в ближайшие годы?

– По моему мнению, цифровые технологии и вообще всё, что связано с дистанционными технологиями образования, – это некая объективная реальность, в которой мы уже живем. Мы можем принимать ее или отрицать, но на сегодняшний момент она уже в полной мере существует, работает и используется. Вопрос только в пропорциях, формах и видах обучения. На протяжении многих десятилетий существовали и сейчас есть очная, очно-заочная и заочная формы обучения. Каждый выбирает определенный формат, свою траекторию в зависимости от условий и задач. <…> Каждый человек делает выбор сам. Задача университетов – сделать правильную пропорцию использования дистанционных технологий в каждой из форм обучения.

С одной стороны, дистанционные технологии должны быть правильным дополнением к общей организации учебного процесса. С другой – они позволяют чисто методически раскрыть некоторые аспекты образовательных курсов гораздо ярче, чем банальная доска и мел. Например, в части технического образования можно более выигрышно использовать презентации, ролики, 3D-модели, разрезы и сечения деталей и механизмов, что зачастую невозможно увидеть даже на реальном производстве. А в таком формате можно изучить в деталях защищенный технологический процесс, опасное производство и т. п. Естественно, мы применяли эти технологии и до коронавируса. Просто теперь они используются более активно.

Немаловажный момент – дистанционное изучение оборудования, разработка виртуальных тренажеров с дополненной и виртуальной реальностью, алгоритмические тренажеры по управлению какими-либо системами. Они позволяют сформировать нужные навыки на конкретном рабочем месте, моделируя условия профессиональной деятельности. Это, например, особые условия труда химика-технолога, аппаратчика.

Дистанционное обучение – это еще и новые организационные решения – не только непосредственно для учебного процесса, но и для быстрой коммуникации, например, когда мы говорим об экспорте и импорте образования, расширении рынка наших образовательных услуг и сетевом взаимодействии. И конечно, дистанционные технологии стирают границы и расстояния. Это важно в сегодняшнем открытом образовательном пространстве.

– Как это может сказаться на качестве образования?

– Если правильно рассчитать пропорции, определить те точки, в которых необходимы новые цифровые, дистанционные технологии, электронные библиотеки, если методически это всё будет правильно организовано, то качество образования, безусловно, повысится. Если это будет банальный переход лекций в удаленный формат, то ожидать серьезного повышения качества образования бессмысленно. Здесь огромную роль играет профессионализм преподавателя-организатора. Ведь и раньше были библиотеки, шикарные книги, учебники, выпущенные великими учеными, преподавателями по самым разным дисциплинам в разные годы, в разные эпохи. Но именно от преподавателя зависит то, как этот мировой опыт, знания перейдут студентам, как наставник сможет ответить на самые разные вопросы, обсудить на занятиях, отработать нужные навыки обучающихся на практике. Это педагогическое мастерство, от которого зависит то самое качество обучения.

Если вернуться к новым реалиям, то нужно отметить в числе достоинств дистанционных технологий огромные возможности сетевого взаимодействия между университетами. Так, буквально через месяц работы в новом формате у нас возобновилась академическая мобильность, начали проходить онлайн-стажировки, научные конференции.

– Как в целом ситуация с коронавирусом сказалась на деятельности университета?

– Если говорить о преподавателях, то это сильнейший толчок для разработки онлайн-курсов, которые, во-первых, можно использовать в дальнейшем для поддержки очного и заочного образования. Во-вторых, такие курсы являются серьезной основой развития дополнительного профессионального образования. На этом «фундаменте» в дальнейшем можно организовать курсы повышения квалификации, переподготовки – это своего рода базис под заказ конкретного предприятия, конкретного индустриального партнера.

Надо сказать, что удаленная форма обучения, которая была массово внедрена в период пандемии, стартовала не на пустом месте. У многих преподавателей были и есть серьезные наработки в плане открытых образовательных курсов, а за счет необходимости перехода на удаленный формат взаимодействия они получили дальнейшее развитие.

Безусловно, проблемы коснулись дисциплин технических направлений подготовки, где образовательной программой предусмотрено большое число лабораторных практикумов с использованием различного оборудования, приборов. Это действительно сложно реализовать в дистанте. И это одна из перспективных задач, которую мы в университете решаем.

Нашими учеными, студентами и аспирантами разрабатываются программное обеспечение и технологии, которые смогут виртуально заменить приборы, лабораторные установки для возможности освоения их в онлайн-режиме. Естественно, полностью это не сможет заменить живое непосредственное общение преподавателя со студентом и тем более групповое взаимодействие студентов, преподавателей, сотрудников кафедр в ходе освоения лабораторного практикума. Помимо теоретических знаний здесь важны навыки работы с различными установками, приборами и т. д., а этого можно добиться только при регулярном использовании такого оборудования, при выполнении конкретных практических задач и экспериментов с его использованием.

– А как студенты ощутили изменения в режиме обучения на самоизоляции?

– Студенты развивают новые компетенции с точки зрения коммуникационной составляющей, работу в новых программах, информационных ресурсах. Безусловно, они и раньше взаимодействовали в электронной среде посредством удаленных сервисов и социальных сетей. Но дистанционное обучение выводит виртуальное общение на новый уровень. Это одна из базовых компетенций на сегодня, поскольку многие организации используют труд фрилансеров, удаленных сотрудников. В этой связи студенты получили хорошую практику.

– Скажите, трудно было справиться с управлением такой огромной командой университета в удаленном формате?

– На сегодняшний момент с полной уверенностью могу сказать, что и профессорско-преподавательский состав, и студенчество, и администрация, безусловно, справились с новыми вызовами, которые были продиктованы объективными внешними условиями. В плане управления университетом в новом формате главным было не потеряться – не потерять образование, не растерять научную составляющую, административно-хозяйственную деятельность, поскольку все сотрудники, преподаватели оказались разделены в пространстве, перешли на удаленный формат работы. Распустить коллектив проще всего, но университет должен был работать. В новом формате была организована работа ученого совета, выборы преподавателей на конкурсной основе, научные конференции и многие традиционные мероприятия, но уже в дистанционном режиме.

Очень важно было организовать и донести до студентов правила безопасности в условиях самоизоляции. Поэтому на первый план вышла серьезная воспитательная составляющая, а также информационно-просветительская, профилактическая работа. И с этим университет справился через информационно-образовательную систему, через персональные рассылки студентам, преподавателям. Хочу отметить большую волонтерскую работу наших студентов, которые активно участвовали в помощи пожилым и маломобильным гражданам, оказавшимся на самоизоляции.

– Новые условия как-то повлияли на организацию производственной практики студентов на предприятиях региона?

– Проблем с практикой не возникло. Все предприятия и организации, которые не закрылись в период пандемии, не отказались от принятия наших студентов на практику. А некоторые даже дополнительно запрашивали наших выпускников. Показательна в этом отношении ярмарка вакансий, которая впервые прошла в режиме онлайн. Даже в этот непростой период партнеры-работодатели вышли на нас с просьбой организовать ярмарку вакансий, для того чтобы не потерять выпускников 2020 года и закрыть существующие вакансии. И хочу отметить, что в дистанционном режиме мероприятие охватило гораздо больше студентов, чем в традиционном формате. В этом направлении мы активно решаем задачу содействия трудоустройству студентов, которая поставлена министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым.

– Какие специалисты ТГТУ сейчас наиболее востребованы среди тамбовских работодателей?

– На данный момент это информационщики – все специальности, связанные с защитой информации, информационными технологиями. При этом хочу заметить, что в них заинтересованы не чисто «айтишные», информационные компании, а в первую очередь производственные структуры, главным образом оборонно-промышленный комплекс. И даже там, где проходили сокращения, наши специалисты наиболее востребованы. Предприятия обновляют кадровый состав, потому что те ребята, которые приходят после университета, имеют компетенции, востребованные на сегодняшний момент работодателями. Кроме того, в числе наиболее востребованных направлений, безусловно, всё, что связано с технологиями – биотехнологии, химтехнологии, пищевые производства, технологии переработки в агропромышленном комплексе. Не могу не отметить спрос на наших юристов и экономистов, которые трудятся практически в любой компании региона, в любом секторе экономики – крупных банковских структурах, кредитных организациях, страховых компаниях, правоохранительных органах, службах надзора и т. д. Также среди востребованных работодателями направлений – строительство, архитектура, энергетика.

– На ваш взгляд, какие компетенции в перспективе потребуются специалистам в ближайшем будущем?

– Цифровые компетенции – это раз. Плюс бизнес-составляющая, управление проектами, например, коммерциализация своих разработок, технологическое предпринимательство, поскольку это важно как с точки зрения открытия своего бизнеса, так и с точки зрения развития и работы существующих инновационных предприятий. Конечно, это языковые компетенции, поскольку уже во время учебы наши студенты участвуют в сетевых международных проектах и программах. Помимо стандартных IT-компетенций, уже сейчас востребованы специалисты в области обработки больших массивов данных, работы с нейросетью и т. д. В нашем университете особое внимание уделяется развитию soft skills. Это навыки, которые не имеют связи с конкретной профессиональной областью, но очень важны для успешной карьеры. Это коммуникативные навыки, управление проектами, навыки самопрезентации, работы в команде.

– Какие новые специальности открыты в вузе за последнее время и какие планируется открыть?

– Мы планируем открыть направления «Дизайн» и «Градостроительство». Сейчас ведется работа по запуску этих образовательных программ. В этом году мы ведем бюджетный набор на нефтегазовое направление подготовки, экономические и бизнес-направления.

– Есть ли запрос на открытие новых направлений подготовки от предприятий, работодателей?

– Безусловно, есть, но с предприятиями мы работаем немного в другом ключе – в сфере дополнительного профессионального образования. Это те производственные потребности, которые возникают у наших индустриальных партнеров и которые мы вместе решаем точечно и целенаправленно – проводим курсы повышения квалификации, курсы переподготовки по тем задачам, которые на сегодняшний день ставят предприятия. Открыть новую специальность – это долго и затратно. Не все предприятия готовы набирать тех или иных специалистов по 20-25 человек каждый год в течение 5-10 лет. Им нужны два-три специалиста какой-то определенной направленности. Причем зачастую у них есть свои хорошие кадры, но не обладающие актуальными компетенциями, при этом они знают предприятие, технологию, производство. Наша задача – сохранить таких специалистов на рабочем месте и организовать для них повышение квалификации, процесс непрерывного переобучения.

Сейчас одна из важных тем для предприятий – правильная организация производственного процесса. Она позволяет повысить производительность на десятки процентов, иногда в разы, снизить издержки. В числе наших партнеров – целый ряд предприятий, сотрудники которых получают на базе ТГТУ новые компетенции в сфере цифровизации. К примеру, это инженеры-конструкторы, которые осваивают технологии 3D-моделирования, специалисты, которые работают с системами автоматизации, контроллерами, современными источниками сбора информации, с технологическими линиями, планированием производственных процессов и т. д.

Еще важный момент. Поскольку Тамбовский государственный технический университет является основной базой подготовки кадров для экономики региона, мы четко отслеживаем те направления экономической политики, по которым работает администрация Тамбовской области с точки зрения открытия новых производств, подготовки кадров для новых предприятий. В первую очередь, если брать последние несколько лет, – это широкое распространение технологий переработки пищевых продуктов.

Нужно сказать и про дополнительное профессиональное образование студентов. В частности, это целевая подготовка специалистов для оборонно-промышленного комплекса, под который реализуются конкретные программы повышения квалификации для студентов. Базовую подготовку они осваивают в рамках основной образовательной программы, а в привязке с предприятием ОПК студенты получают дополнительное профессиональное образование с привлечением специалистов из производственной сферы, потому что всегда на любом предприятии есть своя специфика. И мы готовим здесь специалистов «под ключ».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0