21 ноября 2024, 22:55
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Получит ли Черноземье свой процент от «зеленой сделки»

17.08.2020 13:45
Автор:

Воронеж. 17.08.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Краеугольным камнем долгосрочной стратегии ЕС еще в конце 2019 года объявлен «зеленый курс» (иногда его называют «зеленой сделкой», поскольку вокруг содержащихся в нем идей и установок царит полный консенсус практически всех европейских политических сил). Он предполагает кардинальную перестройку всех сфер жизни, прежде всего – индустрии и агросектора, с целью преодоления экологических угроз. Начиная со снижения выбросов парниковых газов в атмосферу вплоть до нулевого уровня к 2050 году и заканчивая мерами по сохранению лесов и биоразнообразия. Естественно, наполняемость ОЗЗ «Центр» и в целом высокотехнологичный рывок Воронежской области связаны с тем, каким образом пандемия повлияет на экономическую и внешнюю политику Евросоюза. Поэтому стоит учитывать те риски и возможности, которые возникают у региона в связи с «зеленым курсом».

Экопарадокс «грязных» инвестиций

Для российской экономики этот курс несет определенные риски – например, удорожание нашего экспорта в Европу из-за введения пограничного углеродного налога. Но и открывает окно возможностей. В связи с ужесточением экологических евростандартов существует вероятность трансиндустриализации – переноса ряда производств либо создание новых за пределами ЕС. Воронежская область, в свою очередь, заинтересована в европейских инвестициях с точки зрения заполнения ОЭЗ «Центр», значительная часть площадей которой пока пустует, а также формирования базы для реиндустриализации, перевода региональной экономики на высокотехнологичные рельсы.

Возникает вопрос, нужны ли нам «грязные» инвестиции из Европы? И ответ на него стоит дать скорее положительный. Ведь предприятия, которые вскоре в Европе не будут соответствовать экостандартам, для многих наших индустриальных гигантов: например, «Воронежсинтезкаучука», шинного завода и тем более ТЭЦ-1 у Вогрэсовского моста, – будут примером экологически чистого производства. Европейские компании и раньше больше других были озабочены применением технологий по минимизации вреда окружающей среде. Это парадокс: перенос к нам «грязных» производств поможет сделать нашу индустрию чище, кроме того, сформировать дополнительную налоговую базу, которая позволит провести масштабное и экологически ориентированное перевооружение собственных старых предприятий при господдержке.

Однако насколько широко окажется распахнуто это окно возможностей, зависит, во-первых, от того, повлияет ли пандемия на продолжение «зеленого курса», который на фоне негативных экономических последствий коронакризиса чреват дополнительными издержками для государств-членов ЕС и европейского бизнеса.

Во-вторых, перспективы делового сотрудничества связаны с тем, каким образом пандемия скажется на отношениях России и ЕС, поскольку взаимные санкции уже являются препятствием для запуска совместных проектов в оборонном, энергетическом, финансовом и аграрном секторах.

У российской стороны есть надежды на потепление отношений в условиях пандемии. Например, воронежский губернатор Александр Гусев так выразил их в недавнем своем интервью: «А еще, думаю, пандемия должна нас всех сплотить. Отношения между странами станут более лояльными. Все поняли, насколько хрупок мир, как все «завязаны» друг на друга».

Для выяснения того, насколько политические ветры в Евросоюзе благоприятствуют возможной трансиндустриализации в направлении Востока, необходимо обратиться к дебатам в Европарламенте, которые шли в период пандемии до недавнего ухода европарламентариев на летние каникулы. Хоть органом ЕС, формирующим повестку, является Европейский совет, состоящий из глав правительств, именно евродепутаты устанавливают идеологические рамки для принятия решений на высшем уровне.

С «зеленого курса» не сбились

Минувшая сессия Европарламента четко показала, что сказанное в декабре председателем еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен по-прежнему разделяется подавляющим большинством европейских политиков: «Я убеждена, что наша прежняя модель экономического роста, основанная на ископаемых источниках энергии и загрязнении окружающей среды, полностью устарела».

Самым показательным моментом, демонстрирующим политический консенсус вокруг «зеленого курса», явилось недавнее достижение Европейским советом соглашения по бюджету сообщества на 2021-2027 годы объемом в 1,074 трлн евро и фонду восстановления экономики после пандемии коронавируса объемом 750 млрд евро. Сначала по этому поводу не могли договориться главы правительств, а после достижения компромисса между ними с договоренностями не согласились уже европарламентарии. Спикер Европарламента Давид-Мария Сассоли заявил, что депутаты против урезания долгосрочных расходов на научные исследования и молодежные программы. Однако о сокращении трат на «зеленый курс» не шло речи даже в самый разгар дебатов как на уровне глав правительств, так и на парламентском уровне.

Кроме того, евродепутаты, несмотря на пандемию, приняли целый ряд документов с мощной экосоставляющей – от индустриальной и водородной стратегии ЕС до рекомендации Еврокомиссии ослабить налоговое бремя производителей батареек. Наиболее спорным стало решение о введении правил, по которым евробюрократы будут определять, насколько та или иная экономическая деятельность является дружественной для окружающей среды. И это решение показало, что даже евроскептики готовы сопротивляться только отдельным шагам «зеленого курса», но не его реализации в целом. «Новые правила не увеличат по-настоящему дружественные природе инвестиции, а лишь заставят переплачивать людей за непрактичные идеи», – возражал польский депутат, представитель евроскептической фракции «Европейские консерваторы и реформисты» Богдан Ржонца.

Тем не менее решение о введении новых правил было принято подавляющим большинством.

На российском фронте без перемен

О необходимости разрядки напряженности между странами еще в марте заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, который призвал лидеров G20 в связи с распространением коронавируса отменить все санкции.

Однако в Евросоюзе этому призыву не вняли. Введенные еще с 2014 года санкции и ограничения ЕС в отношении России в связи с присоединением Крыма и событиями на Донбассе остались не подвластны влиянию коронакризиса. В марте Европейский совет тихо, практически автоматически продлил до сентября соответствующие санкции против 175 персон и 44 компаний (запрет на въезд, доступ к активам и прочее). 29 июня Евросовет также на автомате продлил до января 2021 года секторальные ограничения, блокирующие сотрудничество с РФ в нефтяном, банковском, оборонном и энергетическом секторах. Председатель Европейского совета Шарль Мишель ограничился лишь сухой констатацией этого факта со стандартной формулировкой: минские соглашения не выполняются в полном объеме.

Однако характерно другое. Продление антироссийских санкций не вызвало никаких дискуссий в Европарламенте. В пандемическую парламентскую сессию депутаты обсудили массу вопросов, связанных с внешней политикой ЕС, защитой прав человека и демократических ценностей по всему миру и даже внутри Евросоюза. Начиная с «угрозы демократическим свободам» в Гонконге со стороны материкового Китая (из-за принятия закона о национальной безопасности) и заканчивая делом убитого чернокожего Джорджа Флойда в США. В эту летнюю повестку не вклинилось даже голосование по поправкам в Конституцию РФ, некоторые из которых вызвали нарекания Венецианской комиссии – консультативного органа по конституционному праву, созданному при Совете Европы (независимая от Евросоюза межправительственная организация).

Тема отношений с Россией не поднималась и на парламентских дебатах «Влияние коронакризиса на внешнюю политику», которые состоялись 18 июня, несмотря на наличие в повестке соответствующего вопроса. Если не считать дежурной реплики депутата от Болгарии Александра Йорданова, представителя антироссийски настроенной правоцентристской Европейской народной партии, – о необходимости и дальше давить на РФ для разрешения конфликта на Донбассе.

Сторонники смягчения евросоюзовский линии в отношении РФ в Европарламенте есть, но они вели себя довольно пассивно. На запрос «Абирега» по этой теме оппозиционная, леворадикальная еврогруппа – Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера – предоставила такой официальный ответ: вопрос об антироссийских санкциях ультралевые в последнее время не обсуждали, но в целом позиция фракции заключается в неприятии таких форм давления на Россию и «осознании их вреда для защиты прав человека», поэтому лево-зеленые и их коалиционные партнеры – за отмену санкций. Европейский свободный альянс (ЕСА), который входит в одну еврогруппу вместе с зелеными правого толка, в ответе на запрос «Абирега» указал, что ни одна из 48 национальных партий, входящих в ЕСА, сама вопрос о введении санкций против России не инициировала. Однако мнение парламентского большинства выразил, скорее, депутат Европарламента и бывший министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковскиий («Европейские консерваторы и реформисты»), который на вопрос «Абирега» о возможности снятия санкций ответил весьма эмоционально: «Вы, наверное, шутите насчет снятия санкций. Россия – агрессивная страна, нарушающая международное право».

На встрече с депутатами Европарламента, посвященной германскому президентству в Совете Евросоюза, министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас пояснил, что политика ЕС в отношении России не может быть пересмотрена до тех пор, пока не будет положен конец насилию на востоке Украины.

«Дранг нах Остен» в мирном исполнении

Для определения путей миграции производств под бременем «зеленых» требований Евросоюза необходимо посмотреть и на ближайших конкурентов. Самыми удобными пунктами прибытия были бы, конечно, европейские Албания, Северная Македония и другие балканские страны. Но все они – включая даже Сербию и Косово с их территориальным спором – как никогда близки к вступлению в Евросоюз и принятию его экостандартов с энтузиазмом неофитов.

Однако есть еще и постсоветские республики. В июне европейские лидеры, несмотря на пандемию, решили не отменять, а провести дистанционно давно намеченный саммит «Восточное партнерство» в рамках одноименной внешнеполитической инициативы (саммиты ЕС – Россия отменены из-за санкций). Инициатива предполагает развитие отношений ЕС с постсоветскими республиками: Украиной, Беларусью, Молдовой, Арменией и Азербайджаном. Принятая Европарламентом накануне саммита резолюция по развитию Восточного партнерства содержит «решительный призыв» к еврокомиссии и государствам – членам ЕС усилить экономическую поддержку этих стран, а некоторые депутаты предложили даже отмену роуминга для абонентов из этих стран.

Однако для бизнеса та же Украина и Молдова представляются чудовищно коррумпированными по европейским меркам и крайне нестабильными в политическом плане, а Беларусь и Азербайджан – слишком авторитарными. Есть вопросы к Грузии и Армении как по части коррупции, так и по части соблюдения европейских стандартов, причем на фоне той же политической турбулентности. Для бизнеса всё это красные флажки.

Наличие проблем признал даже лидер Европейской народной партии и экс-председатель Европейского совета Дональд Туск, который указал на проблемы соблюдения демократических стандартов в каждой стране Восточного партнерства – от прессинга оппозиции в Грузии и Армении до репрессий в отношении политзаключенных в Беларуси. Досталось даже Украине. «ЕНП очень обеспокоена политическими делами против бывшего президента Петра Порошенко. Эти обвинения не должны напоминать политически мотивированное преследование. Политически мотивированные случаи неприемлемы и тем более позорны для демократически избранных правительств», – заявил он накануне саммита Восточного партнерства.

В страхе перед нашествием «дракона»

В разгар пандемии у европолитиков обострились страхи того, что ослабленные кризисом крупные корпорации Старого Света окажутся в лапах «китайского дракона» и других экономических интервентов. От того, насколько жестко ЕС намерен защищать бизнес-активы от поглощений недружественных стран, в какой-то степени зависят и перспективы делового сотрудничества России и ЕС.

Основной угрозой для экономической независимости европейского бизнеса еврокомиссары и европарламентарии видят Китай, поскольку он ведет интенсивную экономическую экспансию по всему миру. За последние четыре года китайские предприниматели приобрели более 150 предприятий в Европе и вложили в скупку европейской промышленности и инфраструктуры более 300 млрд долларов. Особое подозрение у европейцев всегда вызывает то, что китайцы активнее всего скупают инфраструктурные (доли в портах, аэропортах и др.) и высокотехнологичные компании.

А сейчас, в период пандемии, опасения относительно того, что китайские гиганты с госучастием или получающие госсубсидии окажутся в гораздо более выгодном положении, чем европейские фирмы, прочно укоренились в головах европолитиков. «Представьте себе футбольный матч, в котором гости играют по более легким правилам, чем хозяева. Какой смысл смотреть такой футбол, в котором сразу понятно, кто выиграет», – озвучила фобии коллег депутат от Франции Стефани Йон-Куртин (фракция умеренно правых «Обновление Европы»), представляя свой доклад о конкурентной политике на июньской сессии Европарламента.

Ее доклад был одобрен преимущественным большинством, а значит, евродепутаты вскоре начнут вырабатывать меры для защиты европейского бизнеса. Однако пока они не обещают быть слишком жесткими. В ведущей Европейской народной партии склоняются к тому, чтобы осложнить деловую активность иностранных инвесторов на территории Европы путем введения дополнительных таможенных пошлин, квотирования импорта и экспорта по отдельным категориям товаров и ограничения доступа к государственным закупкам для компаний с иностранным участием. Социал-демократы предлагают запрет на госпомощь компаниям, зарегистрированным в офшорах.

Но большинство парламентариев считает, что единый рынок ЕС должен оставаться открытым, а защитные, протекционистские шаги – строго соответствовать требованиям ВТО. Вместе с тем и мягкое ужесточение еврорегулирования международной торговли может создать трудности, например при создании совместных предприятий, и привести к дополнительными издержкам.

Справедливости ради стоит отметить, что Россия упоминалась на дебатах Европарламента в контексте еще одной темы, из которой ее вытеснил Китай. Речь о наплыве фейков о коронавирусе, который портит атмосферу взаимоотношений, деловой климат двусторонних связей.

На парламентских дебатах в июне верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель обрисовал картину «инфодемии»: «Вмешательство России – это старая новость, но теперь активизировался и Китай». По убеждению депутатов Европарламента, китайская и российская дезинформация – это плод скоординированных и масштабных действий государственных и негосударственных структур; она представляет собой «серьезную угрозу единству Европы, ее демократическим устоям, здоровью и жизни европейских граждан».

Еврокомиссия, отвечая на озабоченность парламентариев, еще весной пообещала усилить борьбу с фейками. Однако в ее арсенале – только мониторинг информационных потоков, выявление фейков, информирование о них через официальные ресурсы граждан государств – членов ЕС и выдача рекомендаций компаниям – владельцам популярных сетевых платформ. По сравнению с тем, как ведется борьба с фейками в России (административный штраф на издание может составить от 1,5 до 10 млн рублей) или в том же Китае (за распространение фейков предусмотрена уголовная ответственность), Евросоюз, несмотря на всю его политическую паранойю, остается островком мягкости и снисходительности по отношению к недобросовестным распространителям массовой информации.

Даже фракция консерваторов и реформистов, настроенная крайне антироссийски, сомневается в значимости фейковой темы. «Европейский союз переживает беспрецедентный кризис доверия. Лучший способ борьбы с дезинформацией – это восстановление доверия к европейским институтам. Коронавирусный кризис научил нас тому, что никто не может быть непогрешимым, все совершают ошибки», – говорится в официальном заявлении этой еврогруппы.

Таким образом, европейские политические дискуссии весны-лета позволяют сделать вывод, что пандемия не ослабила «зеленый курс», но и не спровоцировала заметные сдвиги в российско-европейских отношениях. Возможно, пандемические дебаты не высветили какие-то глубинные процессы?

Неготовность элит – тормоз сотрудничества РФ-ЕС

Эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Владимир Киреев отмечает, что на протяжении уже двух десятилетий существуют прогнозы перерастания отношений между Россией и ЕС из простого соседства к партнерским, самые смелые говорят о возможности образования стратегического блока в будущем. По его словам, и Россия заинтересована в рынках стран ЕС, их финансовых ресурсах, технических разработках. «Но сценарии, где существует взаимное сотрудничество и совместное реагирование на внешние и внутренние проблемы, выглядят всё более неправдоподобными. Возможностей для партнерства между ЕС и Россией не так много, и причины этого лежат не в экономическом или военном противостоянии, а в неготовности к сотрудничеству со стороны политических элит стран ЕС и неспособности российских элит поменять эту ситуацию», – объясняет эксперт.

Вместе с ЕС – против Китая и США

Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в своей статье для Московского центра Карнеги предполагает, что, несмотря на пандемию, остаются в повестке такие потенциально плодотворные для сотрудничества вопросы, как диалог ЕС и ЕАЭС, укрепление потенциала ОБСЕ, развитие технологий 5G, борьба за сохранение иранской ядерной сделки, сотрудничество в вопросах климата и экологии. «Тем не менее даже эти относительно скромные возможности не стоит игнорировать. […] Пандемия коронавируса резко ускорит происходящую перестройку международных отношений в направлении биполярной американо-китайской системы. Ни Россия, ни Европейский союз не заинтересованы в формировании жесткой глобальной биполярности, существенно снижающей «свободу рук» на мировой арене для обеих сторон. Сохранение и развитие сотрудничества между Москвой и Брюсселем могло бы стать одним из механизмов, препятствующих этой негативной тенденции», – полагает эксперт.

Если оптимисты окажутся правы и «зеленый курс» укрепит российско-европейское деловое партнерство, то у регионов Черноземья появится шанс побороться за привлечение на свои территории знаковых инвесторов. Воспользуется ли этими возможностями воронежская ОЭЗ «Центр» и что власти смогут предложить для компаний кроме близости рабочих рук, непонятно. «Пробить» хорошие условия по тарифам на электричество пока не удается.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0