Белгород. 22.09.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Вопрос строительства объектов социальной сферы – общее дело власти и бизнеса. Сейчас, с появлением соответствующих нацпроектов в разной степени активная работа в этом направлении ведется практически во всех субъектах федерации. Но есть примеры того, как региону удалось в опережающем режиме снять больной вопрос с повестки дня. И сделать это как раз путем грамотного взаимодействия со строителями. Рассмотрим это на примере Белгородской области, получившей больше всех в России субсидий на строительство социальных объектов.
Благосклонность центра или заслуга региона?
Белгородская область получит в 2020 году 2,19 млрд рублей из федерального бюджета на возведение социальных объектов, а также инженерной и транспортной инфраструктуры. Это самый большой показатель финансирования среди российских регионов. Общий бюджет программы капитальных вложений в строительство в регионе по данным областного правительства составляет 18,4 млрд рублей, из которых лишь 3,9 млрд рублей – это средства федерального бюджета.
Роль такой программы как «Стимул», реализуемой в соответствии с нацпроектом «Жилье и городская среда», в формировании комфортной городской среды весьма значительна. В этом году за ее средства белгородские строители работают над четырьмя образовательными объектами – одной общеобразовательной школой, двумя начальными и одной пристройкой к общеобразовательной школе. Больше объектов строится только в рамках нацпроекта «Образование» – две общеобразовательные школы, две начальные и одна пристройка.
То, что региону удалось добиться столь впечатляющего финансирования в рамках федеральной программы «Стимул» является показателем того, что местные власти на протяжении длительного периода времени использовали все возможности для развития инфраструктуры и социальной сферы. Заявки от правительства Белгородской области можно увидеть в списках участников практически всех федеральных программ и конкурсов, объявляемых федеральными министерствами. Этими программами охвачены все сферы жизни региона: образование, здравоохранение, спорт, культура, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Что же касается секрета получения солидного объема субсидирования по таким программам, как «Стимул», то он кроется, скорее всего, в полноте и качественности подаваемых заявок, способности доказать высокую эффективность от запланированных мероприятий. Все это – результат кропотливой и системной работы, в которой участвует не только власть, но и бизнес.
В целом по стране в рамках программы «Стимул» строится 177 инфраструктурных объектов, 41 из которых – именно в Белгородской области. По данным Минстроя РФ, регион с большим отрывом опережает другие 50 субъектов федерации, участвующие в госпрограмме. К примеру, в Воронежской области, делящей четвертое место, строится лишь 7 таких объектов. Отметим, что помимо горячего желания для участия в программе от регионов также требуется софинансирование. Уровень его невысок – чуть более 10% от общего объема. Но для многих регионов, по всей видимости, и этот порог является непреодолимым.
Среди знаковых объектов «социалки», построенных за последние годы в Белгородской области – школы на 1,1 тыс. мест в пригороде Белгорода, поселке Дубовое, на 960 мест в микрорайоне «Луч» областного центра, на 1 тыс. мест в другом пригороде – поселке Разумное, детский сад и начальная школа в Дубовом. Учитывая, что Белгороду не присущ «взрывной» рост населения, это очень существенный прирост, направленный не на закрытие «дыр», а на улучшение качества жизни в регионе. Всего же, благодаря нацпроектам, в регионе по данным пресс-службы Минстроя России в 2020 году будет построено около 30 новых социальных объектов.
Ставшая уже новой реальностью пандемия коронавирусной инфекции показала, что вектор на строительство образовательных учреждений был правильным еще и потому, что позволит избегать переполненности школ и классов, а с коронавирусом нам, судя по всему, теперь придется жить еще долго.
Как регион регулирует рынок?
Освоение городских территорий ведется в строгом соответствии с договорами о развитии территорий. Основным условием, предъявляемым девелоперами, является комплексное развитие территорий. Его составляющими являются строительство инженерной инфраструктуры, социальных объектов, транспортно-пешеходной сети, обеспечение парковками в соответствии с нормативами градостроения, благоустройство и озеленение территории. Важное значение отдается и соответствию проекта утвержденному архитектурному облику. Естественно, чудес не бывает, и все эти требования накладывают отпечаток на себестоимость жилья и конечную цену его для потребителя. Неудивительно, что Белгород уже много лет лидирует по цене квадратного метра среди городов Черноземья, при том, что по численности населения не входит даже в тройку крупнейших городов, а двухсоттысячный Старый Оскол по стоимости жилья конкурирует с миллионным Воронежем. И тут справедливости ради нужно отметить еще один парадокс, несмотря на отмечаемую дороговизну нельзя сказать, что в регионе строят мало. По показателю ввода жилья на душу населения регион также лидирует в Черноземье.
В областном правительстве отмечают, что случаи частичного неисполнения или ненадлежащего исполнения девелоперами своих обязательств бывают и здесь, но носят единичный характер. В результате длительного и строгого контроля исполнения застройщиками архитектурных норм, требований по благоустройству, озеленению, обеспеченности парковками и т.д., произошел своего рода естественный отбор, и на рынке остались только надежные компании, отличающиеся финансовой устойчивостью. Риски получить недострои, обманутых дольщиков и сомнительные схемы банкротства для белгородских властей сведены к минимуму. Отметим также слабую представленность иногородних компаний на строительном рынке Белгородской области. Условия, являющиеся для местных застройщиков привычными, не привлекают их коллег из других регионов. Они знают, что невыполнение норм неминуемо повлечет за собой штраф, а разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не будет выдано до устранения всех выявленных недостатков.
В областном правительстве называют два главных документа, которые помогают регулировать местный строительный рынок. Это «Стандарт уличного благоустройства для городов Белгородской области» и «Стандарт качества жилья для городов Белгородской области». С их помощью властям удалось определить правила по внедрению новых подходов к формированию комфортной городской среды и качественного жилья в городах региона, а также определить принципы, на которых строятся отношения застройщиков, проектировщиков и органов исполнительной власти.
В ближайшие годы власти Белгородской области намерены решить вопрос доступности дошкольных учреждений для детей возраста до 3 лет. Что касается школьного образования, поставлена цель полностью уйти от практики двухсменного обучения. Также будут продолжены программы повышения доступности для жителей отдаленных населенных пунктов первичной медицинской помощи, реконструкции и строительства детских больниц, обеспечения семей доступным жильем, в том числе за счет программ сельской и льготной ипотеки.
Есть ли заслуга застройщиков?
«Доля социальных объектов в общем объеме строительства нашей компании – примерно десятая часть. Сейчас ЖБК-1 строит в Белгороде школу на тысячу мест за 780 млн рублей. Мы, как частная компания, на объемы средств, выделяемых региону федеральным центром, влиять не можем. Мы подключаемся на заключительном этапе. А до этого многое зависит от возможностей департамента строительства области: их умения правильно подготовить материалы, подать заявку, найти правильное обоснование к ней», – говорит генеральный директор корпорации ЖБК-1 Александр Селиванов.
По словам строителя, финансовый результат строительства школы для компании оказался на грани убыточности. Тем не менее, руководство строительного холдинга приложило максимум усилий, чтобы победить в тендере на ее возведение. Выполнение работы с максимальным качеством было в интересах компании, так как школа находится в микрорайоне, который строит ЖБК-1. Градостроительная политика в регионе уже достигла того уровня, когда строители понимают, что жилье и объекты социальной инфраструктуры образуют единую среду, определяющую качество жизни людей. И то, насколько все компоненты этой среды соответствуют друг другу в конечном счете зависит ликвидность возводимого жилья и цена квадратного метра. Конечно, упомянутая компания могла и не участвовать в тендере, и тогда бы контракт получил другой застройщик, который выполнял работу, опираясь на собственные представления о качестве и эстетике.
Но иногда белгородским строителям приходится решать задачи и в не совсем штатном режиме и тогда многое зависит уже от их умения проявить инициативу и творческий подход. Областными властями была поставлена задача построить детский сад на 350 мест в белгородском микрорайоне «Новая заря». Вероятно, региону перепали средства, которые не успевали освоить в другом субъекте федерации. Судьба появления в городе нового дошкольного учреждения зависела от того, возьмется ли кто-то из застройщиков за работу, с условием, что ее нужно выполнить чуть более чем за полгода. Компания должна была построить объект за собственный счет, а регион выкупал его при условии, что строители уложатся в срок. Учитывая, что обычно подобные объекты строятся 1,5-2 года – весьма сложная задача. В ЖБК-1 согласились взяться за работу, с условием, что благоустройство и озеленение объекта будут выполнены на следующий год, так как окончание контракта приходилось на самый конец осени. В итоге строители выполнили контракт, потратив около 300 млн рублей собственных средств. При этом им удалось даже воплотить некоторые оригинальные решения, как например систему рециклинга, когда дождевая вода собирается в резервуары и направляется на полив зеленых насаждений. В Европе такая практика уже достаточно распространена, но не в нашей стране.
Строители признаются, что им все равно, по какой госпрограмме строится тот или иной социальный объект. Суммы контрактов рассчитываются исходя из одних и тех же нормативов. Но обилие каналов получения средств безусловно способствуют более активному вовлечению бизнеса в решение социально значимых задач. Если тот или иной объект, допустим детский сад, не подпадает под одну госпрограмму, высок шанс, что войдет в другую. В регионе составлен список объектов, которые необходимо построить, как в ближайшие годы, так и в более длительной перспективе.
Планы региона по строительству объектов социальной сферы амбициозны. Только общеобразовательных школ до 2024 года планируется построить 13. Точные адреса новых объектов пока неизвестны, но по опыту предыдущих лет можно быть уверенным, что их построят. Ведь иначе у местных девелоперов не получится развивать свои жилищные проекты, а сворачивать бизнес никто из них не собирается.
Как в Белгороде власть и строители формируют комфортную городскую среду
22.09.2020, 14:43
Комментарии 0
Самое читаемое