WorldClass

22 сентября 2024, 02:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // «С началом кризиса многих потянуло на «конверты»

16.04.2010 11:56
Интервью с руководителем управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергеем ДУКАНОВЫМ - Сергей Сергеевич, год назад вы предупреждали, что необдуманное предоставление налоговых льгот местным предприятиям может отрицательно сказаться на самих льготополучателях. Судя по недавним заявлениям об использовании крупными производителями посреднических торговых схем (о чем "ВК" писал в номере от 10 апреля), вы не изменили своего мнения? - Не изменил.

Интервью с руководителем управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергеем ДУКАНОВЫМ

- Сергей Сергеевич, год назад вы предупреждали, что необдуманное предоставление налоговых льгот местным предприятиям может отрицательно сказаться на самих льготополучателях. Судя по недавним заявлениям об использовании крупными производителями посреднических торговых схем (о чем "ВК" писал в номере от 10 апреля), вы не изменили своего мнения?

- Не изменил. Хотя ситуация с неоправданными налоговыми льготами меняется -- например, региональные власти убрали льготы по налогу на имущество и по налогу на прибыль предприятиям химического комплекса. Я всегда говорил, что они не стимулируют инвестиционную деятельность и модернизацию производства. Поэтому отмена льгот, в моем понимании, -- первый серьезный шаг на пути к ревизии тех льгот, которые ранее выдавались нашим заводам. Я по-прежнему считаю, что все имеющиеся льготы, которые есть на сегодняшний день и будут предоставляться в будущем, должны носить инвестиционный характер. Предприятие в течение срока их использования должно дать экономический эффект. То есть производить больше продукции, больше платить налогов, увеличивать зарплату, привлекать специалистов. Тогда у налоговых льгот есть будущее, есть какая-то перспектива. Но, к сожалению, большинство льгот, которые выдавались ранее, носят совершенно иной характер. Они не влекут за собой ни увеличения объемов производства, ни привлечения новых инвесторов, ни расширения производства, ни увеличения численности персонала или количества уплаченных налогов. Что самое обидное, в последующем они влекут за собой банкротство получателей. Спрашивается, зачем их давать, если предприятие, рентабельное до льгот, после их получение оказалось нерентабельным? Налицо недальновидность менеджмента предприятий.

- Как я вас понял, "химиков" уже лишили льгот. У "Минудобрений" намечаются проблемы?

- Не думаю. Они пользовались льготами около полутора лет. Сэкономленные средства были освоены, и вопрос об их возврате не стоит. Предприятие было рентабельным и до льгот, и после остается таковым. Я серьезных проблем не вижу.

- Значит, кто-то льготами умеет пользоваться.

- Да, но вы не забывайте, что это расслабляет предприятие, расслабляет чиновников, принимающих решения по льготам. Появляются коррупционные риски. Например, при лоббировании льгот на следующий период.

- О том, расслабились ли местные предприятия в прошлом году, могут сказать налоговые итоги 2009-го. Каких показателей добилась ваша служба?

- В 2009 году УФНС придерживалось определенной стратегии. Мы понимали, что у нас будет мало возможностей для получения сверхдоходов в виде налоговых поступлений от экономической деятельности предприятий. Поэтому решили сделать акцент в первую очередь на контрольную работу, работу с задолженностью и заводами, находящимися в процедуре банкротства. Действительно, так оно и получилось. Выручка предприятий области упала, индекс промышленного производства опустился, существенно сократились налоговые поступления. Но сохранить уровень 2008 года нам помогло то, что мы в первую очередь смогли взыскать по контрольной работе почти 2 млрд рублей, что на полмиллиарда больше, чем в 2008-м. Мы не просто сохранили уровень позапрошлого года, а увеличили на полмиллиарда поступления в бюджет. А от задолженностей прежних лет взыскали в бюджет примерно 6 млрд рублей -- почти на 1 млрд больше, чем в 2008 году. Вот она, примерная разница в 1,5 млрд. То, что область потеряла на экономическом кризисе, и то, что мы смогли восполнить непосредственно работой с банкротными предприятиями и долгами.

Стратегия была простая, и мы ее, на мой взгляд, выполнили хорошо. Теперь выходим уже, скорее всего, на какие-то элементы экономического роста. Потому что по первому кварталу существенно опережаем поступления первого квартала 2009 года по всем видам налогов, и особенно сильно - по налогу на прибыль (рост почти на 20%). Есть рост и по НДС, и по налогу на доходы физлиц, правда, пока незначительный. Мы пытаемся выяснить, с чем это связано. Возможно, с уходом в тень малого бизнеса, поскольку с началом кризиса многих предпринимателей потянуло на "конверты". Поэтому мы решили усилить работу комиссий по легализации заработной платы.

Хорошо по итогам 2009-го и в первом квартале текущего года показали себя все крупные организации, которые зарегистрированы за пределами области. Речь идет о наших крупнейших плательщиках - Ю.-В.ж.д., пивзаводе "Балтика", Нововоронежской АЭС. Существенные поступления дают муниципальные "Теплосеть" и "Водоканал", на которые кризис не повлиял. ВАСО тоже показало хороший результат. Можно сказать и о "Воронежстальмосте", но он сильно провалился в прошлом году. Думаю, сейчас предприятие будет здорово подниматься. Крупным плательщиком остается концерн "Созвездие". Если говорить по отраслям, то за три месяца 2009-го в строительстве налоговые поступления увеличились, однако рынок недвижимости, оптовая и розничная торговля не дают ожидаемых поступлений, которые были хотя бы в первом квартале 2009 года. Если положительная тенденция трех месяцев сохранится и в последующем, мы сможем говорить об устойчивом росте темпа поступления налогов. И, наверное, об устойчивом росте экономических показателей области. Возможно, вплоть до выхода на докризисный уровень.

- Какие результаты показывают, так сказать, инновационные предприятия - местные технопарки и инкубаторы?

- Извините, но как я понимаю, в нашем случае технопарк - немного некорректное название. Все думали, что технопарк - некая точка, где будет создаваться новый бизнес. А у нас под эту вывеску просто объединили действующие предприятия, включая "дочек" ВАСО. Да, возможно они успешны, но как с технопарком, так и без него. В инкубаторах также организаций много, но численность персонала в них маленькая, зарплата такая же, доходов мало, налогов еще меньше. Поэтому пока, на мой взгляд, с социальной точки зрения привлечения рабочей силы и уплаты налогов, инкубаторы себя тоже не оправдывают.

- Прокомментируйте информацию о том, что, несмотря на кризис, у воронежцев увеличились накопления на банковских счетах.

- Можно охарактеризовать этот факт двояко. С одной стороны, хорошо, что у нас выросли вклады населения. Ведь в связи с кризисом наблюдался некий отток капитала из банковской сферы. Соответственно, теперь деньги начали активно возвращаться обратно на депозиты, которые по-прежнему считаются эффективным вложением средств. Но существенный минус, который мы видим, заключается в том, что, к сожалению, накопления в банках неравномерно распределяются на жителей области. Точнее, они ложатся на группку лиц, процент которой близок к одному-двум максимум. Соответственно, здесь нельзя однозначно говорить, что есть накопление капитала у жителей губернии. Есть накопления у определенных людей.

- Кто они?

- Трудно сказать. Я думаю, что это, скорее всего, люди, которые в разгар кризиса выводили свои средства в иностранную валюту, в чулок, а теперь понесли их обратно в банки. Массовый вывод приходился как раз на конец 2008 - начало 2009 года. Теперь мы, напротив, наблюдаем положительную динамику.

- То есть люди возвращаются к цивилизованным финансовым схемам?

- Безусловно, население начинает доверять банковской сфере. Гарантии, которые дает государство по вкладам, работают. Главный игрок у нас, конечно, Сбербанк. С ним в ближайшее время никаких проблем не предвидится, вот люди и понесли деньги. Получать проценты лучше, чем просто хранить денежки дома. По официальным данным, в области проживают 159 человек, имеющих годовой доход свыше 1 млн долларов.

- Расскажите подробнее о тех предприятиях, с которых вам удалось взыскать долги прошлых лет.

- У нас стабильно были проблемы с "Воронежтеплосетью", в прошлом году удалось договориться, так что сегодня мы имеем положительные результаты как по погашению старой задолженности, так и по текущим платежам. Они выплачиваются с ростом по сравнению к предыдущему периоду. С "Водоканалом Воронежа" достигли соглашения, и в апреле мы видим платежи по всем текущим статьям в полном объеме. В 2009 году мы не имели 100% платежей по текущим обязательствам. Семилукский огнеупорный завод -- тоже положительный результат: у него было 59 млн рублей долга на начало процедуры банкротства. Сейчас он полностью погашен, процедура банкротства прекращена. Мы рассматривали на своих комиссиях много других предприятий, которым и отсрочку давали, и применяли в их отношении меры принудительного взыскания. Почти у всех есть положительная динамика - например, у шинного комплекса "Амтел-Черноземье" роста задолженности, несмотря на финансовые проблемы, не наблюдается.

А вот "Рудгормаш" те обязательства, которые на себя брал, к сожалению, не выполнил. Наоборот, наращивает свою задолженность: в общей сумме - около 500 млн рублей долгов перед бюджетом, из которых 100 млн в реестре, остальные за ним. По ЗАО "Рудгормаш" уже на сегодня долг около 129 млн рублей, хотя еще осенью, когда на координационном совете у губернатора выступал Анатолий Чекменев, долг был 59 млн. Тогда давались обещания об их полном погашении в течение двух-трех месяцев. У меня создалось впечатление, что это либо умышленная позиция менеджмента (но она опасна уголовным преследованием), либо неумение владеть ситуацией. Тогда, конечно, предприятие будет катиться под гору, дальше его судьба непредсказуема. Мы подали заявление на банкротство ЗАО "Рудгормаш", пока оно приостановлено в связи со спорами в суде, где в очередной раз обжалуется наше решение. Мы ждем, когда оно вступит в законную силу, затем начнется процедура банкротства.

Ситуация с уголовным делом против Чекменева никак не соотносится с налоговыми правоотношениями и никак не накладывается на наши отношения ни с ОАО, ни с ЗАО "Рудгормаш". Но она имеет косвенное отношение к процедуре банкротства ОАО, ведь если удастся доказать факт незаконного вывода активов из ОАО, то соответственно будет доказан и факт преднамеренного, фиктивного банкротства. Тогда арбитражный управляющий сможет вернуть активы в ОАО и выставить их на торги, а реализация активов позволит в полной мере погасить требования всех кредиторов, в том числе и налоговых органов. Пока процедура банкротства находится в заторможенном состоянии. Так как все действия, связанные с реализацией имущества и торгами, приостановлены до рассмотрения спора по существу.

- На мой взгляд, несколько заторможен в нашей области переход на электронное правительство. Хотя налоговая служба по Интернету, насколько мне известно, давно и просто общается с предпринимателями.

- Налоговая служба с определенной точки зрения является локомотивом создания в России некоего электронного общества. Налоговики научились предоставлять электронные услуги налогоплательщикам в виде приема деклараций, в виде сверки расчетов по счетам, в виде выписки операций из лицевого счета. Начали оказывать услуги физическим лицам по задолженности. Мы можем людям показать и рассказать, что с их задолженностью происходит. Достаточно иметь доступ в Интернет. Очень популярная вещь. После введения услуги в налоговые органы Воронежской области поступило более 2 млн налогов, в целом по стране поступления приближаются к полумиллиарду. Дальше служба хочет объединить все платежки физических лиц в одну - за землю, транспорт и имущество.

Конечно, хорошо было бы рассчитываться не через кассу банка, а через электронную систему платежей. Во многом мы должны исходить не только из наших потребностей, но и из возможностей банковской системы: сможет она организовать такой сервис, тогда, пожалуйста, вы, не выходя из дома, совершаете платеж. В целом сокращается общение с клиентами тет-а-тет, увеличивается контакт через телекоммуникационную связь. Более 60% предпринимателей и юрлиц области подают документы в электронном виде, не приходя в налоговый орган. Есть желание перейти на регистрацию юрлиц и предпринимателей тоже через Интернет, соответствующий проект федерального закона подготовлен, вносится в Госдуму.

- В новую систему "одного окна", которую вновь стараются реализовать в нашей области, вы вписываетесь?

- Служба "одного окна", которая существовала в Воронежской области, превратилась в некую посредническую структуру, которая своими руками и ногами разносила бумажки по разным инстанциям. Разносить разносила, но по причине несогласованности действий между службой и ведомствами, а также между самими ведомствами фактически результата нельзя было добиться. А когда такие услуги оказались платными -- по тарифам, разумеется, -- появились структуры, которые за большую плату предлагали более "широкое окно". Хорошая идея была порушена. Сейчас попытка ее реанимировать в ином качестве. Дай бог, она получится. Службы договариваются между собой. Мне хотелось бы пожелать больше именно электронных сервисов. Чтобы люди не шли туда толпами, а посылали свои обращения через Интернет. Мы все наши услуги, оказываемые через электронную сеть, хотим там тоже реализовать, вплоть до выдачи бесплатных выписок из реестра. Фактически мы можем существенно сократить расходы предпринимателям на подтверждение их правового статуса. Главное -- всем сторонам процесса обговорить условия информационного обмена, установить одинаковые программные средства.

- Давно идет речь о необходимости введения унифицированных ставок налога по одним и тем же направлениям деятельности. Перемены намечаются?

- Ситуация меняется, но не так быстро. Губернатор поддержал нашу позицию. Мол, неправильно, если мастерская по ремонту автомобиля в Острогожске платит в три раза больше налогов, чем такая же в Воронеже. Неправильно, когда участник боевых действий в Воронеже налог не платит, а участник из села платит. В чем между ними разница? Ведь не только область одна, страна одна, а получается, что нет. Я привел два самых примитивных примера. А вообще из-за разногласий по льготам и коэффициентам, ставкам налога нет поддержки бизнеса в районах, поэтому люди и бегут в город. Надо сделать так, чтобы в селе работать было выгодно. Пусть будет перераспределение рабочей силы. Ведь налоги имеют еще и регулирующую функцию, в определенном смысле социальную.

Мы стали смотреть районные больницы: однотипные, с одним количеством этажей и земли. Но в три-четыре раза отличается у них налог в зависимости от района. Почему? Дороже земля? Ну так она же не под картошку предназначена, а под учреждения здравоохранения. Но могу сказать: если в прошлом году в области было два, а то и три авансовых платежа по земле, то сегодня мы добились, чтобы районы области отменили во всех своих поселениях авансовые платежи. Они сделали один платеж, и некоторые уже притянули к одному времени сроки уплаты земельного налога, имущественного и транспортного. Есть районы, где мы не добились понимания, но, думаю, губернатор поможет решить проблему.

- С 1 апреля все платежные терминалы должны быть обеспеченны кассовыми устройствами, как ситуация с нововведением выглядит на сегодняшний день?

- Мы уже больше месяца работаем с владельцами терминалов. Поняли, что они до последнего момента надеялись на перенесение сроков или вообще отмену закона. Соответственно, никто даже не пытался устанавливать кассовые аппараты. Мы посчитали расходы на содержание терминалов и доходы их владельцев. Так вот, сумма на содержание кассового аппарата, включая его приобретение, по нашим данным, составляет менее 1/10% годового дохода, который получает владелец терминала. Поэтому заявления о повышении тарифа до 10% из-за установки кассы -- либо фантастика, либо чье-то желание. А почему тогда не на 30%? По нашим данным, в среднем чистый доход владельца терминала в области составляет около 100 тыс. рублей в месяц. В городе та же величина доходит до миллиона и выше. Предположим, самый дорогой кассовый аппарат приобретут за 10 тысяч рублей, его установят и будут обслуживать, это 15 тысяч рублей единовременный платеж, и каждый год еще по тысяче рублей. Мелочь по сравнению с прибылью.

Это все, мне кажется, небольшое лукавство. На сегодня владельцы терминалов в массовом порядке устанавливают кассовые аппараты. К сожалению, сервисные центры с таким объемом заказов уже не справляются. Думаю, пройдет месяц-два, и проблема решится. По недавней статистике, из 1300 терминалов, расположенных в области, 300 уже имеют кассовую технику, 400 принадлежат банкам, остается 600 аппаратов. Так, в сервисных центрах области уже 400 заказов, остается не так много. Зато область может дополнительно получать порядка 72 млн рублей в год за счет обязательного внедрения кассовых устройств в платежных терминалах.

Беседовал Андрей ЦВЕТКОВ
Воронежский курьер, № 41 от 15.04.2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0