Воронеж. 30.04.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Несмотря на то, что основным видом деятельности сельскохозяйственного перерабатывающего снабженческо-сбытового потребительского кооператива «Экоптица» является производство мяса цыплят-бройлеров, предприятие развивается практически по всем отраслям производства сельскохозяйственной продукции. О том, почему кооператив лучше агрохолдинга, где выращивается сырье для норковых шуб и почему черноземное куриное яйцо в рамках импортозамещения переплюнуло по качеству импортную продукцию, «Абирегу» рассказал руководитель СПССПК «Экоптица» Эдуард Кирьянов.
– Расскажите, с чего вы изначально начинали строить свой бизнес.
– Строить бизнес начали с этого комплекса, где находимся (в то время это был свинокомплекс), а с 2004 года реконструировали его под птицеводство. Реальный бизнес начался именно тогда, а до этого это было, скорее, мелкое предпринимательство. Почему решили заниматься птицей? В то время это было не самым простым направлением и далеко не самым рентабельным. В стране, по сути, не было своей качественной сельскохозяйственной продукции. На тот момент была в регионе единственная птицефабрика – это «Куриное царство», ее владельцами были американские инвесторы. Сейчас это актив компании «Черкизово». Так что и сейчас крупных птицеводческих хозяйств только два – они и мы.
– То есть начали с птицы? И потом по мере развития постепенно присоединилось свиноводство и другие направления?
– Постепенно развивались, появилась земля, начали заниматься поголовьем крупного рогатого скота, потом построили молокозавод и сырзавод.
– Вы позиционируете себя как кооператив. Такая форма оправдала себя?
– Каждый член кооператива мог со своими активами, со своими оборотными средствами зайти, укрупнить кооператив и в то же время иметь от него четко обозначенную долю. По идее, кооператив – это объединение разных юрлиц, которые реально пользуются благами совместного хозяйствования.
– Сколько у вас таких партнеров?
– 12 человек. По большей степени каждый из них самостоятелен. Каждое юрлицо – это отдельные физлица, которые являются учредителями юрлица, а юрлицо, в свою очередь, является членом кооператива.
– Вы глава кооператива?
– Юридически я являюсь председателем, мы равноправные партнеры. Каждый просто имеет свою долю.
– Сейчас какое приоритетное направление из всех, которые у вас есть: птица, животноводство, растениеводство?
– Пожалуй, я не смогу выделить какое-то особо. Нет приоритетов в направлениях.
– Вы запустили новую звероводческую ферму. Кого разводите?
– Норку. 35 тыс. шкурок мы за прошлый год получили. В 2021-м планируем в 2 раза больше. Инвестиции в проект составили около 200 млн рублей. В этом направлении образовалась свободная ниша − в Европе тренд к снижению поголовья, некоторые страны и вовсе полностью запрещают выращивание норки. У нас разрешено, к тому же в Китае большой спрос на норку. Племенное поголовье завозим из Голландии, Польши.
– Как вам удается сохранять этот баланс – чтобы и качество соблюдать и присутствовать в торговых сетях без убытка себе?
– Если мы позиционируем себя как производителя качественной продукции, то никаких уступок в угоду конъюнктуры рынка не будет. Что касается торговых сетей, то их специалисты прекрасно видят, какой продукт им предлагают. Наша продукция будет востребована всегда: товары премиум-качества по средней цене, ретейлу нужен такой ассортимент. У нас есть своя рентабельность, и она нас устраивает. А цены, которые мы предлагаем ретейлу, устраивают их.
– Какова рентабельность по бизнесу в среднем?
– 10-15% у нас есть. Это вполне нормально, для того чтобы развивать и поддерживать производство.
– Свою розничную сеть не планируете развивать?
– У нас есть 20 магазинов «Экоптица» в Липецке. Планируем увеличить количество торговых точек до 200.
– Это выгодное направление – собственную розницу развивать?
– Нет, скорее, больше в рекламных целях.
– То есть всё равно приходится делать ставку на ретейлеров?
– Наши объемы мы самостоятельно никогда не реализуем. Собственная розница – это чисто реклама и визуальное нахождение на розничном рынке.
– Ваша продукция в каких регионах присутствует?
– Воронеж, Липецк, Тамбов, Рязань, Орел, Тула, частично Москва. Кстати, яйцо, благодаря грамотной логистике, даже до Анадыря доезжает.
– Объемы продаж планируете увеличивать?
– Нет. По мясу птицы, по крайней мере, точно. Мы производим 5 тыс. тонн в месяц.
– Новый проект по производству яиц, в который вы вложили 2 млрд рублей, уже вышел на проектную мощность?
– Думаю, да. Производим 45 млн яиц в месяц, полмиллиарда – в год. А вот молочное направление мы будем развивать, сейчас строятся дополнительно два комплекса на 4 тыс. голов. На данный момент у нас 5,3 тыс. голов дойного стада. Получается, будет 9,3 тыс. голов до конца этого года.
– Будете закупать нетелей или у вас собственное племенное стадо?
– И закупаем, и собственное стадо разрастается.
– Каковы инвестиции в этот проект?
– 4 млрд рублей инвестируем в животноводство и переработку. В целом это два животноводческих комплекса – комбикормовый завод и завод по производству сыра.
– Сразу же решили заниматься дополнительными сырными мощностями?
– Да, оборудование оплачено, ждем. Скорее всего, оно приедет к нам в конце года. А пока занимаемся строительством помещения под сырзавод. Планируем производить 23 тонны сыра ежесуточно. На это ежедневно будет уходить 250 тонн сырого молока. Так что всё собственное произведенное молоко направим на свои нужды. С необходимыми объемами справимся, потому что у нас каждая корова в год дает по 11-12 тонн молока. К слову, в среднем по отрасли – 6 тонн. Таких показателей мы добиваемся за счет строгого соблюдения технологических подходов производства молока, использования качественных сбалансированных кормов.
– С сырьевой базой есть проблемы? Где покупаете корма?
– Чтобы обеспечить животноводство, у нас кормовой базы достаточно. Для птицеводства покупаем на стороне. Проблем нет.
– Вы ставили когда-то задачу по импортозамещению – сделать так, чтобы местное яйцо было не хуже импортного? Получилось?
– Да, вполне. Были построены три птицефабрики, производственные мощности загружены на 100%, уже несколько лет получаем инкубационное яйцо высшего качества. Кстати, яйца даже выше по качеству, чем импортная продукция. Сейчас строим еще целую очередь площадок по производству яиц. Первую очередь мы уже запустили, начинаем строить вторую. Это тоже производство именно инкубационного яйца.
– Какая будет производственная мощность?
– Там сейчас производится 12 млн яиц в год. И будет зеркальная площадка еще на 12 миллионов. Эти две площадки будут производить яйцо на продажу, а свои потребности в производстве яиц для выращивания цыплят и кур мы закрыли благодаря ранее построенным трем птицефабрикам.
– То есть у вас полный производственный цикл?
– Выращиваемое поголовье дает инкубационное яйцо, его мы инкубируем, и выращиваем кур на своих площадках, забиваем мясо в собственном убойном цехе, потом реализуем его через колбасный завод.
– А со свининой как обстоит дело? Тяжело ли конкурировать с лидерами производства?
– Мы ни с кем не конкурируем. Мы просто работаем. У нас нет слова «конкуренция», каждый занимается своим делом – выращивает и реализует.
– Профицит по мясу курицы сильно ощущаете?
– Он сезонный. Часто бывает осенью.
– Как считаете, Россия обеспечена курицей и свининой на 100%?
– Эти два направления реально обеспечены на 100%. Есть проблемы, они касаются эпидемиологических заболеваний поголовья. Делаем всё возможное, чтобы от этого защититься. Это составная часть технологии – профилактика и защита животных от заражения инфекционными заболеваниями.
– Свинокомплекс в Лубне на какой сейчас стадии развития?
– Уже год работает при полной загрузке мощностей. Производим порядка 9 тыс. тонн свинины в месяц. Для переработки ежедневно поступает 10 тонн полутуш.
– Экспортируете свою продукцию?
– Нет, мы не хотим пока переходить на такие объемы производства, чтобы не было возможности реализовать продукцию на внутреннем рынке. Внешний рынок достаточно капризный, мы сразу станем заложниками того объема, который будет необходимо реализовывать. Обострение политической обстановки, пандемия − слишком большая зависимость от внешнего рынка может быть губительна.
– Государство помогает субсидиями, иными преференциями?
– Помогает. С 2006 года мы постоянно имеем доступ к «дешевым» кредитным деньгам под 2% годовых.
– А с региональной новой властью успешно складываются отношения?
– Артамонов как губернатор умнейший. Другой формат, другое поколение. Есть с кого брать пример. Я уверен, это серьезный бизнесмен, и как управленец, на мой взгляд, он делает конкретные шаги, разносторонние и правильные. Не знаю, как у него это получается.
– Вам кажется, эта стратегия правильная?
– Это просто единственная сейчас стратегия развития. Где-то это будет тяжело, где-то долго из-за отсутствия квалифицированных кадров. Но других нет, значит, их нужно обучать, они должны быть замотивированы Я не знаю, чем мотивируют чиновников, но без мотивации никто работать не будет.
– А вы чем мотивируете собственных сотрудников?
– У нас в штате более 4 тыс. человек. Мотивация стандартная: заработная плата и соцпакет: сотрудник должен нормально зарабатывать на предприятии, чувствовать себя защищенным: заболел – поможем, нужен кредит – дадим. И с жильем помогаем, строим поселок для сотрудников.
– Средние зарплаты в рынке?
– Даже немного выше рынка.
– Назовите основные проблемы бизнеса.
– Бизнес – это вообще одна большая проблема. Но мы же живем, развиваемся, поэтому для жалоб нет причин. У нас нет таких насущных проблем, с которыми мы не могли бы справиться. Если ты занялся бизнесом, знай, что путь тернистый, так что работай, не жалуйся.
– Получается находить время на что-то другое, не связанное с рабочим процессом?
– Конечно! На всё нахожу время − на отдых, на семью, на общение. Да, совсем отключиться от работы не получается, бизнес − процесс круглосуточный, но грамотно распределять свое время на всё, что мне дорого, вполне по силам.
– В политику не собираетесь?
– Если только я сойду с ума. Я бизнесмен до корней волос, политика – это точно не мое.