WorldClass

22 сентября 2024, 00:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // «Мы препарировали город со всех сторон»

29.04.2010 15:03
Профессор ВГУ Юрий Трещевский — о стратегии развития Воронежа В ближайшее время должен быть подготовлен окончательный вариант стратегического плана развития Воронежа. Его проект разрабатывался группой ученых во главе с завкафедрой экономики труда и основ управления Воронежского госуниверситета профессором Владимиром Эйтингоном. Однако обсуждения стратегии с общественностью показали, что многие воронежцы видят будущее города иным, чем разработчики.

Профессор ВГУ Юрий Трещевский — о стратегии развития Воронежа

В ближайшее время должен быть подготовлен окончательный вариант стратегического плана развития Воронежа. Его проект разрабатывался группой ученых во главе с завкафедрой экономики труда и основ управления Воронежского госуниверситета профессором Владимиром Эйтингоном. Однако обсуждения стратегии с общественностью показали, что многие воронежцы видят будущее города иным, чем разработчики. О документе в интервью «ВК» рассказывает заведующий кафедрой экономики и управления организациями ВГУ профессор Юрий ТРЕЩЕВСКИЙ.

— Юрий Игоревич, на решение каких проблем в первую очередь направлена стратегия?

— Основная масса предложений касается системы жизнеобеспечения города. Те, кто участвуют в обсуждении документа, акцентируют внимание на том, что нам нужны улучшения не столько в плане структуры экономики, сколько в плане обеспечения качества жизни (зеленые насаждения, детские сады, доступность школ). Но есть больные вопросы, которые всплывают во время обсуждения стратегии. В частности, о том, что мы планируем сделать Воронеж не промышленным центром, каковым он всегда считался, а, как некоторые выражаются, купеческим. Я сам ничего не имею против купечества или какой-то другой отрасли, но иногда нас прямо упрекают в том, что мы предлагаем деиндустриализацию города.

— Вы ее правда предлагаете?

— Вся проблема в том, что деиндустриализация происходит независимо от нашей воли или желания. Тенденция наблюдается с начала девяностых годов — после того как наш оборонный комплекс стал сворачиваться.
Стратегическое направление развития города не должно быть связано с реанимированием того, что объективно погибло. Да, мы можем говорить: кое-что у нас осталось, и некоторые производства держатся. Но мы знаем, что они базируются на старых технологиях, на изношенных фондах, что в них нет реальной, то есть денежной, потребности. Нам возражают: давайте выпускать лайнеры, возрождать экскаваторы, налаживать производство телевизоров. Но мы знаем, чем такие попытки заканчиваются.
Если сделать акцент на реанимации подобных производств, эффекта не будет. Нас выбьют и с мировых, и с отечественных рынков. Ведь у нашего города достаточно много конкурентов в плане промышленного производства. Многие критикуют нашу позицию о том, что экономика должна быть диверсифицирована. Действительно, прямой причинно-следственной связи между степенью диверсификации и темпами экономического роста нет. Но более диверсифицированные структуры имеют большую способность к выживанию. Поэтому мы не предлагаем деиндустриализацию экономики, а хотим учитывать ее как медицинский факт при выборе стратегического вектора развития.

— Как то, о чем вы говорите, может выглядеть на практике?

— Например, мы настаиваем на развитии логистических сетей, в том числе торговых. На улучшении условий жизнедеятельности общества, чтобы позиционировать Воронеж как город, обеспечивающий геополитические интересы России, связывая центр и юг страны. У Воронежа хорошая транспортная система. Если, допустим, наш город и не является крупным транзитным железнодорожным центром, то уж автомобильным однозначно. Трасса М-4 соединяет российскую столицу с черноморским побережьем, с портами, которые имеют не только экономическое, но и геополитическое значение. Крупных городов, расположенных прямо на магистрали, всего два — Воронеж и Ростов-на-Дону. Но Ростов вообще-то не конкурирует с нами, особенно по промышленному производству. Там делают другие вещи.

Наши главные регионы-конкуренты — прежде всего в промышленной сфере — Самара, Пенза и Московская область. Поэтому нам в рамках общего движения на усиление геополитических позиций нужно серьезно задуматься о том, каким образом мы будем пытаться сохранить Воронеж как город с развитой индустрией. Все реальные тренды экономики, к счастью, на нашей стороне. У нас хорошо развита пищевая промышленность, постоянно растет (за исключением кризисного провала) производство стройматериалов. Вот те векторы, которые обозначились в последние годы. Но мы понимаем, что без машиностроительного блока город будет все-таки неполноценным.
В рамках нашего исследования проводился масштабный соцопрос, направленный на выявление позиции различных слоев населения по поводу того, в каком секторе экономики они хотели бы работать сами, в качестве кого, куда бы они направили своих детей. В среднем где-то 17% горожан ответили, что хотели бы видеть своих детей в качестве рабочих промпредприятий. Так что индустриальный сектор необходимо сохранить, в том числе и для того, чтобы люди находили место для своей деятельности в соответствии со своими пожеланиями. Пусть их не большинство, но и мы не говорим, что город нужно опять сделать промышленным с Северного микрорайона и до Отрожки. Необходимо развитие индустриального сектора, но высокотехнологичного. Иначе мы будем уязвимы.

Высокотехнологичный блок предприятий позволит Воронежу вписаться в более широкую сеть связей и внутри страны, и за рубежом. Здесь и привлечение технологий, и экспорт наших инноваций. В целом наш промышленный блок, конечно, разнороден. Наряду с теми крупными предприятиями, которые достались нам от семидесятых-восьмидесятых, у нас возникли относительно небольшие заводы, многие из которых отпочковались от крупных. У них есть контакты и с зарубежными, и с крупными потребителями внутри страны, в том числе с нефтегазовым сектором. А он перспективен, сколько бы ни говорили об энергии ветра и других заменителях нефти. Связи нашего машинострои¬тельного комплекса с добывающим эффективны. К сожалению, таких предприятий немного, а их оборот небольшой. Они отгружают продукции на 150 — 250 млн рублей в год.

— Но некоторые из таких предприятий — тот же «Рудгормаш» — лихорадит...

— Чтобы лихорадка отдельных заводов меньше передавалась всему городу, необходимо определить индустриальные точки роста. Их можно поискать и в радиоэлектронном блоке, который, казалось бы, погиб, и в приборостроении. Могут быть созданы новые малофондоемкие производства, связанные с развитием той же фармацевтики. Поиск ниш, где могут внедряться наши предприятия и куда мы можем завлечь капиталы (в плане распространения новых технологий), в индустриальном секторе сейчас — главная задача. Если мы хотим удержать промышленность хотя бы на том же уровне, который у нас есть, в тех же объемах, ее надо постепенно заменять высоко-технологичными производствами. Инновационная составляющая у нас неплохая. Но ее надо перестроить в русло модернизации промышленности, превращения ее в диверсифицированную систему. Таким образом мы уйдем от того порядка, кото¬рый складывается сейчас: пищевка, производство стройматериалов, химия и нефтехимия. Надо создавать средние высокотехнологичные предприятия, о малых я уже и не говорю.

— Что уже может выступить в качестве рецепта для развития Воронежа?

— Работая над стратегией, мы препарировали город со всех сторон. Посмотрели, допустим, как выглядит Воронеж в более общих системах координат: область, Центральный федеральный округ, Россия. Взяли периоды 2006 и 2008 годов по самым разным позициям: и по объему отгруженных товаров, и по смертности, и по зарегистрированным преступлениям. В результате мы показываем точки роста, которые обозначились в городе, и говорим о том, что необходимо сделать для их поддержки. В первую очередь речь идет о транспортной инфраструктуре, торговле и финансовой сфере. В последней, надо сказать, Воронеж серьезно продвинут. У нас значительная концентрация финансовых ресурсов. Мы отличаемся тем, что зарплата у нас невысокая, а вклады населения на счетах большие. Их нужно вбросить в реальную экономику посредством вовлечения банков в перспективную деятельность. В то же строительство рекреационных сооружений. В те же торговые центры. В развитие дорог. Вот то, чего нам не хватает, — при том, что город не может отвлечь на все названное бюджетные средства.

Также город оказался несбалансированным по развитию социальной инфраструктуры. Новые микрорайоны лишены элементарных вещей: яслей, садиков. А это в потенциале — социальное напряжение. Если город будет строить такие учреждения сам, он умрет. Но есть же градостроительные нормы. Есть положения, которые муниципалитет может вводить сам, чтобы направлять средства тех же строительных организаций на обеспечение инфраструктурой. Или конкурсы — самый простой инструмент. Нельзя навязать строителю возведение школы, но можно предоставить ему землю. То есть нужно вводить в инвестиционный конкурс положение: дескать, на столько-то квартир должны быть ясли, а на столько-то — школа.

— Многие воронежцы в своих предложениях говорят, что город утрачивает качество жизни с точки зрения насыщенности зелеными насаждениями...

— Строителям выгодно возводить жилье там, где есть инженерная инфраструктура. Но завтра окажется, что сети не могут выдерживать нагрузку. Поэтому одно из наших предложений — создание городской агломерации. Давайте мы растянем Воронеж по транспортным магистралям. Давайте не валить все дома в центр, не перегружать его и не превращать в сплошные автопробки, а растягивать. Такова практика развитых стран.
Пусть где-то будет удорожаться строительство, но в таком случае надо предусмотреть компенсационные меры. Мы все знаем, что такое процедура получения разрешения на строительство. Давайте скомпенсируем: строители заходят на пустые участки, но зато согласовательные процедуры на направлениях агломерирования для них будут упрощены. Мы уже видим, что фрагментарная агломерация идет сама по себе. Строительство наблюдается на территориях Рамонского, Новоусманского районов.
Возникают не только жилые комплексы, но и торгово-рекреационные центры, как «Град» напротив поселка Ямного. Давайте растянем город и по другим направлениям. Иначе мы задохнемся и не избавимся от пробок.
Капитал пойдет туда, где ему будет комфортно. Не обязательно дешево. Думаю, в том же строительном блоке достаточно хорошие доходы, чтобы часть из них можно было направить на удорожание, связанное с развитием инженерных сетей. Другого выхода у нас все равно нет.

— Юрий Игоревич, нередко приходится слышать, что масштаб Воронежа не является его преимуществом, в том числе от гостей из регионов-соседей...

— Как сказать. В чем-то не преимущество, а в чем-то наоборот. К нам неспроста стремятся филиалы российских банков. В Воронеже сосредоточено больше, чем в Липецке, финансовых ресурсов, так как у нас больше носителей денежных средств, более комфортные условия работы, более эффективные условия с точки зрения взаимодействия с реальным сектором экономики. Сделать город таким, чтобы эффект масштаба реализовывался, можно за счет повышения комфортности обитания в нем. Например, у нас в городе чрезвычайно высокая насыщенность медперсоналом. Вы не поверите: на душу населения в Воронеже приходится больше врачей и среднемедицинского персонала, чем в Москве. И нет оснований считать, что его качество хуже, чем в других городах. А вот медицинская инфраструктура у нас слабая. Но ведь наличие кадров более важный фактор, чем наличие зданий. Пока есть люди, под них нужно создавать точки приложения труда и повышать эффективность здравоохранения. Нужны механизмы, которые позволят этим точкам развиваться. Одна из самых важных позиций — это дебюрократизация административных процедур.

— Заказчики стратегии, чиновники, признают проблему бюрократизации как основной тормоз развития Воронежа?

— К сожалению, система поведения государственных и муниципальных служащих вырабатывалась у нас десятилетиями. Поэтому от нее сложно избавиться в один момент. А вот факт деиндустриализации в мэрии признаются. Во всяком случае, руководством администрации и гордумы точно. Понятно, что развитие промышленности и торговли не взаимозаменяемы с точки зрения материального продукта. Но с точки зрения направления развития они взаимозаменяемы. Если когда-то торговля дополняла промышленность, то надо сделать так, чтобы сейчас промышленность дополняла третичный сектор: торговлю, финансы, отдых, услуги и так далее. Нам важно, чтобы критическая масса бизнесменов пошла по пути цивилизованного роста капитала. Работала на долгосрочные перспективы.

— На обсуждениях стратегии шла речь о том, что вы не предлагаете каких-то новых, сложных мероприятий. Все гениальное просто?

— Изобретать велосипед нет смысла. Проблема заключается не в наборе мероприятий. Они стандартны во всем мире. Наша задача заключалась в том, чтобы найти позиции, по которым можно сказать, что вот тут мы лучшие. И на них концентрировать обычный набор мероприятий, который отработан десятилетиями в развитых странах. Речь, в том числе, об административных и налоговых преференциях, хотя я лично не сторонник льгот. Преференции должны быть построены так, чтобы они требовали и большей отдачи от контрагента. То же самое требование по развитию социальной инфраструктуры. Взамен мы должны предложить простой механизм обустройства: выиграл конкурс — вперед, дальше вообще не твои заботы при составлении документов, мы их тебе оформим. Набор мероприятий должен быть простым. Самое эффективное, как известно, — молитва. Вопрос а том, за что молиться. Мы попытались на него ответить.

Беседовал Андрей ЦВЕТКОВ.


Тема номера

Вместо цехов концерна «Энергия» у цирка успешно работает крупный торговый центр. А на территории трикотажной фабрики выросло офисное здание. По какому пути дальше пойдет Воронеж: купеческому или не совсем?

СТРАТЕГИЯ-2020 ПО-ВОРОНЕЖСКИ

Согласно стратегии социально-экономического развития Воронежа, приоритетной целью развития города должно стать его превращение в лидера качества жизни в Центрально-Черноземном регионе. Вряд ли кому-то может не понравиться такая цель.

Как отмечают разработчики документа, в последние десятилетия, несмотря на большой экономический и человеческий потенциал Воронежа, темпы развития города постепенно снижались и по отдельным показателям уступают темпам развития некоторых других крупных городов. Но его имидж продолжает оставаться на общероссийском фоне достаточно заметным. Среди отраслей с положительной динамикой называются производство стройматериалов, пищепром, жилищное строительство, сфера торговли и услуг. Оборот организаций всех видов деятельности увеличился за последние пять лет в 1,6 раза.

Воронеж входит в число 15 крупнейших городов РФ. В разные исторические периоды миссия и статус города, а соответственно и динамика его развития, испытывали существенные изменения.
В XX веке вектор и динамику развития определяли формирование мощного индустриального потенциала и административный статус города. Но в результате структурных сдвигов — прежде всего в промышленности — город заметно трансформировался. Изменилось его положение в более крупных социально-экономических системах (Воронежская область, Центральный федеральный округ, РФ), а также среди областных центров Центрально-Черноземного региона. Поскольку по количеству жителей Воронеж превосходит другие столицы ЦЧР (ближайший по числу жителей Липецк — в 1,83 раза), даже высокие абсолютные результаты не обеспечивают ему высокого рейтинга по относительным показателям. Уровень и качество жизни населения, состояние отраслей социальной сферы и городской инфраструктуры по многим параметрам уступают среднероссийским показателям.

Причины негативных тенденций в развитии города разнородны по источникам и силе воздействия. Главные среди них: значительный спад производства в промышленности, в том числе на градообразующих предприятиях ВПК, неконкурентоспособность продукции; устаревшие основные фонды и низкий уровень производительности труда; прогрессирующее отставание в развитии городской среды обитания.
Город сохраняет, однако, конкурентоспособные преимущества, к каким могут быть отнесены общие масштабные характеристики и культурно-исторические традиции, научно-инновационный потенциал и образовательная система. Несомненные преимущества отличают и естественно-географическое расположение Воронежа. Однако закрепление, экстраполяция сложившегося тренда чревата в будущем утратой конкурентных преимуществ, дальнейшими потерями в темпах развития, имидже и значении города, в возможностях удовлетворения запросов его жителей. Поэтому, считают разработчики плана, в дальнейшем речь должна идти о поиске и реализации инновационного пути развития, модернизации экономики и социальной сферы.

Новая миссия нашего города — научно-образовательный центр подготовки кадров, разработки инновационных технологий и развития наукоемких отраслей производства товаров и услуг; транспортно-логистический центр меридиональной магистрали «Север-Центр-Юг» и широтной «Центр-Волга-Урал-Сибирь», обеспечивающий коммуникации между федеральным центром и Южным, Северокавказским и Поволжским федеральными округами; культурно-исторический и туристический центр, формирующий условия для достижения высокого уровня и качества жизни населения.
Впрочем, как сказано в плане, реализация стратегических целей, локализация и преодоление рисков возможны только при качественной модернизации системы управления городским округом. Модернизация должна быть произведена во всех элементах системы управления: организационной структуре и распределении полномочий и ответственности, информационной системе и документационном обеспечении, компетенциях всех категорий персон. Важнейшим ресурсом качества управления является вовлечение в самоуправление гражданского сообщества.

Андрей ЦВЕТКОВ.

КОММЕНТАРИИ
Александр СОЛОВЬЕВ, председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ:
— Исторически город развивался как промышленный центр. Внутри — селитебная зона, вокруг нее кольцо промышленных предприятий. Город рос бурно, населения внутри кольца стало не хватать, новые жилые дома возводились уже за промышленными зонами, потом новые селитебные зоны стали мешать дальнейшему развитию промышленных предприятий. В результате в Воронеже нарушены основные принципы градостроительной политики. Теперь исправить все сложно. Но все-таки мы промышленный город, а если кому-то захочется сделать его исключительно торгово-купеческим, то он должен ответить на вопрос: а чем люди будут заниматься? В миллионном городе людям нужно найти приложение для своих рук. В чисто торгово-развлекательный центр Воронеж не превратишь. Здесь созданы мощности, инфраструктура, она дает основания к тому, что нужно определить предприятия, которые имеют перспективы развития, сохранить их, направить средства, чтобы они развивались. От бесперспективных предприятий надо избавиться, и нужно думать, как высвободившиеся земли использовать. А с завершением строительства крупных торговых центров, я думаю, купечества в городе будет достаточно. Мы не планируем сегодня поддерживать строительство новых торгово-развлекательных центров. Поддержку мелких не исключаю, а крупные — нет. И если другие банки будут возведение новых крупных торговых центров поддерживать, они совершат ошибку.

Сергей КОЛИУХ, мэр Воронежа:
— Сейчас на федеральном уровне разработана стратегия развития страны до 2020 года. Мы идем в ногу со временем: у Воронежа впервые появится свой стратегический план развития. Документ наверняка станет важным элементом региональной политики. При его подготовке были даны рекомендации по совершенствованию муниципального управления развитием городского округа, по организации частно-государственного партнерства для развития социальной и инженерной инфраструктуры Воронежа.

Вячеслав ГОНГАДЗЕ, генерал-лейтенант, профессор Академии госслужбы при президенте России, заместитель председателя городской Общественной палаты:
— В целом, конечно, идея создания плана перспективного развития города абсолютно правильная и выполнена на высоком уровне. Но, очевидно, в силу каких-то веяний времени, установок, он не предусматривает сохранение лидерства города, и прежде всего в промышленном отношении, в наукообразовательном. Как мне представляется, разработчики пошли по общероссийскому пути, когда страна де-факто, а иногда и де-юре, признает, что она уже не супердержава. Что незачем развивать промышленность, ведь мы сырьевая, энергетическая страна.
Да, по числу гипермаркетов мы лидеры в ЦФО, уступаем разве что Москве и Московской области. Но ведь статус столицы Черноземья возник именно из-за промышленного развития Воронежа. И именно на него должна делаться ставка. Город располагает колоссальными ресурсами, кадрами. К примеру, если авиационный завод в год производит восемь самолетов, по налогам он перекрывает всех плательщиков левого берега и части правого. Как быть, если есть кадры, но нет инфраструктуры? Тут и должен работать план развития города. Наиболее мощные предприятия у нас федерального значения. Тот же авиационный завод, но ведь наша область не в силах заказывать для себя гражданские самолеты. Значит, проблемы ВАСО должен взять на себя федеральный центр. Аналогичная ситуация по механическому заводу.
Не в обиду будет сказано малому и среднему бизнесу, но он никогда не сможет заменить действительное промпроизводство, наукоемкое — «Электросигнал», ВЗПП и других. А они тянут за собой и градостроительство, и инфраструктуру. Также необходимо возрождать станкостроение, делать акцент на открытие новых наукоемких предприятий. Если мы развиваем нанотехнологии, если НИИ связи является головной структурой концерна «Созвездие», почему он не должен быть загружен?

Сергей ДУКАНОВ, руководитель регионального управления налоговой службы:
— Деиндустриализация нашей экономики произошла не вчера. Речь о тенденции конца девяностых годов. Поэтому и кризис так сильно на нас не повлиял. С точки зрения налоговых поступлений, промышленность сегодня играет не такую большую роль, как, предположим, играла 10 или 15 лет назад. Основная масса доходов — оптовая и розничная торговля, примерно треть всех поступлений. А промышленность даст нам, может быть, пятую часть. Государственный сектор, бюджетные учреждения, органы власти — до 25% поступлений. Причем чем беднее регион, тем больше доля госсектора. Мы не относимся к бедным (есть субъекты федерации, где до 80% составляет бюджетная часть). Строительство дает 10%, сельское хозяйство с точки зрения налогов я не могу выделить, оно занимает в пределах 1 — 1,5%.

Михаил ГУЛЕВСКИЙ, мэр Липецка:
— Воронеж — крупнейший город региона, обладающий всеми качествами современного мегаполиса: многоотраслевой экономикой, развитой транспортной и коммунальной инфраструктурой, большим образовательным, кадровым и культурно-историческим потенциалом. Я знаю, что руководство города активно приступило к разрешению системных проблем, которые накапливались годами, и сейчас город уверенно стал на путь динамичного развития. Воронеж был, есть и будет городом, который играет заметную роль не только в Черноземье, но и во всей Центральной России.


Воронежский курьер № 44 от 22.04.2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0