Воронеж. 28.12.2021. ABIREG.RU – Итоги года – «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат... и меня вылечат», – но кто, чем, качественно ли и за сколько? Вопрос медицинских услуг и лекарственного обеспечения как никогда остро стоит в последние два года. Неоднократно плановые приемы специалистов в государственных поликлиниках приостанавливались из-за эпидемиологической обстановки в регионах. Когда эти ограничения снимали, к специалистам невозможно было оперативно записаться, так как приемы были расписаны на месяц вперед. Людям приходилось чаще обращаться за услугами в коммерческие клиники, которые внедряли новые способы дистанционного приема в момент всеобщей самоизоляции и после ее отмены. Кроме того, во время мирового локдауна возникали перебои с поставками лекарств в медучреждения и частные аптечные сети. «Абирег» изучил состояние отрасли после кризиса, тенденции, проблемы и перспективы двух неотъемлемых частей сохранения здоровья человека – частных медицинских услуг и фармакологического бизнеса.
Ситуация на рынке медицинских услуг в цифрах
Росстат в докладе «Социально-экономическое положение России» за январь–август 2021 года привел статистику, касающуюся медицинских услуг. Оборот организаций, деятельность которых осуществляется в области здравоохранения, за восемь месяцев 2021 года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и составил 2448,1 млрд рублей, а общий объем платных медицинских услуг вырос на 34% и составил 502,6 млрд рублей. Также Росстат отмечает рост цен на медицинские услуги населению. Индекс цен и тарифов по сравнению с январем–августом 2020-го в 2021 году вырос на 4,7%.
19 сентября «Российская газета» со ссылкой на исследование Федерального научно-клинического центра ФМБА России объявила, что в первой половине 2021 года на платные медуслуги россияне в среднем потратили около 13 тысяч рублей. Также эксперты центра отметили, что у половины граждан расходы составили менее 5 тысяч рублей, а самые большие траты на медицину оказались у людей в возрасте 55–65 лет – 22 тысячи рублей за полгода. Наиболее популярной услугой в платных клиниках, которой пользуются россияне (62% опрошенных), стала сдача анализов.
Надо знать перед открытием
Основатель и генеральный директор Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина считает, что в городах-миллионниках этот рынок переполнен. «Для успешного входа на рынок это должна быть либо сеть клиник, которые имеют отлаженный механизм и работают по ДМС, либо это должна быть узкая клиника с широким спектром услуг, например, сейчас востребованы урологические, гинекологические. Сетевым клиникам легче, так как у них один бренд с отлаженной системой – нет необходимости выстраивать процесс с нуля. Но если сеть совершает единичную ошибку в системе построения бизнес-модели, эта ошибка повторяется во всех клиниках франшизы. Если сеть работает по добровольному медицинскому страхованию (ДМС), то мы, условно, заключаем договор с Ашаном, магазины которого работают по всей стране. Такая клиника уже не будет искать пациентов, они работают по ДМС, это выгодно. Что касается открытия в новом регионе, то большим сетям, например «Инвитро», будет легче, так как пациент пойдет к ним, доверяя всероссийской клинике, а не единичной местной», – считает эксперт.
В эпоху COVID-19 показала себя телемедицина (дистанционная медицина), по данным Forbes, за первое полугодие 2020 года она выросла на 177%. Сообщество медицинского бизнеса считало, что рост спадет, но клиенты продолжают пользоваться данной услугой. Рейтинг SDI360° от аналитического консалтингового агентства SDI показал, что среди 98 ведущих коммерческих клиник только у 58% доступна услуга онлайн-консультирования пациента.
Кризис, который спровоцировала пандемия, немного очистил рынок частных клиник. Его преодолели те компании, где руководитель понимал, что управление своим делом – профессия, а не хобби. Выжили те, кто зрело поступил с сотрудниками, пациентами. Они сейчас развиваются, сохранив основу. А те руководители клиник, которые показали себя слабо, потеряли и клиентов, и сотрудников. Пример: стоматологическая клиника закрылась и не проинформировала об этом клиента, который внес предоплату.
В последние 1,5 года 90% запросов клиник, которые поступают в Школу Медицинского Бизнеса, имеют профиль превентивной и персонализированной медицины. Такие клиники используют более индивидуальный подход к пациенту. В США такая медицина занимает 48% рынка, в России – порядка 12%. Анна Соломахина считает, что такая тенденция будет устойчива, а те клиники, которые не заметят эти изменения и тренды, скорее всего, будут терять конкурентоспособность.
Данный тип медицинских услуг не регулируется юридическими стандартами. Эксперт полагает, что в ближайшие годы их необходимо разработать и внедрить. Создание большого количества таких клиник требует новых специалистов – хэлс-коучей, нутрициологов, парамедиков.
Анна Соломахина подмечает, что бизнес в сфере медицинских услуг идет к цифровизации и оптимизации, следовательно, конкурентноспособным будет тот, кто отцифровывает свои системы.
Из жизни частной клиники
В воронежской сети многопрофильных клиник «СОВА» считают, что бизнес платных медицинских услуг столкнулся с несколькими сложностями за последние два года. Специалисты наблюдают тенденцию снижения платежеспособности клиентов. По прогнозам в ближайшие 2-3 года сохранится тенденция сокращения платежеспособности пациентов, что снизит количество обращений в коммерческие клиники для решения плановых вопросов. Это спровоцирует усиление конкуренции при борьбе за пациента.
Также меняется потребительский спрос – клиент повышает требование к сервису, на сегодняшний день именно эта составляющая стала важным критерием выбора частной клиники. Пациенты хотят получать не только качественную медицинскую помощь, но и высокий уровень сервиса. Клиент, перед тем как посетить ту или иную клинику, изучает информацию о врачах, услугах. Частной клинике в последние два года все труднее и дороже привлекать и удерживать хороших специалистов. В связи с этим клиника планирует сделать несколько шагов. Компания будет расширять спектр услуг, продвигать бренд и открытые ранее услуги, развивать дистанционную составляющую (онлайн-консультирование, личный кабинет, мобильное приложение) и изменять качество коммуникации между пациентом и клиникой (начиная с кол-центра и заканчивая врачом на приеме). Кроме того, будет повышаться уровень компетенции медицинского персонала.
На сегодняшний день, считают в клинике, у населения существует тренд на здоровый образ жизни, профилактику заболеваний – этот тренд необходимо поддерживать. Пациент выбирает многопрофильные медицинские центры, так как они в одном месте оказывают комплекс медуслуг – от лабораторных исследований до приема узких специалистов.
То, что доктор прописал
Фармацевтический рынок является неотъемлемой частью медицинских услуг. Проходя консервативное или оперативное лечение, пациент в любом случае нуждается в лекарствах. В 2020 году из-за пандемии в регионах возникал дефицит лекарственных препаратов. Общие усилия участников рынка помогли нормализовать ситуацию. В 2021 году ситуация стабильная, массовых случаев дефицита лекарственных средств почти не выявляется. Как же чувствуют себя участники фармрынка, в частности аптечные сети?
Маркетинговое агентство DSM Group, в своем отчете об итогах первого полугодия 2021 года фармрынка России, сообщила, что его емкость выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила 1094 млрд рублей, из них 401,8 млрд – аптечный рынок, а оставшиеся 692,2 млрд – госзакупки. Эксперты прогнозируют, что емкость фармацевтического рынка России в 2022 году вырастет еще на 4,6% и составит 2272 млрд рублей. По итогам первого полугодия доля лекарств, заказанных в Интернете, составила 8,3% (аналогичный показатель в 1 полугодии 2020 года был на уроне 6,2%). 30% онлайн-продаж совершается через собственные сайты аптечных сетей. Основной рост цен с начала 2021 года (+2,61%) пришелся на сегмент лекарств стоимостью 50–150 рублей. В Воронежской области, согласно статистике DSM Group, функционирует 1260 аптек, в Белгородской – 864, в Курской – 658, в Липецкой – 608, в Тамбовской – 549, в Орловской – 376.
CEO сети аптек «Фармия» Роман Кубанев считает, что ситуация на рынке в нише фармацевтической розницы весьма противоречивая. «С одной стороны, в текущий коронавирусный период аптеки работают, лекарства покупаются и трудно жаловаться на ограничения. С другой стороны, аптеки – это низкомаржинальный бизнес. Оборот и выручка – большие, а наценки и доходность – низкие. Последние 2 года экономика страны стагнирует и покупательная способность падает, в том числе это касается лекарств и БАДов. В условиях высокой конкуренции (аптеки сейчас буквально на каждом шагу) у нас добавились новые вызовы, такие как разрешение продажи лекарств интернет-магазинами и онлайн-агрегаторами. Такая экономически конкурентная ситуация заставляет придумывать новые ниши/рынки/проекты. Наша аптечная сеть поменяла свою бизнес-модель и начала развивать франчайзинг. Мы берем небольшие сети и аптеки в разных регионах страны и, по сути, даем им преимущества и ресурсы большой компании, что кратно увеличивает доходность собственников бизнеса и позволяет зарабатывать нам. Так, наша аптечная сеть на сегодняшний день увеличилась с 60 аптек до 176», – рассказал бизнесмен.
Рынок частных медицинских услуг и аптечного бизнеса стабильно развивается. Появляются новые тенденции, спросы, условия, такие как цифровизация системы оказания услуг, индивидуальный подход к пациенту, многопрофильность клиники. В современных условиях уверенней себя чувствуют сетевые игроки рынков, однако узкопрофильные небольшие клиники имеют шанс на успех, если они добавят в свой профиль превентивную и персонализированную медицину. Главное, чтобы все нововведения позитивно отразились на главном – здоровье человека.