11 ноября 2024, 11:39
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский бизнес-журнал // Инвестиционный парадокс

12.05.2010 16:42
Вопрос о привлечении инвестиций был одним из главных для руководства области на протяжении нескольких лет. Новая власть продолжила обсуждения, которые оформились в документ — стратегию по привлечению инвесторов. «Воронежский Бизнес-журнал» решил выяснить: что может предложить воронежская область инвесторам сегодня? Недавно губернатор Алексей Гордеев презентовал Воронежскую область в Москве на встрече с главой правления АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса) Райнером Хартманном.

Вопрос о привлечении инвестиций был одним из главных для руководства области на протяжении нескольких лет. Новая власть продолжила обсуждения, которые оформились в документ — стратегию по привлечению инвесторов. «Воронежский Бизнес-журнал» решил выяснить: что может предложить воронежская область инвесторам сегодня?

Недавно губернатор Алексей Гордеев презентовал Воронежскую область в Москве на встрече с главой правления АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса) Райнером Хартманном. Речь снова шла о высоком инвестиционном потенциале Черноземного региона... Что же область обещает инвесторам?

В точке пересечения

Существует некий принцип инвестиционной привлекательности: мес тоположение-кадры-инфраструктура. Именно с такой «хлебосольной» готовностью должен встретить инвестора регион, и такое «гостеприимство» воздастся сполна.

- Воронежская область имеет действительно немалый потенциал: местоположение, кадры. Над третьей составляющей еще стоит поработать, — говорит заведующий кафедрой экономики труда и основ управления ВГУ Владимир Эйтингон. — Пересечение федеральных магистралей могло бы стать выгодной площадкой для капиталовложений. Развитие области интересно в качестве крупного логистического коммуникационного центра, связывающего центр Федерации с южными регионами. Кадры — в полной боевой готовности. С точки зрения интеллектуального и инновационного потенциала мы всегда были заметны, любые рейтинги выводят нас в первую дюжину регионов России. Воронеж представляет собой достаточно заметный в стране центр интеллектуального капитала (4 десятка вузов, пять десятков исследовательско-проектных организаций, несколько предприятий, определяющих позиции ракетно-космического комплекса, связи и т. д.).

Второй вариант вложений — предприятия, связанные с развитием средств связи, электроники, оборонно-промышленного комплекса, владеющие высокими технологиями, инвестирование которых создаст новые производства наукоемкой гражданской продукции инновационного толка.

И, наконец, третий вариант — село. «У Воронежской области высокий сельскохозяйственный потенциал, — уверен Владимир Эйтингон. — Можно привлекать инвестиции в развитие животноводческих структур, в переработку продукции сельского хозяйства».

Однако, по мнению профессора, директора Центра исследования региональной экономики Юрия Корчагина, в области множество факторов, сдерживающих привлечение потенциальных инвестиций. Так, в Воронежской области инфляция выше общероссийской: в 2009 году — 10,9%, в 2008 году — 14,3% (в РФ — 8,8 и 13,3% соответственно). Область — дотационный регион. Безвозмездные поступления в ее консолидированный бюджет в 2009 году составили 35%. В Воронеже с 2001 года имеет место острая бюджетная необеспеченность. Городу оставляют всего 20-25% налогов и сборов с его территории. Отсюда недофинансирование образования, здравоохранения, социальной сферы, инфраструктуры и т. д. А также низкое качество жизни и человеческого капитала.

— Инвестиционная привлекательность региона (рейтинг), — утверждает Юрий Корчагин, — определяется интегральными показателями: инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском. Каждый из этих показателей рассчитывается по группе частных потенциалов и рисков. Для Воронежской области инвестиционный рейтинг «Эксперта РА» сохранился в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на уровне пониженного потенциала при умеренном риске. Ранг инвестиционного потенциала области понизился на один пункт (область опустилась с 25 на 26 место). Ранг инвестиционного риска повысился на 11 пунктов, и регион занял по этому показателю седьмое место (было 18-е). В то же время область имеет высокие экономический (49 место) и финансовый риски (48).

По словам Юрия Корчагина, невысокий ранг инвестиционного потенциала и практически всех частных потенциалов соответствует низкому ВРП на душу населения (52 место в 2008 году) и пониженному качеству жизни. Исключение составляет сравнительно высокий ранг инновационного потенциала, показатели которого многие эксперты считают существенно завышенными.

Не замаслили

И все-таки повышать ранги начали, инвестпредложения сформировали. Высокие технологии, наличие инновационного потенциала, сельское хозяйство — все эти преимущества региона заполнили Масловскую промзону. Правда, сама зона остается незаполненной.

Площадь участка первой очереди освоения — около 350 га. В перспективе она даже может быть расширена до 2300 Га. Пока занята лишь малая часть — в парке расположились лишь два предприятия («Армакс» и «Сименс»), хотя и это уже считается большим успехом.

Вдоль территории индустриального парка проходит главный ход Юго-Восточной железной дороги и автодорога Воронеж - Нововоронеж. Рядом — грузовая железнодорожная станция Масловка. Плюс соединение автодороги с автомагистралью М4 «Дон» (16 км). На участке уже есть действующие системы технического водоснабжения и возможность подключения энергетических систем. Только деньги из инвестфонда в полном объеме пока не поступили.

Индустриальный парк «Масловский» — перспективная зона, ибо всякая зона создает некоторые льготы и преференции. В соответствии со статусом этой зоны помещающийся там инвестор получает льготы, связанные с вложениями в инфраструктуру, с арендной платой за землю.

Хроники неудач

Некоторые эксперты полагают, что причинами нежелания инвесторов идти в регион стала и подпорченная рядом скандально нереализованных проектов репутация столицы Черноземья.

Не будем брать во внимание историю 20-летней давности о покинувшем Воронежскую область и даже Россию Philips. Хотя о нем с сожалением вспоминают до сих пор. Но есть придания свежее. Так, в 2005 году о желании реализовать свой проект в области заявляла компания IKEA. Изначально предполагалось, что проект концерна разместится в Рамонском районе. Однако инвестора попросту не впустили на эту территорию — владельцем участка, на который претендовали шведы, стало ООО «Профи-С» Евгения Хамина и Николая Послухаева. В 2008 году шведы вновь заявили о желании вложить средства в Воронежскую область. Сейчас они вернулись с проектом ТЦ «Мега». Что будет на этот раз — пока сложно предположить.
В 2007 году свернулся широкомасштабный российско-баварский агропроект стоимостью три-четыре млн евро. Тогда власть объяснила причины тем, что не удалось найти отечественных партнеров германской стороны.

В 2008 году из областного центра скандально уходил инвестор ЖКХ — «Новогор».

В чем причина подобного «исхода»? По словам Юрия Корчагина, основными ограничителями притока инвестиций в Воронежскую область являются криминализация экономики, неэффективность управленческой элиты, снижение качества человеческого капитала, усиление конкуренции между регионами в борьбе за инвестиции, высокая изношенность основных фондов (47,3%). Как следствие — низкая производительность труда, дотационный характер финансовой системы.

— В области пока слишком высокие финансовые и экономические риски, — утверждает Юрий Корчагин. — Экономический риск — вероятность возникновения убытков или снижения ожидаемых доходов. Рассчитывается он по тенденции в экономическом развитии региона, пока негативной для Воронежской области. Финансовый риск отражает устойчивость финансовой системы региона — уровень инфляции, сбалансированность бюджетов и финансов организаций, объем чистого экспорта, наличие резервов.

Прыжок ранга интегрального инвестиционного риска Воронежской области с 68 на 7 место за два года имеет мало экономических оснований при очень высоких экономическом и финансовом рисках.

Шаги навстречу

Сегодня областное инвестиционное законодательство более приемлемо для капиталовложений — нормативная база являет собой почти благосклонность к инвесторам. Для них предусмотрены льготы по налогам, налоговые кредиты, льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами. Предусмотрено также предоставление помещений, находящихся в областной собственности, аренда на льготных условиях. Область может принять участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

— У нас есть законодательная база, которая является основой для удовлетворения интересов, — говорит Владимир Эйтингон. — Осталось создать инфраструктуру, чтобы была материально-техническая база и привлекательность, то есть хорошие примеры. Уже есть заметные успехи, но обольщаться ими нельзя. К сожалению, это меньше, чем мы бы могли и хотели. Удельный вес инновационно активных предприятий, как и в России в целом, у нас невелик.

Живем за счет...

- В 2009 году государственные инвестиции составили 41,2%, в том числе из Федерального банка — 34,5% от общего объема инвестиций в область, — отмечает Юрий Корчагин. — Незначительна доля в инвестициях — объем банковских кредитов — 9,2%. За счет собственных средств организации осуществили 29,1% вложений в основной капитал. Таким образом, ситуация с источниками инвестиций в области не меняется уже два десятка лет. Превалируют собственные средства организаций и государственные инвестиции. Кардинально улучшили статистику области за провальный для страны кризисный 2009 год государственные инвестиции в НВАЭС-2 — около 30 млрд рублей из общего объема 85,7 млрд (90,2% от 2008 года). В 2008 году было 21 млрд из 92,15 млрд рублей.

Юрий Корчагин предполагает, что строительство новых блоков НВАЭС-2 и их ввод в действие может создать иллюзии сравнительно стабильного экономического роста региона вплоть до 2013 года. Причем государственные инвестиции полностью гарантированы. Однако снижение инвестиций на 40% в базовую обрабатывающую промышленность в 2009 году, в здравоохранение — на 50%, в образование — на 36% показывают иллюзорность благополучия общих цифр по инвестициям в экономику области. Существенно выросли в 2009 году только вложения в государственное управление — на 19%.

- Плановые инвестиции и расходы на образование и здравоохранение из года в год не выполняются, — подчеркивает Юрии Корчагин. — К сожалению, эти статьи расходов бюджетов МО не защищены. Еще раз повторюсь: в итоге Воронежская область уже отстает в развитии своего человеческого капитала.

Без профессионалов не обойтись

Воронежской области и РФ необходима модернизация и повышение качества человеческого капитала в широком его определении, ядром которого являются профессионалы.

В современной экономике инвестиции «сами» ищут «очаги» профессионалов высокой квалификации, способных приумножать деньги. Необходимо также обновление оборудования и технологий, которым в среднем 13-14 лет. Инвесторы предпочитают регионы, где лучше трудовые ресурсы, выше в целом качество человеческого капитала, обеспечена экономическая свобода в ее международном определении и торжество закона, перед которым обязательно равны все предприниматели — местные, инорегиональные и зарубежные.

Юрий Корчагин,
доктор физико-математических наук, профессор, директор ЦИРЭ

По данным ФСГС, инвестиции на душу населения в Воронежской области в 2008 году составили 40,5 тысяч рублей. По этому показателю она занимала 47 место.

41,2% составили государственные инвестиции в Воронежскую область в 2009 году.

Пора действовать

Инвестиции могли бы дать возможность эффективно использовать потенциал области, которая с точки зрения инновационного интеллектуального потенциала находится в первой дюжине регионов России.
Но мало уметь считать, нужно уметь пользовать. Мы не отличались большим умением в этом деле на протяжении последних нескольких лет. Это одна из главных задач, которые необходимо решать, и правительство пытается это сделать.

Владимир Эйтингон,
заведующий кафедрой экономики труда и основ управления ВГУ

Сегодня областное инвестиционное законодательство более приемлемо для капиталовложений — нормативная база являет собой почти благосклонность к инвесторам.

Новый взгляд

Александр Спичак,
руководитель Агентства по привлечению инвестиций Воронежской области

ГУ «Агентство по привлечению инвестиций Воронежской области» было создано в феврале 2009 года для активизации плодотворного взаимодействия с существующими инвесторами и привлечения потенциальных. До этого схожую деятельность осуществляло Агентство регионального развития.

Благодаря активной инвестиционной политике области, за последнее время были реализованы крупномасштабные инвестиционные проекты, среди них: создание производственного центра информационных технологий Siemens в Воронеже, строительство пивоваренного завода «Балтика» с объемом инвестиций 900 млн рублей, строительство шестого и седьмого энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции (131 млрд рублей), реализация проекта компании «ЕвроцементГрупп» (объемом инвестиций в 3,4 млрд рублей), маслоэкстракционного завода полного цикла ООО «Бунге СНГ» (16 млрд рублей); создание животноводческого комплекса ОАО «Группа Черкизово» (7,9 млрд рублей).

На данный момент продолжается активная работа по содействию привлечению и осуществлению инвестиций в регионе. Сформированы объективно выгодные условия для потенциальных инвесторов. Сейчас серьезно рассматривается порядка 20 проектов. Буквально недавно было подписано три соглашения. Это крупные, новые для области проекты. Приступили к реализации проектов компании Siemens, Armax, Nutreco.

Для информирования об инвестиционных возможностях региона функционирует сайт Агентства с подробной информацией о механизме реализации инвестиционного проекта на территории области, мерах государственной поддержки, индустриальном парке «Масловский». Кроме того, мы ведем активную презентационную деятельность. Участвуем в разного рода круглых столах, на выставках и форумах. Сейчас наша идея по проведению конкурса «Лучший инвестиционный проект», благодаря поддержке правительства области, получила путевку в жизнь. Полным ходом идет подготовка конкурса, выработана концепция, формируется конкурсная комиссия. Мы также активно выступаем инициаторами переговоров с потенциальными инвесторами, для осуществления проектов которых в области сложились объективно выгодные условия. Это касается и областной поддержки проектов различной отраслевой направленности, и условий предоставления земельных участков для строительства.

В целях устранения административных барьеров предпринимаются конкретные шаги для упрощения процедуры получения разного рода разрешений и согласований. Разрабатывается регламент, который позволит существенно сократить сроки рассмотрения согласующими инстанциями вопросов по реализации инвестиционных проектов. Кроме того, воплощается в жизнь механизм оказания услуг по принципу «одного окна», который также позволит существенно облегчить процедуру получения разрешительной документации.

Подчеркну, что область заинтересована в приходе любого инвестора, который готов приступить к реализации проекта, начать новое строительство, создавать рабочие места. Условия для всех инвесторов едины, оказание государственной поддержки осуществляется в рамках законодательства.

Людмила Стряпцева, Воронежский Бизнес-журнал, май № 05, 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0